Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «Лига содействия» от 2 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

 

28 октября 2016 года                                                                               г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2016 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:         Д.А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции;

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,
рассмотрев дело № 22 по признакам нарушения  части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «Лига содействия призывникам» (398001 г. Липецк, ул. Советская, д. 7, оф. 225 ИНН 4826122264 ОГРН 1164827052972) (далее – ООО «Лига содействия»), выразившегося в распространении рекламы в которой отсутствует часть существенной информации,

в присутствии:

представителя заявителя – Военный комиссариат Липецкой области <…> (по доверенности),

представителей лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Лига содействия» <…> (генеральный директор),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России поступило заявление начальника отдела военного комиссариата Липецкой области по городу Липецк В. Н. Иванова о том, что в кафе «Стаханов» распространялась рекламная информация следующего содержания: «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ? ЗВОНИ В КОМИТЕТ! Комитет содействия призывникам. Основание. Содействие. Результат.». Кроме того, в рекламе указываются контактные данные: номер телефона, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес в социальной сети «Вконтакте», адрес места нахождения.

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от04.03.1997 №4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ услуг на общий рынок Российской Федерации.

Одним из важнейших условий размещения рекламы является то, что реклама должна быть распознаваема потребителями непосредственно в момент её представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Таким образом, информация, распространявшаяся в кафе «Стаханов» следующего содержания: «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ? ЗВОНИ В КОМИТЕТ! Комитет содействия призывникам. Основание. Содействие. Результат.» с указанием контактных данных: номер телефона, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес в социальной сети «Вконтакте», адрес места нахождения, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной.

Кроме того, установлено, что указанная реклама распространялась в кафе «Стаханов» на основании договора № Р-1 об оказании рекламных услуг от 01 июня 2016 года, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Новое кафе» (398004 г. Липецк, ул. Шуминского, д. 1а ИНН 4824066582 ОГРН 1164827054193) и обществом с ограниченной ответственностью «Лига содействия призывникам» (398001 г. Липецк, ул. Советская, д. 7, оф. 225 ИНН 4826122264 ОГРН 1164827052972).

Согласно Приложению № 1 к договору об оказании рекламных услуг от 01.06.2016 г. указанная реклама распространялась с 01.06.2016 по 01.07.2016 г.

Пункт 1 статьи 5 Закона о рекламе устанавливает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона  о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред, как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и в то же время привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.

Главным инструментом введения в заблуждение, как правило, является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации. Вводящая в заблуждение реклама сообщает не "объективно неправильные (неверные) сведения", а субъективно неправильные, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение. Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.

Однако реакцию потребителей можно оценивать по-разному в зависимости от адресата. При оценке рекламы на способность ввести в заблуждение следует предполагать наличие определенного набора знаний и опыта адресатов рекламы исходя из среднего уровня, характерного, как правило, для существенной части потребительской аудитории. При этом правоприменительная практика исходит из того, что средний потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях.

В рассматриваемой рекламе фраза «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ? ЗВОНИ В КОМИТЕТ!» может создать у потребителей рекламы неверное впечатление о возможности приобретения военного билета у ООО «Лига содействия».

При доказывании воздействия рекламы на потребителей часто используются эмпирические методы, в основном опросы потребителей.

Спорная реклама была вынесена на повестку дня  на заседание Экспертного совета по рекламе при Липецком УФАС России.

Члены Экспертного совета пришли к выводу, что в указанной рекламе отсутствует часть существенной информации, т.к. реклама не раскрывает суть предлагаемой услуги.

Таким образом, реклама следующего содержания: «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ? ЗВОНИ В КОМИТЕТ! Комитет содействия призывникам. Основание. Содействие. Результат.» с указанием контактных данных: номер телефона, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес в социальной сети «Вконтакте», адрес места нахождения, содержит нарушение ч.7 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Таким образом, рекламодателем спорной рекламы является ООО «Лига содействия».

В соответствии с указанными выше фактами, реклама следующего содержания «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ? ЗВОНИ В КОМИТЕТ! Комитет содействия призывникам. Основание. Содействие. Результат.» с указанием контактных данных: номер телефона, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес в социальной сети «Вконтакте», адрес места нахождения, рекламодателем которой является ООО «Лига содействия», содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», т. к. в рекламе отсутствует часть существенной информации.

Определением о возбуждении дела № 22 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 30.09.2016, рассмотрение дела было назначено на 18 октября 2016 года.

Однако документы, запрошенные Определением от 30.09.2016 года, были представлены в Липецкое УФАС России не в полном объеме. В связи с этим рассмотрение дела было отложено на 27 октября 2016 года.

Согласно документам, представленным ООО «Лига содействия» содержание рассматриваемой рекламы определялось генеральным директором <…>.

Кроме того, <…> не согласен с тем, что в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Согласно пояснениям, представленным Липецкому УФАС России, предметом рекламы являются юридические услуги людям призывного возраста. Помимо прочего, рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителей с целью получения информации о деятельности организации (указание номера телефона, адреса сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адреса в социальной сети «Вконтакте»).

27.10.2016 г. представитель заявителя <…> возражала по проводу законности употребления фразы «Военный комитет» в рассматриваемой рекламе, т.к. военный билет в Российской Федерации может выдать только Военный Комиссариат.

<…> с данным утверждением не согласился. Кроме того, генеральный директор ООО «Лига содействия» пояснил, что в настоящее время спорная реклама не распространяется.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ? ЗВОНИ В КОМИТЕТ! Комитет содействия призывникам. Основание. Содействие. Результат.» с указанием контактных данных: номер телефона, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес в социальной сети «Вконтакте», адрес места нахождения, рекламодателем которой является общество с ограниченной ответственностью «Лига содействия призывникам» (398001 г. Липецк, ул. Советская, д. 7, оф. 225 ИНН 4826122264 ОГРН 1164827052972) т. к. нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

         2. Не выдавать обществу с ограниченной ответственностью «Лига содействия призывникам» (398001 г. Липецк, ул. Советская, д. 7, оф. 225 ИНН 4826122264 ОГРН 1164827052972) предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения рекламы.

         3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны