Решение б/н Решение по жалобе ООО «Медком-МП» от 10 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ   № 219с/16

 

04 августа 2016 года                                                                                        г. Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области

в присутствии представителей:

        - заявителя – ООО «Медком-МП» - <…> (доверенность №15-003498 от 26.10.2015),  <…> (доверенность №16-000129 от 05.07.2016);

- заказчика – ГУЗ Липецкий областной онкологический диспансер – <…>(доверенность от 04.08.2016), <…> (доверенность от 04.08.2016), <…> (доверенность от 04.08.2016);

-  уполномоченного органа  -  Управление по размещению  госзаказа Липецкой области -  <…> (доверенность от 04.08.2016), <…> (доверенность от 04.08.2016),

рассмотрев жалобу ООО «Медком-МП» на положения документации о совместном электронном аукционе №16-СЭА2-1159 на закупку перчаток медицинских (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 02.08.2016 поступила жалоба  ООО «Медком-МП»  на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 Представители ООО «Медком-МП», присутствующие на рассмотрении жалобы  пояснили, что требования к закупаемым товарам, установленные в  документации об электронном аукционе, являются необъективными и необоснованными, что ограничивает количество участников закупки и  является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. А именно в описании позиций:

- №11 и №12 технического задания  установлено требование к конкретному методу стерилизации перчаток: «Стерилизация радиационным методом»;

- №5 технического задания установлены следующие требования: «Компакт-упаковка (не менее 25, но не более  35 пар в упаковке). Размер упаковки: длина не более 13 см, ширина не более 12 см, высота не более 4 см, для размещения в сумке-укладке».

Представители  заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили что, документация об электронном аукционе разработана на основании потребностей заказчиков – учреждений здравоохранения Липецкой области, в соответствии  с требованиями  Закона о контрактной системе.

 

Представители  уполномоченного органа - организатора данного электронного аукциона, пояснили, что Заказчик самостоятельно устанавливает условия контракта, включая показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара его потребностям, которые включаются в документацию об аукционе в электронной форме, в соответствии  с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:

Приказом Управления по размещению госзаказа Липецкой области от  20.06.2016 принято решение о проведении  электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта: 25106360.00 рублей.

Заказчиками  электронного аукциона являются государственные учреждения здравоохранения Липецкой области, в числе которых ГУЗ Липецкий областной онкологический диспансер. 

Документация  об  электронном аукционе на закупку перчаток медицинских  и извещение о проведении электронного аукциона с реестровым номером  0146200002016001183  размещены уполномоченным органом  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Объектом электронного аукциона является поставка перчаток медицинских с различными характеристиками в зависимости от назначения (всего 13 пунктов).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Описание объекта закупки приведено в пункте 6 документации об электронном аукционе, в частности по позициям:

п\п

Наименование, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, упаковке товара

 

5

Перчатки смотровые нитриловые в компакт-диспенсере.

Перчатки  смотровые нитриловые. Текстурированные на пальцах, одинарная толщина не менее 0,1 мм. Упакованы в гигиенический диспенсер с подачей перчаток  по одной, манжетой вперед,  что при извлечении перчатки предотвращает контакт рук персонала  с другими перчатками, диспенсером и основной поверхностью извлекаемой перчатки. Неопудренные для снижения риска контактного дерматита. Компакт-упаковка (не менее 25, но не более  35 пар в упаковке). Размер упаковки: длина не более 13 см, ширина не более 12 см, высота не более 4 см, для размещения в сумке-укладке.

 
 
 

11

Перчатки смотровые стерильные нитриловые.

Перчатки смотровые стерильные нитриловые для диагностических обследований и терапевтических процедур, требующих стерильности. Гипоаллергенные из-за отсутствия протеинов натурального латекса, неопудренные для снижения риска контактного дерматита. Текстурированные на пальцах для улучшенного захвата инструментов. Белого или бежевого цвета для объективной оценки характера биологических жидкостей и выделений при осмотрах. Упакованы в индивидуальную износостойкую пластиковую   стерильную упаковку для возможности размещения в сумках-укладках. Стерилизация радиационным методом.

 
 
 
 
 

12

Перчатки смотровые стерильные латексные неопудренные.

Перчатки смотровые латексные для диагностических обследований и терапевтических процедур, требующих стерильности, в т.ч. продолжительных. Неопудренные для снижения риска контактного дерматита.   Текстурированные для улучшенного захвата инструментов. Стерилизация радиационным методом. 

 
 
 

 

Рассмотрев довод жалобы в отношении  установленного требования к конкретному методу стерилизации перчаток: «Стерилизация радиационным методом»  по позициям №11, №12 технического задания, что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки,  Комиссия считает его необоснованным в силу следующего.

 Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России из пояснений  представителей заказчика, из современных методов стерилизации остались два основных метода: растворами химических веществ и  радиационный метод. При этом радиационный метод стерилизации превалирует над другими методами стерилизации в аспекте безопасности применения стерильного изделия.

 Более того, Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе  разработана  исходя из субъективных потребностей  заказчика и с учетом требований ГОСТ Р ИСО 10993-7-2009 «Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий»(далее - ГОСТ Р ИСО 10993-72009).

Согласно ГОСТу  Р ИСО 10993-7-2009, настоящий стандарт обосновывает необходимость проведения контроля содержания остаточных количеств этиленоксида (ЭО) и этиленхлоргидрина (ЭХГ) после стерилизации в изделиях медицинского назначения в связи с их токсическим действием в определенных концентрациях. В стандарте обращается особое внимание на биологические реакции, включающие раздражение, повреждение органов, мутагенность и канцерогенность у человека и животных, влияние на репродуктивную функцию у животных. Для изделий кратковременного контакта (не более 24ч) - среднесуточная доза  ЭО для пациента должна быть не более 20мг.

Следует отметить, что согласно требованиям СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности" (далее - СанПиН 1.2.2353-08), санитарные правила являются нормативным правовым документом, действующим на всей территории Российской Федерации и определяющим канцерогенную опасность для человека химических (исключая радиоактивные изотопы), физических и биологических факторов среды обитания, а также производственных процессов (далее - канцерогенные факторы), установленную по результатам эпидемиологических и экспериментальных исследований.

         В пункте II- Канцерогенные факторы СанПиН 1.2.2353-08, этилен оксид имеет номер CAS 75-21-8, поступает в организм ингаляционно и через кожу, обладает наркотическим и генотоксическим действием, может вызывать острое или хроническое отравление, при попадании на кожные покровы может вызывать раздражение.  Так же выявлен повышенный риск развития опухолей лимфатической или кроветворной ткани и рака молочной железы у персонала, подвергающегося действиям этилен оксида.

         Согласно  требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" сотрудники операционного блока, хирургии, операционные медсестры, медицинские сестры, санитарки всю рабочую смену проводят в перчатках, следовательно, риск воздействия доз токсического агента значительно повышен за счет длительного времени воздействия.

Как пояснили представители Заказчика, требование к определенному виду стерилизации перчаток обусловлено необходимостью использования максимально безопасных изделий при работе с пациентами. Также из пояснений следует, что требование в описании объекта закупки аукционной документации важно и жизненно необходимо как для медицинского персонала, так и для пациентов, так как опасность, связанная с использованием изделий, стерилизованных газовым методом, обусловлена высокой вероятностью сохранения этилена оксида, в изделиях после процесса стерилизации, который поступает в организм ингаляционно и через кожу, обладает наркотическим и генотоксическим действием.

Таким образом, перчатки с радиационным методом стерилизации  имеют преимущество в отношении безопасности как для пациента, так и для медицинского работника. При этом,  закупка изделий с отсутствием токсичности не противоречит нормам Законодательства.

Анализ рынка  на предмет перчаток медицинских с радиационным методом стерилизации, показал, что  как минимум 3 организации готовы  предоставить продукцию, отвечающую заявленным требованиям.

Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в данном электронном аукционе поступило 8 заявок от участников аукциона, содержащих информацию о товаре  по позициям №11, №12 с требуемыми техническими характеристиками, производителями которых являются: "БЕЙБИ ПЛАСТИК ФАБРИКАСЪ САН.А.Ш." - Турция, "SFM Hospital Products GMBH" - Германия, так же со страной происхождения Россия, Австрия.

Рассмотрев довод  жалобы в отношении установленных заказчиками требований  к упаковке перчаток, а именно:  «Компакт-упаковка (не менее 25, но не более  35 пар в упаковке). Размер упаковки: длина не более 13 см, ширина не более 12 см, высота не более 4 см, для размещения в сумке-укладке», по позиции №5 Комиссия считает необоснованным.

Касаемо довода о установлении  завышенных и излишне конкретных требований к упаковке перчаток и  к количеству пар перчаток в упаковке,  заказчик пояснил следующее: габариты диспенсера определены с учетом совместной эргономической укладки изделий, инструментов и мед. препаратов в специализированных сумках службы скорой помощи, лаборантов КДЛ, выездных специалистов, имеющихся у заказчика. Количество пар рассчитано на основании среднего расхода за рабочую смену, а деление диспенсера на отдельные пары с использованием «не заводской» упаковки противоречит стандартам оказания медицинской помощи.

Согласно, предоставленным заказчиком  заявок, установлено, что данный товар по позиции №5 с требуемыми техническими характеристиками, могут предоставить различные производители:  "SFM Hospital Products GMBH" - Германия, "Bliss"-  Китай, "MEDICARE" - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, товарный знак Dermagrip Nitrile - Малайзия.

Таким образом, документацией не предусмотрена возможность осуществления поставки товара конкретного поставщика.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает, что установленные, заказчиком по позициям №5, №11, №12 технического задания требования к товару не ограничивают круг участников закупки и не усматривает в действиях заказчика нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.

Более того, следует отметить, что предметом электронного аукциона является поставка перчаток медицинских.

В  соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В силу части 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с заключением договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги.

В связи с этим участником закупки могло выступить любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе.

Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар с указанными в п. 6 документации характеристиками, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

В целях рассмотрения жалобы Липецким УФАС России от заявителя были запрошены доказательства, подтверждающие доводы жалобы о том, что требования документации ограничивают количество участников. Однако, надлежащих доказательств заявителем не представлено.

Также не было представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя или иного участника электронного аукциона возможности приобрести требующийся к поставке товар.

Вместе с тем, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в п. 6 документации об электронном аукционе  требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников, а действия заказчика направлены на ограничение количества закупки.

Комиссия отмечает, что при установлении признаков нарушения Закона о контрактной системе имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников закупки  осуществить его поставку.

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного органа  и аукционной комиссии не установлено.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Медком-МП» на положения документации о совместном электронном аукционе №16-СЭА2-1159 на закупку перчаток медицинских (реестровый номер <...> ) необоснованной.    

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны