Решение б/н Решение по жалобе ООО НПО «НОВОТЕХ» от 24 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
|
РЕШЕНИЕ №20з/16
«18» октября 2016 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2016
Решение в полном объеме изготовлено 20.10.2016
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления;
члены Комиссии:
Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;
Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов;
в присутствии представителей заказчика- муниципальное унитарное предприятие "Липецкий пассажирский транспорт": <…> (доверенность б/н от 01.09.2016), <…> (доверенность б/н от 01.09.2016),
в отсутствии представителей заявителя- ООО НПО «НОВОТЕХ»,
рассмотрев жалобу ООО НПО «НОВОТЕХ» на действия заказчика - муниципальное унитарное предприятие "Липецкий пассажирский транспорт" и комиссии при проведении аккредитации в электронной форме на приобретение запасных частей импортного производства и их импортозамещающие для ремонта подвижного состава (извещение №31604126104) (далее- аккредитация в электронной форме),
У С Т А Н О В И Л А:
10.10.2016 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО НПО «НОВОТЕХ» на действия заказчика - муниципальное унитарное предприятие "Липецкий пассажирский транспорт" и комиссии при проведении аккредитации в электронной форме.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению. Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Липецкого УФАС России по адресу: http://lipetsk.fas.gov.ru.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, представителей не направил.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В своей жалобе заявитель указывает, что комиссией заказчика неправомерно было отказано в допуске к участию в закупке - аккредитация в электронной форме по причине отсутствия возможности осуществлять поставку запасных частей чешского производства. Кроме того, заказчиком неправомерно и в нарушение требований ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции) были сформированы лоты в данной закупке.
Представители заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, по доводам жалобы пояснили, что комиссией заказчика правомерно было отказано заявителю в допуске к участию в закупке по основанию, указанному в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре аккредитации в электронной форме. Кроме того сообщили, что лоты заказчиком были сформированы исходя из его потребностей.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия установила следующее:
Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о закупках) предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 1 статьи 4 Закона о закупках закреплено, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках закреплено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Также, пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Директором МУП "Липецкпассажиртранс" было принято решение об утверждении Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Липецкпассажиртранс".
Как было выявлено Комиссией Липецкого УФАС России, в разделе 2 главы 4 Положения о закупке установлено, что заказчик, при осуществлении закупок вправе использовать следующие процедуры (способы), в частности: процедуру аккредитации.
Порядок осуществления закупки путем проведения процедуры аккредитации определен заказчиком в главе 11 Положения о закупке.
Так, в соответствии с п.3.1. раздела 3 главы 11 Положения о закупке, общий порядок проведения процедуры аккредитации по виду деятельности состоит, в частности, в следующем:
- рассмотрение и оценка Заказчиком Процедуры аккредитации полноты предоставленной участником информации в составе заявки на участие в Процедуре аккредитации;
- проведение оценки участника Процедуры аккредитации на соответствие требованиям, установленным Заказчиком в документации.
Как установлено, заказчиком на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, 22.09.2016 размещено извещение о проведении аккредитации в электронной форме на приобретение запасных частей импортного производства и их импортозамещающие для ремонта подвижного состава (извещение №31604126104).
В ходе анализа указанного извещения, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что пунктами 10-10.5 извещения заказчиком установлены требования к характеристикам товара, к упаковке, условиям поставки и приемки товара. Так, заказчиком в п.10 извещения установлено, что характеристики товара определены в Приложении № 3 «Техническое задание» к извещению аккредитации.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, приложение №3 «Техническое задание» к извещению аккредитации содержится спецификация закупаемого заказчиком товара, которая содержит перечень закупаемого товара и требования заказчика относительно страны-производителя данного товара: Чехия, Чехия-Россия.
При этом, как пояснили представители заказчика, потребность заказчика заключается в приобретении товара конкретной страны происхождения – Чехия, либо совместного производства: Чехия-Россия. Потребность в приобретении товара, страной происхождения которого является – Россия, у заказчика отсутствует. Более того, п.2.2 технического задания (приложение № 3 к извещению аккредитации), им установлено требование о том, что страна-производитель поставляемого товара должна соответствовать сведениям, указанным в спецификации к техническому заданию.
Пунктами 11-13 извещения заказчиком установлены требования к участникам закупки.
Данные требования установлены в соответствии с разделом 8 главы 11 Положения о закупке. Так, п.8.1 раздела 8 главы 11 Положения о закупке предусмотрено, что «Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с настоящим Положением».
А п.8.2 указанного раздела предусмотрено следующее: «При проведении Процедуры аккредитации устанавливаются следующие основные требования к участникам Процедуры аккредитации для включения в реестр потенциальных участников закупок МУП «Липецкпассажиртранс»:
- соответствие обязательным требованиям к участникам закупки, устанавливаемым в соответствии с Главой 5 Положения;
- платежеспособность;
- наличие опыта, квалификации, производственных мощностей и квалифицированных трудовых ресурсов для производства (поставки) определенных видов товаров, выполнения определенных видов работ, оказания определенных видов услуг надлежащего качества;
- отсутствие отрицательной деловой репутации;
- и другие требования по усмотрению Заказчика.».
Кроме того, пунктом 14 извещения установлены, в частности, следующие требования к составу заявки: «1.1. Заявка на участие в аккредитации (форма № 2.1);
1.2. Анкета участника (форма № 2.2);
1.3. Опросный лист (форма № 2.3);
1.4. Приложения к опросному листу (форма № 2.3.1, форма 2.3.2);
2.Копии учредительных документов:
2.1. Устав (заверенная руководителем и печатью, если документы сканируются с оригиналов с цветной печатью, то «копия верна» не ставится и заверять не надо);
2.2.Свидетельство о государственной регистрации Юридического лица (заверенная руководителем и печатью, если документы сканируются с оригиналов с цветной печатью, то «копия верна» не ставится и заверять не надо);
2.3. Свидетельство о постановки юридического лица на налоговый учет (заверенная руководителем и печатью, если документы сканируются с оригиналов с цветной печатью, то «копия верна» не ставится и заверять не надо);
2.4. Выписка из ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за три месяца до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении аккредитации (заверенная руководителем и печатью, если документы сканируются с оригиналов с цветной печатью, то «копия верна» не ставится и заверять не надо);
2.5. Копию уведомления о возможности применения участником закупки упрощенной системы налогообложения (для участников закупки, применяющих её);
2.6. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Участника размещения заказа:
В случае, если заявка подписана руководителем организации:
- документ, подтверждающий правомочность руководителя действовать от имени организации в соответствии с учредительными документами (документ о назначении руководителя), выписка из учредительных документов;
- в случае если заявка подписана не руководителем организации – доверенность в свободной форме на лицо, которое подписывает и подает заявку в вышеуказанной процедуре (оригинал);
2.7. На момент поставки продукция должна иметь действующие сертификаты соответствия (паспорт качества) производителя (предоставить справку в свободной форме).
2.8. Декларация соответствия участника (форма № 2.4).
2.9. Поставщик должен иметь договор поставки на импортную продукцию с чешским производителем (предоставить копию договора)». Иных требований к составу в заявке документов, в т.ч. касательно закупаемого товара, не установлено.
При этом, заказчиком в данном пункте извещения указано, что: «Комиссия принимает решение о допуске (об отказе в допуске) к участию в аккредитации по основаниям, предусмотренным в п. 10.1-10.4,12,13,14 в извещение аккредитации. Участник, подавший такую заявку без полного пакета документов, не допускается к дальнейшему участию в аккредитации».
Однако, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что основания для принятия комиссией заказчика решения о допуске (об отказе в допуске) к участию в аккредитации, в пунктах 10.1-10.4,12,13,14 извещения аккредитации, отсутствуют.
Согласно протокола №4120455-6609155-1 оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре аккредитации в электронной форме от 28.09.2016, на участие в данной процедуре было подано 2 заявки от участников закупки: ООО «ВТК ИнТранс» и ООО НПО «НОВОТЕХ» (заявитель).
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заявителю было отказано в допуске к участию в процедуре закупки по основанию: «Участник не имеет возможность осуществлять поставку запасных частей чешского производства».
Из анализа заявки заявителя, поданной на участие в процедуре аккредитации в электронной форме, следует, что им планируется осуществить поставку товара, страной-производителем которого является Россия.
А согласно протокола №4120455-6609155-2 о включении в реестр потенциальных поставщиков и подведении итогов процедуры аккредитации от 28.09.2016, комиссией заказчика принято решение о том, что заявка заявителя была признана несоответствующей требованиям документации процедуры аккредитации, а заявка ООО «ВТК ИнТранс» была рассмотрена в порядке, предусмотренном Положением и была признана комиссией соответствующей всем требованиям документации по процедуре аккредитации. В связи с чем, комиссия решила: включить ООО «ВТК ИнТранс» в реестр потенциальных участников закупок для дальнейшего участия в закупке «Поставка запасных частей импортного производства и их импортозамещающих для ремонта подвижного состава МУП «Липецкпассажиртранс»» с 29.09.2016 года, сроком на 1 (один) календарный год.
Согласно ч.6 ст.3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
А в силу пунктов 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, сведения о критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке должны быть указаны заказчиком в Положении о закупке, а также в документации о закупке.
Однако, из анализа извещения о проведении аккредитации в электронной форме и Положения о закупках заказчика не усматривается наличия в них сведений о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, отсутствует значимость каждого критерия. Кроме того, в извещении отсутствуют сведения о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, в нарушение пунктов 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о проведении аккредитации в электронной форме и Положении о закупках отсутствуют сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, отсутствует значимость каждого критерия. Кроме того, в извещении, в нарушении вышеуказанной нормы закона, отсутствуют сведения о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Отсутствие в извещении о проведении аккредитации в электронной форме, а также в Положении о закупках вышеуказанных сведений, не позволяет осуществить объективный выбор победителя упомянутого запроса предложений и, как следствие, приводит к тому, что оценка всех поступивших заявок участников закупки производится исключительно на основании субъективного мнения комиссии заказчика, что, в свою очередь, не соответствует целям открытости и прозрачности закупок и нарушает требования ч.6 ст.3 Закона о закупках.
С учетом вышеуказанного, по результатам оценки имеющихся доказательств, в действиях заказчика установлены нарушения ч.6 ст.3, пунктов 12 и 13 ч.10 ст.4 Закона о закупках.
Установленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения.
Довод заявителя о нарушении заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России признает несостоятельным, противоречащим установленному порядку возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении в действиях данного лица законодательства о защите конкуренции.
В рассматриваемом случае, вопрос о рассмотрении действий заказчика, содержащих признаки нарушения указанной нормы закона, Комиссией Липецкого УФАС России не рассматривался, жалоба заявителя рассмотрена в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является обоснованной.
Руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1. части 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО НПО «НОВОТЕХ» на действия заказчика - муниципальное унитарное предприятие "Липецкий пассажирский транспорт" и комиссии при проведении аккредитации в электронной форме на приобретение запасных частей импортного производства и их импортозамещающие для ремонта подвижного состава (извещение №31604126104) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.6 ст.3, пунктов 12 и 13 ч.10 ст.4 Закона о закупках.
3. Выдать предписания об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ №20з/16
«18» октября 2016 года г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления;
члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;
Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,
Руководствуясь ст.18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьями 1 - 2, статьей 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на основании своего решения от 18.10.2016 по делу №20з/16 по рассмотрению жалобы ООО НПО «НОВОТЕХ»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - муниципальное унитарное предприятие "Липецкий пассажирский транспорт", в срок до 28.10.2016, аннулировать закупку путем проведения аккредитации в электронной форме на приобретение запасных частей импортного производства и их импортозамещающие для ремонта подвижного состава (извещение №31604126104) и разместить на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru информацию об аннулировании закупки.
2. Оператору электронной площадки - OTC-tender, в срок до 28.10.2016, обеспечить техническую возможность исполнения предписания.
3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.