Решение б/н Решение по делу № 208м/17 от 24 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №208м/17

14 июля 2017 года                                                                                   г.Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17 июля 2017 года.

 

 Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

         Председатель Комиссии: Д.А. Шелестенко – заместитель руководителя управления- начальник отдела защиты конкуренции;

         Члены Комиссии:

Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

Т.А. Филатова – специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,          

в отсутствие представителей заказчика: Департамент образования администрации

г.Липецка, заявителя: ООО «Профит-плюс»,

         рассмотрев жалобу ООО «Профит-плюс» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт системы отопления в МБОУ ОШ №25 г.Липецка (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион),

У С Т А Н О В И Л А:

 

 В адрес Липецкого УФАС России 07.07.2017, по подведомственности из Воронежского УФАС России, поступила жалоба ООО «Профит-плюс» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «Жалобы».

Заявитель и заказчик, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.

На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.

          В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:

1. по сокращению срока подачи заявок на участие в электронном аукционе,

2. по указанию в техническом задании аукционной документации товарных знаков, без сопровождения словами «или эквивалент»,

3. по не указанию при описании объекта закупки сведений о применяемых ГОСТах и не указанию причин невозможности их использования.

          От заказчика поступили письменные пояснения по доводам жалобы.

  Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

         Документация об электронном аукционе на капитальный ремонт системы отопления в МБОУ ОШ №25 г.Липецка (реестровый номер <...> ) и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.  

      Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления в МБОУ ОШ №25 г.Липецка (реестровый номер <...> ).

       1. В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

При этом, пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

Дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе также должна содержать и документация об электронном аукционе (пункт 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).

       Проанализировав извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что:

- извещение об осуществлении закупки и аукционная документация размещены на официальном сайте –20.06.2017  в 17:18,

- начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 154 261,91 рублей,

- дата и время начала подачи заявок: 20.06.2017 в 17:18, дата и время окончания подачи заявок: 05.07.2017 09:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей первых частей заявок участников: 10.07.2017, дата проведения электронного аукциона: 13.07.2017 09:00.

       В силу части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

       Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

       В соответствии с аукционной документацией, извещением о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена на 05.07.2017 в 09:00, т.е. на пятнадцатый день.

      Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком на официальном сайте –20.06.2017  в 17:18.

      Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в электронном аукционе, согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации, должен быть установлен не ранее 05.07.2017 23:59.

      Таким образом, действиями заказчика, ненадлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.

     Таким образом, довод заявителя нашел свое подтверждение.

 

2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, п.11 аукционной документации содержит следующее условие: описание объекта закупки содержится в «Техническом задании» к аукционной документации (Приложение №1).

Проанализировав приложение №1 к аукционной документации «Техническое задание» установлено, что заказчиком предъявлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом закупки, с указанием на товарный знак.

Так, по позиции 30 указано следующее:

№ пп

Наименование

Ед. изм.

Кол.

30

Изоляция трубопроводов  изделиями из вспененного каучука ("Армофлекс"), вспененного полиэтилена ("Термофлекс"): трубками

 м трубопровода

321,3

При этом, как установлено, товарного знака "Армофлекс" не существует, согласно данным завода производителя, существует изоляционный материал "Армафлекс" (пишется через букву "а").

Вместе с тем, данная позиция технического задания содержит указание на  товарный знак: Термофлекс (правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью "Инновационные Технологии Смазок", (RU), номер регистрации- 529310 от 11.12.2014), без включения слов "или эквивалент".

В рассматриваемом случае, включение указаний в отношении товарных знаков товаров, используемых при выполнении работ, без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент" не является исключением, предусмотренным п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, выразившегося во включении в описание объекта закупки требований в отношении товарных знаков товаров, используемых при выполнении работ, без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент".

     Таким образом, довод заявителя нашел свое подтверждение.

 

      3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания заказчику, в рамках закона, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены заказчиком в Приложении №1 «Техническое задание» аукционной документации.

В отношении товаров, в т.ч. по позициям: 1, 5, 6 Технического задания заказчиком установлены следующие требования:

№ п/п

Наименование товара, технические и качественные характеристики

1

Трубопроводы полипропиленовые композитные армированные для отопления PN 25, 

диаметром 20, 25, 32, 40, 50, 63, 75 мм.

5

Труба стальная водогазопроводная Ду 25, 32 – толщина стенок 3,2 мм

6

Труба стальная водогазопроводная Ду 40, 50 – толщина стенок 3,5 мм

Как установлено из письменных пояснений заказчика, данные показатели являются стандартными, регламентированными государственными стандартами: ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия» и ГОСТ Р 52134-2003 Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления общие технические условия», действующими на территории Российской Федерации. При этом, Закон о контрактной системе не устанавливает обязанность заказчика указывать конкретный ГОСТ при описании объекта закупки.

Следует отметить, что требования о соответствии используемых при выполнении работ товаров каким-либо государственным стандартам предусмотрены в п.4.5 проекта контракта, являющимся приложением №3 к аукционной документации.

Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что в техническом задании установленные характеристики товара не содержат ограничений в возможности участия в закупки только определенного производителя, поставщиками товара может выступать любое физическое или юридическое лицо, готовые поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющую потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц и об ограничении числа участников торгов.

Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 указано, что "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов".

Вместе с тем, заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что заказчиком в отношении товаров, в частности,  по позициям 1, 5, 6 Технического задания аукционной документации не соблюдены правила описания объекта закупки, установленные положениями ст.33 Закона о контрактной системе, а также доказательств того, что действия заказчика, по установлению требований к товару, являются для заявителя или некоторых участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам.

Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.

Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административных правонарушений.       

          Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст.106 Закона о контрактной системе,  Комиссия Липецкого УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

         1. Признать жалобу ООО «Профит-плюс» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт системы отопления в МБОУ ОШ №25 г.Липецка (реестровый номер <...> ) обоснованной в части сокращения заказчиком срока подачи заявок на участие в электронном аукционе и

указания в техническом задании аукционной документации товарных знаков без сопровождения словами «или эквивалент».

         2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.3 ст.63, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

         3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

         4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны