Решение б/н Решение по делу № 213с/17 от 24 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №213с/17

 

18 июля 2017 года                                                                                 город Липецк

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2017  года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

Председатель Комиссии:  И.В. Поткина;

Заместитель председателя Комиссии:  Т.В. Беккер;

Член Комиссии: Т.С. Рябкова,

в присутствии представителей заказчика: Управление здравоохранения  Липецкой области – <…>, <…>,

в отсутствие представителей заявителя: ООО «Герофарм»,

рассмотрев жалобу ООО «Герофарм» на положения аукционной документации- аукцион №345 на поставку лекарственного препарата инсулин растворимый человеческий генно-инженерный (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 В адрес Липецкого УФАС России 11.07.2017 поступила жалоба ООО «Герофарм» на положения аукционной документации.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

Комиссией Липецкого УФАС России, с целью получения от заказчика дополнительной информации, был объявлен перерыв до 17.00 часов 18.07.2017.

От заявителя, по доверенности от 12.01.2015, явился представитель -<...>, который был уведомлен об объявленном до 17.00 часов перерыве, но в указанное время представитель заявителя на рассмотрение жалобы не явился.

 На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.

  В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, установившего в описании объекта закупки требования к профилю действия и составу вспомогательного вещества лекарственного препарата, соответствующего единственному торговому наименованию – Актрапид НМ Пенфилл, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и влечет ограничение количества участников закупки.

          Представители заказчика не согласны с доводами жалобы заявителя и пояснили, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. А при составлении требований к функциональным характеристикам товара учитывались потребности пациентов в лекарственном препарате.

  Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

         Приказом и.о. начальника управления здравоохранения Липецкой области от 23.06.2017 №887 принято решение о проведении электронного аукциона и о создании аукционной комиссии.

         Документация об электронном аукционе №345 на поставку лекарственного препарата инсулин растворимый человеческий генно-инженерный (реестровый номер <...> ) и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.

          Объектом закупки является поставка лекарственного препарата инсулин растворимый человеческий генно-инженерный для нужд управления здравоохранения Липецкой области.

           Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 445 990,00рублей.

           При этом, источником финансирования является средства бюджета Липецкой области (субвенции или трансферты федерального бюджета).

    Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

    При этом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

   Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).

    Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

    На основании части 1 статьи 59 Законом о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

   Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе.

         Согласно п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.

При этом, из статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

        Таким образом, заказчику, в рамках названного Закона, предоставлены полномочия по определению параметров и характеристик товара, удовлетворяющих его потребности и предоставлено право указывать в закупочной документации такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, описание объекта закупки, включая требования к его функциональным, техническим, качественным характеристикам, содержится в п.4.2 аукционной документации.

 Проанализировав пункт 4.2 аукционной документации, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что он содержит следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара: «лекарственный препарат Инсулин короткого действия (после подкожного введения начало действия - в течение 30 минут, максимальная концентрация инсулина в плазме - в течение 1,5 - 2,5 часов, период полувыведения - 2-5 часов, максимальный эффект - в течение 1,5-3,5 часов, продолжительность действия - 7-8 часов) - инсулин растворимый человеческий генно-инженерный раствор для инъекций 100 МЕ/мл 3 мл (вспомогательные вещества: цинка хлорид, глицерин (глицерол), метакрезол, натрия гидроксид и/или кислота хлористоводородная, вода для инъекций) картриджи № 5».

Под данное описание подходит единственный препарат с торговым наименованием Актрапид НМ Пенфилл короткого действия.

Как пояснили представители заказчика, описание объекта закупки аукционной документации составлено на основании заявок, сформированных лечащими врачами, с учетом потребности пациентов. Закупка инсулина осуществляется для определенных пациентов, которым он был подобран и назначен задолго до объявления электронного аукциона. Инсулин такого состава они применяют в течение длительного времени, к нему адаптированы и с его помощью достигнута стабилизация заболевания (контроль над ним). Перевод пациентов с описанного инсулина на инсулин с иным составом и характеристиками сопряжен с обострением сахарного диабета и снижением качества жизни больных.

Доказательств, опровергающих данный довод заказчика о несовместимости и не взаимозаменяемости препаратов, содержащих инсулин, заявителем не представлено. При этом, представленные в материалы дела инструкции по применению препаратов «Биосулин Н», «Возулим-Н», «Генсулин-Н» и проч. к таким доказательствам не относятся.

       Более того, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что согласно вывода Верховного Суда РФ, отраженного в Определении от 23.06.2017 №310-КГ17-1939 по делу №А08-1545/2016, включение в документацию конкретного торгового наименования при закупке инсулина обуславливается необходимостью исключения негативного влияния на качество жизни пациентов при хаотичной смене препаратов, что следует из совместного письма Российской ассоциации эндокринологов, главного эндокринолога Министерства здравоохранения РФ, главного детского эндокринолога Министерства здравоохранения РФ и директора института диабета ФГБУ «Эндокринологический научный центр» от 23.11.2015 №01/7-1144.

Кроме того, как указали представители заказчика, закупка инсулина средней продолжительности действия обусловлена необходимостью обеспечения данным препаратом пациентов, ранее получавших инсулин растворимый человеческий генно-инженерный с торговым наименованием Актрапид НМ Пенфилл и имевших право на его дальнейшее бесплатное получение.

Следовательно, установление в п.4.2 аукционной документации состава лекарственного препарата обусловлено потребностями заказчика (с учетом применения каждым пациентом, страдающих сахарным диабетом, инсулинов с конкретным торговым наименованием.

Также, заказчиком были представлены сводные данные, подтверждающие потребность в инсулине определенного торгового наименования.

          Кроме того, данный инсулин короткого действия заказчиком используется, для терапевтического лечения в паре с инсулином средней продолжительности действия, совместимость которых также необходима.

Комиссия Липецкого УФАС России, изучив представленные документы, приходит к выводу, что рассматриваемая закупка осуществляется непосредственно для больных сахарным диабетом и находящихся на инсулинотерапии на протяжении длительного времени.  

 Вместе с тем, согласно ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

 При этом, заявителем не представлено и отсутствуют в Липецком УФАС России доказательства, что инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) имеет схожую фармакодинамику и фармакокинетику с аналогом и  перевод пациентов с одного препарата на другой, в рамках анатом-терапевтическо-химической классификации «инсулины короткого действия и их аналоги для инъекционного введения»: именно с генно-инженерного на аналоги, а также совместимость в комплексной терапии с определенным инсулином средней продолжительности действия может осуществляться без необходимости получения терапии в стационаре.

         С учетом изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки, выполненное заказчиком, не нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе.

         Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

         1. Признать жалобу ООО «Герофарм» на положения аукционной документации- аукцион №345 на поставку лекарственного препарата инсулин растворимый человеческий генно-инженерный (реестровый номер <...> ) необоснованной.

         Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны