Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 13 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 214-Т-18

 

«09» апреля 2018 года город Липецк

 

Я, руководитель Липецкого УФАС России <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 214-Т-18, возбужденного в отношении контрактного управляющего администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации <…>, <…> г.р., уроженки <…>, зарегистрированной по адресу: <…>, паспорт <...> <…> выдан <…> Отделением УФМС России по Липецкой области в Добровском районе (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности), которой разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), о чем указано в протоколе об административном правонарушении № 214-Т-18,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Протоколом № 214-Т-18 от 28.03.2018 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности.

Определением № 214-Т-18 от 28.03.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 09.04.2018.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явилось.

В Липецкое УФАС России 09.04.2018 (вх. № 1981) от лица, привлекаемого к административной ответственности, поступило ходатайство, в котором оно просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев данное ходатайство, считаю возможным рассмотреть настоящее дело без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) администрация Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, являясь заказчиком, осуществляла закупку путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный комплекс, расположенный по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе" (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион).

Распоряжением администрации Добровского муниципального района Липецкой области от 07.07.2017 № 525-р принято решение о проведении электронного аукциона.

Документация об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный комплекс, расположенный по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе" (реестровый номер <...> ) и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный комплекс, расположенный по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе".

При этом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как установлено, техническая часть аукционной документации (раздел IV), содержит таблицу с характеристиками товаров, в отношении которых участник закупки должен предоставить конкретные показатели.

В ходе анализа требований, установленных заказчиком к материалам, применяемым в ходе работ, установлено, что описание ряда материалов произведено заказчиком без учета положений ст. 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Так, например, установлены требования к характеристикам товаров не в соответствии с указанными заказчиком ГОСТами и обязывает участников предоставить значения, которые не соответствуют заявленным заказчиком ГОСТам:

- позиция 97 таблицы технической части аукционной документации («Прокладки из паронита ГОСТ 481-80») содержит, в том числе, требование о том, что прокладки должны соответствовать ГОСТу 481-80, а также предъявлено требование к толщине, выраженное диапазонным значением - 0,5-3,5мм, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки предусмотрено, что символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Вместе с тем, таблицей 2 ГОСТа 481-80 установлена толщина листов паронита, в зависимости от его марки. Так, например, паронит марки ПОН имеет толщину: 0,4 мм, 0,6мм, 0,8мм, 1,0мм, 1,5мм и т.д до 6,0мм. При этом, толщина листов паронита установлена вышеуказанным ГОСТом в виде конкретного значения, а не диапазоном. Таким образом, позиция 97 таблицы технической части аукционной документации («Прокладки из паронита ГОСТ 481-80»), содержащая, в том числе, такую характеристику товара, как: толщина 0,5-3,5мм, не соответствует требованиям ГОСТа 481-80. Следовательно, толщина листов паронита установлена заказчиком не в соответствии с требованиями указанного ГОСта, но при этом обоснования необходимости использования такого показателя документация не содержит, что, в свою очередь, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе;

- позиция 99 «Горячекатаная арматурная сталь ГОСТ 5781-82 ГОСТ 2590-2006» содержит требование к классу стали А I-III со следующим описанием стали- «в виде стержней из гладкого профиля мерной либо немерной длины, мм». Согласно инструкции по заполнению заявки предусмотрено, что символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Поэтому, как следует из положений инструкции по заполнению заявки, крайние значения по характеристике товара: класс А I-III не включаются участниками в свои заявки. Таким образом, исходя из требований инструкции по заполнению заявок, в заявке подлежит указанию не диапазон, а конкретная марка товара только с классом А II. Вместе с тем, в соответствии с положениями ГОСТа 5781-82: арматурную сталь класса А-I (А240) изготовляют гладкой, классов А-II (А300), А-III (А400), А-IV (А600), А-V (А800) и А-VI (А1000) - периодического профиля. Следовательно, установленное описание товара по рассматриваемой позиции в виде «… стержней из гладкого профиля …» не соответствует требованиям ГОСТа 5781-82 по установленному заказчиком классу стали А-II;

- позиция 119 «Выключатель для открытой проводки ГОСТ Р 51324.1-2012» содержит требование к диапазону сечения присоединяемого провода –«1.5…2.5мм2». Положениями ГОСТа Р 51324.1-2012 определены диапазоны сечений присоединяемого провода, например: от 0,75 до 1,5мм2, от 1,5 до 2,5мм2, от 2,5 до 4,0мм2 и т.д.

Исходя из требований инструкции по заполнению заявок, участниками по рассматриваемой характеристике указывается диапазон значений, не включающий крайние значения. Таким образом, диапазон сечения присоединяемого провода установлен заказчиком не в соответствии с требованиями указанного ГОСта, но при этом обоснования необходимости использования такого показателя документация не содержит, что, в свою очередь, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Как следует из приведенных положений Закона о контрактной системе требования к составу заявки - отдельная часть документации, а инструкция по ее заполнению является самостоятельной частью документации и призвана оказать помощь участникам при заполнении заявки, в частности первой ее части, содержащей характеристики товаров (материалов, используемых при выполнении работ).

В п. 3.2, 3.3, 3.4 информационной карты документации заказчика содержится инструкция по заполнению заявки.

При этом, максимальные и минимальные значения показателей материалов, используемых при выполнении работ, содержатся в технической части документации.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Как было установлено, положения инструкции по заполнению заявки применительно к отдельным позициям требований к материалам технической части привели к нарушению заказчиком положений ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку фактически устанавливают максимальные и минимальные значения (а также значения которые не могут изменяться) - толщина листов паронита, диапазон сечения присоединяемого провода, класс стали, изменяя установленные показатели в технической части документации, что привело к несоответствию установленных показателей требованиям определенных заказчиком ГОСТов (в виде указания требования, что крайние значения установленного диапазона значений не включаются в значения, подлежащие указанию в заявках участников).

Более того, данная инструкция содержит двусмысленное толкование и не позволяет однозначным образом определить правила указания значений показателей товаров, одновременно содержащих такие символы, как: «точка с запятой» и «запятая», а также символы «многоточие», «тире».

Так, инструкцией установлено следующее: «…В случае, если значения; диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя; все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.

В случае, если значения; диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «точка с запятой», союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений; диапазонов значений, указанных через данный символ.

В случае, если значения; диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов «точка с запятой», «запятая», - участнику закупки необходимо представить в заявке значения; диапазоны значений, разделенных символом «точка с запятой»…».

Следовательно, исходя из требований инструкции по заполнению заявок, если значения параметра указаны одновременно с использованием символов «точка с запятой», «запятая», - участнику закупки необходимо представить в заявке значения, разделенные символом «точка с запятой».

Как установлено, техническая часть аукционной документации (раздел IV), содержит характеристики товаров, в отношении которых участник закупки должен предоставить конкретные показатели.

Так, например, позиция 2 таблицы технической части аукционной документации содержит следующее: «Лента изоляционная»: ширина 10,15;20;25;30;40;50 мм, тип односторонняя; двусторонняя, липкость ленты повышенная; обычная, толщина 0.35мм, марка 2ШОЛ;1ПОЛ;2ПОЛ;2ППЛ;1ШОЛ.

Поскольку, как было вышеизложено, по позиции 2 таблицы «Лента изоляционная» установлена характеристика товара: ширина 10,15;20;25;30;40;50 мм, а как следует из инструкции по заполнению заявок, в случае одновременного указания значения параметра с использованием символов «точка с запятой», «запятая», - участнику закупки необходимо представить в заявке значения, разделенные символом «точка с запятой», то участникам закупки в заявках необходимо указать ширину ленты изоляционной, используя все значения, разделенные символом «точка с запятой», а именно: 10,15;20;25;30;40;50 мм.

В тоже время, заказчиком, участникам закупки были представлены разъяснения положений аукционной документации, согласно которым: «Участником, согласно инструкции, могут быть предложены следующие варианты значений данного показателя:

- Вариант 1: Ширина 10,15 мм;

- Вариант 2: Ширина20 мм;

- Вариант 3: Ширина 25 мм;

- Вариант 4: Ширина 30 мм;

- Вариант 5: Ширина 40 мм;

- Вариант 6: Ширина 50 мм».

При таких обстоятельствах, вышеприведенное свидетельствует о неоднозначном понимании требований инструкции по заполнению заявок, что вводит в заблуждение как участников закупки, так и самого заказчика.

Также, например, позиция 97 таблицы технической части аукционной документации («Прокладки из паронита ГОСТ 481-80») содержит, в том числе, такую характеристику товара, как: толщина 0,5-3,5мм, выраженную диапазонным значением. А в соответствии с инструкцией по заполнению заявок «Символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения».

Исходя из этого, участникам закупок необходимо указать в своих заявках по характеристике товара: толщина 0,5-3,5мм диапазон значений, не включая крайние значения. Как было установлено, указание участниками в заявках диапазона, например: 0,6-3,0мм будет соответствовать требованиям аукционной документации, но приведет к несоответствию требованиям ГОСТ Р 51324.1-2012.

Позиция 99 таблицы технической части аукционной документации содержит следующее: «Горячекатаная арматурная сталь ГОСТ 5781-82 ГОСТ 2590-2006»: класс А I-III, описание сталь в виде стержней из гладкого профиля мерной либо немерной длины мм, номинальный диаметр 12;14;22мм, площадь поперечного сечения 1,131;1,540;3,800см2, немерные стержни длиной не менее 2м наличие; отсутствие. В соответствии с инструкцией по заполнению заявок «Символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения». Исходя из этого, участникам закупок необходимо указать в своих заявках по характеристике товара: класс А I-III диапазон значений, не включая крайние значения.

Как было установлено, в случае не включения крайних значений по характеристике товара: класс А I-III, исходя из требований инструкции по заполнению заявок, в заявке подлежит указанию не диапазон, а конкретная марка товара с классом А II, что приводит к невозможности заполнить участниками заявки с учетом требований инструкции по заполнению заявок в части указания диапазона значений.

Позиция 119 таблицы технической части аукционной документации («Выключатель для открытой проводки ГОСТ Р 51324.1-2012») содержит в том числе, такую характеристику товара, как: диапазон сечения присоединяемого провода 1.5…2.5мм2. В соответствии с инструкцией по заполнению заявок (п.3.4 информационной карты аукционной документации): «Символы «многоточие», «тире» установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения». Исходя из этого, участникам закупок необходимо указать в своих заявках по характеристике товара: диапазон сечения присоединяемого провода 1.5…2.5мм2, диапазон значений, не включая крайние значения. Как было установлено, указание участниками в заявках диапазона, например: 1,6-2,0мм2 будет соответствовать требованиям аукционной документации, но приведет к несоответствию требованиям ГОСТ Р 51324.1-2012.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об установлении заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, что приводит к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В связи с чем, действия заказчика, установившего в аукционной документации ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Кроме того, проанализировав проект контракта, выявлено, что заказчиком в п. 1.1 установлены следующие требования: «Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными силами и средствами строительно-монтажные работы по объекту: «Спортивный комплекс, расположенный по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе», (далее – Объект) в соответствии с документацией о закупке, проектной документацией, Приложениями №1-3 к Контракту, Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, строительными нормами и правилами».

В соответствии с п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

А в соответствии с п. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

При этом, ст. 765 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

Так, ст. 527 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 2 Закона о контрактной системе).

В рассматриваемом случае, таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации № 570 от 15.05.2017 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее – Постановление № 570).

Таким образом, Правительством Российской Федерации принят вышеуказанный нормативный правовой акт, который регулирует отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе и, следовательно, является обязательным для исполнения со стороны заказчика.

При этом, вышеприведенные положения нормативных актов свидетельствуют об обязанности заказчика при заключении договора подряда руководствоваться требованиями специального законодательства - законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Установление же условий исполнения такого договора в закупочной документации (проекте контракта) без учета положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг является нарушением данного законодательства, в том числе п. 1 ст. 706, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановление № 570 устанавливает виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Так, пунктом 2 Постановления № 570 установлено следующее:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".

Требования Постановления N 570 направлены на повышение прозрачности исполнения контрактов и качества работ путем предъявления требования к подрядчикам о выполнении определенного объема работ лично с учетом особенностей указанного постановления.

Однако, в нарушение положений Постановления № 570, в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды (из перечня, установленного Постановлением № 570) и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц, а в п. 1.9 информационной карты аукционной документации установлен запрет на привлечение соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению контракта.

При этом, проект контракта также не предусматривают возможности при заключении сторонами контракта включить в него условие, установленное подпунктами «б» и «в» пункта 2 Постановления № 570, в части установления в контракте конкретных видов и объема работ, определяемых по предложению подрядчика, из числа возможных видов работ, устанавливаемых заказчиком, и порядка определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

 

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе, участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу, фактически означает требование к подрядчику, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный комплекс, расположенный по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе", объем и виды которых определены в проектной и сметной документации, как следует из раздела IV технической части аукционной документации.

Как установлено, в состав проекта входят работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации, объем которых определен в смете 02-01-15.

Так, в соответствии со сметой 02-01-15 требуется осуществить, в том числе, монтажные работы по установке приборов ПС приемно-контрольных, пусковых, концентратора блока базового, извещателя ПС автоматического дымового, фотоэлектрического, радиоизотопного, светового в нормальном исполнении, извещателя пожарного дымового, теплового, ручного и пр.

Как установлено, в пункте 3.3 раздела 3 информационной карты аукционной документации в требованиях к составу второй части заявки указано, что участник закупки должен предоставить «копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ: выписка (либо копия выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ)».

При этом, в пункте 3.3 раздела 3 информационной карты аукционной документации сведения о предоставлении участниками закупки лицензии на выполнение работ, являющихся предметом закупки, отсутствуют.

Кроме того, пункт 1.8.3 также не содержит требований о наличии у участников закупки лицензии на выполнение работ, являющихся предметом закупки.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее – Постановление №1225) установлен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", равно как и Постановлением № 1225 предусмотрено императивное требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.

При этом, установленное в документации о закупке требование к участнику закупки о наличии выписки (либо копии выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, не снимает с заказчика обязанность по установлению требования к участнику закупки о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием конкретных видов разрешенной деятельности, соответствующей объекту закупки.

Таким образом, не установление заказчиком в аукционной документации требований к участникам закупки и к составу второй части заявки о предоставлении лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и, при этом, как было вышеизложено, установление требований о выполнении подрядчиком работ лично, без привлечения субподрядчиков (имеющих указанную лицензию), не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе с учетом объекта закупки, включающего выполнение работ в соответствии со сметой 02-01-15, предусматривающей монтаж охранно-пожарной сигнализации и нарушает часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Частью 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

В графике производства работ, прилагаемого к проекту контракта, заказчиком предусмотрено выполнение отдельных видов работ по контракту - отделочных работ, водопровода внутреннего, канализации внутренней, отопления и вентиляции, электрооборудования и освещения, охранно-пожарной сигнализации - в период с апреля 2018 по декабрь 2018.

Однако, график оплаты работ, прилагаемый к проекту контракта, предусматривающий оплату за указанные работы также в декабре 2018, с учетом установленного проектом контракта порядка приемки выполненных работ исключает возможность оплаты за выполненные работы в указанный срок.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

При таких обстоятельствах, график выполнения работ, прилагаемый к проекту контракта, в рассматриваемом случае составлен заказчиком без учета требований ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, что является нарушением ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Факт выявленных нарушений установлен решениями Липецкого УФАС России № 279м/17, 283 м/17, 288 м/17, 289 м/17, 290 м/17, 292 м/17, 340м/17 от 29.08.2017, 06.10.2017.

 

В соответствии со ст. 107 Закона о контрактной системе, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено, что утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общие и специальные требования к осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Отражением объективной стороны дела об административном правонарушении является нарушение установленных Законом о контрактной системе требований к содержанию документации об электронном аукционе.

Местом совершения административного правонарушения является местонахождение заказчика – Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, пл. Октябрьская, д. 9.

В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 1 ст. 60 Закона о контрактной системе установлено, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Таким образом, временем совершения административного правонарушения является время размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru документации об электронном аукционе – 08.08.2017, 12.09.2017.

Таким образом, указанные выше нарушения п. 1, п. 2 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе и Постановления N 570, свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, за нарушение законодательства о контрактной системе (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной норме установлено, что лица осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Ответственным должностным лицом заказчика, либо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, допустившим нарушения в документации о закупке требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является лицо, в обязанности которого входит подготовка указанной документации для последующего размещения на сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела документация об электронном аукционе (реестровый номер <...> ) подготовлена контрактным управляющим администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации <…>.

Распоряжением главы администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации № 939-р от 31.10.2013 <…> назначена контрактным управляющим администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

Должностной инструкцией на <…> возложены обязанности по подготовке и размещению в единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru извещений, документации о закупках, технических заданий, проектов контрактов, планов закупок и иных документов.

Таким образом, субъектом административного правонарушения по данному делу выступает контрактный управляющий администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации <…>.

Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, являясь контрактным управляющим администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, могло предотвратить нарушение п. 1, п. 2 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе и Постановления N 570, однако, по неаргументированной причине допустило нарушение, а поэтому, не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о контрактной системе требований, при рассмотрении дела не установлены, соответствующие доказательства не представлены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Таким образом, контрактный управляющий администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации <…>, подготовившая документацию об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный комплекс, расположенный по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе" (реестровый номер <...> ) с нарушением п. 1, п. 2 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе и Постановления N 570, совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ, и освобождение лица, привлекаемого к ответственности, от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных данным Кодексом.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и должна быть мотивирована.

По своей юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в сфере законодательства о контрактной системе.

Кроме того, вследствие допущенных лицом, привлекаемым к административной ответственности, нарушений, Липецким УФАС России были выданы предписания № 279м/17 от 29.08.2017, № 340м/17 от 06.10.2017 и проведение рассматриваемой закупки, заключение контракта, выполнение работ своевременно не было осуществлено.

Таким образом, противоправные действия указанного должностного лица свидетельствуют о нарушении принципов эффективности закупки и обеспечения конкуренции, предусмотренного ст. 8 Закона о контрактной системе, а также прозрачности, так как контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных и понятных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Нарушения требований Закона о контрактной системе имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства, а потому оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности правонарушения, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, должностное лицо государственного органа приходит к выводу о том, что совершенное должностным лицом заказчика административное правонарушение, не может быть отнесено к малозначительному.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлено.

Настоящее административное дело рассмотрено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения.

Принимая во внимание доказанность состава административного правонарушения, подтвержденного документами, имеющимися в деле об административном правонарушении, а также руководствуясь ч. 2 ст. 4.1, ч. 4.2 ст. 7.30, ст. 23.66, ст. 29.9 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать контрактного управляющего администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации <…>, <…> г.р., уроженку <…>, зарегистрированную по адресу: <…>, паспорт <...> <…> выдан <…> Отделением УФМС России по Липецкой области в Добровском районе, виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

2. Назначить контрактному управляющему администрации Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации <…>, <…> г.р., уроженке <…>, зарегистрированной по адресу: <…>, паспорт <...> <…> выдан 23.01.2008 Отделением УФМС России по Липецкой области в Добровском районе, административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по реквизитам:

Лицевой счет 04461056940 в УФК по Липецкой области (Липецкое УФАС России);

БИК 044206001

р/с 40101810200000010006 в Отделении Липецк г. Липецк

ИНН 4826018513

КПП 482601001

ОКТМО 42615000

КБК 161 116 330 50 05 6000 140

УИН 16184041200001168476.

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны