Решение б/н Акт по делу №20ф/18 по результатам проверки от 31 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

А К Т по делу №20ф/18

по результатам проверки

 

«31» октября 2018 года                                                                                г.Липецк

                                                                                                            

На основании Приказов Липецкого УФАС России от 03.10.2018 №431 и от 18.10.2018 №464, в соответствии с ч.15, ч.28 ст.99 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе), Инспекцией Липецкого УФАС России  по поступившей информации (вх.№5802 от 25.09.2018) проведена проверка соблюдения заказчиком — управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области требований Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок с реестровыми номерами: 0146100006218000001, 0146100006218000002, 0146100006218000003, 0146100006218000004, 0146100006218000005, 0146100006218000006, 0146100006218000007, 0146100006218000008, 0146100006218000009, 0146100006218000010, 0146100006218000011, 0146100006218000012, 0146100006218000013, 0146100006218000014, 0146100006218000015, 0146100006218000016, 0146100006218000017, 0146100006218000018, 0146100006218000020, 0146100006218000021, 0146100006218000022.

Проверка начата: 03.10.2018, окончена: 29.10.2018.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Проверкой установлено следующее.

В адрес Липецкого УФАС России 25.09.2018, из ФАС России, поступила информация, содержащая признаки нарушения требований Закона о контрактной системе заказчиком - управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области (далее- заказчик) при осуществлении закупок с реестровыми номерами: 0146100006218000001, 0146100006218000002, 0146100006218000003, 0146100006218000004, 0146100006218000005, 0146100006218000006, 0146100006218000007, 0146100006218000008, 0146100006218000009, 0146100006218000010, 0146100006218000011, 0146100006218000012, 0146100006218000013, 0146100006218000014, 0146100006218000015, 0146100006218000016, 0146100006218000017, 0146100006218000018, 0146100006218000020, 0146100006218000021, 0146100006218000022.

Суть нарушений сводится к следующему:

1. Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее- НМЦК) не учтены положения Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567, поскольку в таблицах расчета НМЦК (приложение к документациям о закупках) отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет НМЦК.

2. Заказчиком, в формах заявок на участие в закупках, в нарушение требований Закона о контрактной системе, установлено требование об указании телефона, факса и адреса электронной почты контактного лица участника закупки.

3. Заказчиком, в формах заявок на участие в закупках, в нарушение требований Закона о контрактной системе, установлено требование о декларировании отсутствия сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).       

4. Заказчиком в проектах контрактов установлен размер пени не в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее- Постановление Правительства РФ №1063), что нарушает ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе.

        Присутствующий при проведении проверки представитель заказчика представил письменные возражения и пояснил, что требования Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемых закупок заказчиком были соблюдены. 

В результате анализа информации об осуществлении закупок, установлено следующее.

В  соответствии со ст.3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

При этом, согласно п.3 ст.13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Согласно приказа руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 27.03.2018 №274, управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области (заказчик) было реорганизовано путем присоединения к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области с изменением наименования на - управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям.

При этом установлено, что закупки с реестровыми номерами: 0146100006218000001, 0146100006218000002, 0146100006218000003, 0146100006218000004, 0146100006218000005, 0146100006218000006, 0146100006218000007, 0146100006218000008, 0146100006218000009, 0146100006218000010, 0146100006218000011, 0146100006218000012, 0146100006218000013, 0146100006218000014, 0146100006218000015, 0146100006218000016, 0146100006218000017, 0146100006218000018, 0146100006218000020, 0146100006218000021, 0146100006218000022, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, осуществлялись заказчиком – управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области до проведения процедуры реорганизации.

Приказами руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от 23.06.2016 №77-о была создана контрактная служба, а от 12.02.2018 №17-о создана постоянно действующая единая комиссия по осуществлению закупок для нужд управления.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Липецкого УФАС России пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе, приказом Минэкономразвития России от 02 октября 2013 года N567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).

При этом, следует отметить, что Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и не носят нормативного характера.

Так, согласно п.2.1 Методических рекомендаций, обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Инспекция Липецкого УФАС России, проанализировав документации о закупках с реестровыми номерами: 0146100006218000002, 0146100006218000003, 0146100006218000005, 0146100006218000006, 0146100006218000007, 0146100006218000008, 0146100006218000009, 0146100006218000010, 0146100006218000011, 0146100006218000013, 0146100006218000014, 0146100006218000015, 0146100006218000016, 0146100006218000017, 0146100006218000018, 0146100006218000020, 0146100006218000021, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru установила, что они содержат раздел "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта".

Так, было установлено, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта по вышеуказанным закупкам заказчиком использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

При этом установлено, что раздел "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", в каждой вышеупомянутой закупке, содержит таблицу расчета НМЦК, с указанием на поставщиков (подрядчиков, исполнителей): №1, №2, №3, предоставивших коммерческие предложения, но без указания наименований данных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что, по мнению Инспекции Липецкого УФАС России, соответствует требованиям п.2.1 Методических рекомендаций и ч.20 ст.22 Закона о контрактной системе.

Более того, заказчиком на проведение проверки были представлены копии всех коммерческих предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по вышеуказанным закупкам, на основании которых им формировалась начальная (максимальная) цена контракта.

Дополнительно следует отметить, как установлено, для обоснования начальной (максимальной) цены контракта по закупке с реестровым номером 0146100006218000012 заказчиком использовался тарифный метод. При этом, установлено, что раздел "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации по данной закупке содержит указание реквизитов документа, на основании которого выполнен расчет, что также соответствует требованиям п.2.1 Методических рекомендаций и ч.20 ст.22 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, заказчик, не указав в таблицах расчета НМЦК реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет НМЦК, требования Закона о контрактной системе и Методических рекомендаций не нарушил.

2. По смыслу п.2 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе, извещение о проведении запроса котировок должно содержать, в числе прочего, форму заявки на участие в запросе котировок.

Частью 3 ст.73 Закона о контрактной системе установлены требования к составу заявки на участие в запросе котировок.

При этом, согласно ч.3.1 ст.73 вышеуказанной нормы Закона, участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

А согласно ч.4 ст.73 Закона о контрактной системе, требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 названной статьи информации и документов, не допускается.

Проанализировав формы котировочных заявок, являющиеся приложениями  к извещениям о проведении запросов котировок с реестровыми номерами: 0146100006218000007, 0146100006218000010, 0146100006218000012, 0146100006218000014, 0146100006218000020, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что помимо сведений, предусмотренных ч.3 ст.73 Закона о контрактной системе, они, в нарушение требований ч.4 ст.73 Закона о контрактной системе, содержат требования о предоставлении участниками закупки, в частности, следующей информации:

- отчество (для физического лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей – в обязательном порядке;

- юридический адрес, телефон, факс, электронная почта;

- информации о том, что в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об участнике закупки, учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки- юридического лица;

- декларации о том, что участник закупки не является оффшорной компанией;

- сведения о контактном лице участника закупки с указанием электронной почты, телефона, факса и адреса, по которому заказчик может направить корреспонденцию.

Таким образом, заказчиком нарушены требования ч.4 ст.73 Закона о контрактной системе.

3. Согласно ст.34 Закона о контрактной  системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042  утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

При этом, данным постановлением с 09.09.2017 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N1063.

В ходе анализа проектов контрактов, являющихся приложением  к документациям о закупках с реестровыми номерами: 0146100006218000002, 0146100006218000003, 0146100006218000005, 0146100006218000006, 0146100006218000007, 0146100006218000008, 0146100006218000009, 0146100006218000010, 0146100006218000011, 0146100006218000012, 0146100006218000013, 0146100006218000014, 0146100006218000015, Инспекцией Липецкого УФАС России установлено, что в разделе «Ответственность сторон» содержатся условия об ответственности сторон на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N1063, которое, как было указано ранее, признано утратившим силу до объявления заказчиком о проведении закупок.

Таким образом, условие об ответственности заказчика и поставщика установлено в проектах контрактов без учета Правил, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации  от 30.08.2017 N1042, и ч.ч. 5, 7, 8  ст.34   Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу п.1 и п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как установлено Инспекцией Липецкого УФАС России из анализа документации об электронном аукционе с реестровым номером 0146100006218000013, описание объекта закупки, содержащее требования к функциональным характеристикам объекта закупки, установлено в техническом задании (раздел 3 аукционной документации).

Так, по позициям 1-7 технического задания установлены требования к функциональным характеристикам закупаемого товара со ссылкой на конкретные технические условия: 72.11.13.033-04731278-2015, 72.11.13.035-04731278-2015, 72.11.13.034-04731278-2015 и т.д.

При этом, в соответствии с п.4.1 ГОСТ 2.114-2016. «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия», ТУ в соответствии с ГОСТ 2.102 являются конструкторским документом, содержащим требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах. ТУ разрабатываются по решению разработчика, заказчика, если это не отражено в техническом задании на выполнение опытно-конструкторской работы. ТУ разрабатываются в составе комплекта конструкторского документа и являются неотъемлемой частью комплекта конструкторского документа на изделие.

А согласно п.4.2 указанного ГОСТа, ТУ следует разрабатывать, как правило, на изделия, предназначенные для самостоятельной поставки (реализации) потребителю. ТУ по согласованию заказчика (потребителя) с разработчиком (поставщиком) конструкторского документа могут быть разработаны на отдельные составные части изделия, если это не установлено в техническом задании на выполнение опытно-конструкторской работы.

Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.

Таким образом, действия заказчика, установившего по позициям 1-7 технического задания аукционной документации требования о соответствии данного товара требованиям технических условий (72.11.13.033-04731278-2015, 72.11.13.035-04731278-2015, 72.11.13.034-04731278-2015 и т.д.), нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения.

Заключение.

1. В действиях заказчика — управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области, при осуществлении закупок с реестровыми номерами: 0146100006218000002, 0146100006218000003, 0146100006218000005, 0146100006218000006, 0146100006218000007, 0146100006218000008, 0146100006218000009, 0146100006218000010, 0146100006218000011, 0146100006218000012, 0146100006218000013, 0146100006218000014, 0146100006218000015, 0146100006218000020, установлены нарушения ч.ч. 5, 7, 8  ст.34,  п.1 ч.1 ст.64, ч.4 ст.73 Закона о контрактной системе и Правил, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042.

2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду заключенных контрактов.

3. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны