Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 22-А-18 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОД... от 2 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Газпром газораспределение Липецк»

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 22-А-18

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Комиссией Липецкого УФАС России в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 10, возбужденного в АО «Газпром газораспределение Липецк» <…> по признакам нарушения обществом запрета, установленного п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования), в действиях АО «Газпром газораспределение Липецк» установлены признаки нарушения запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, установлен постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению») (далее – Правила № 410).

Согласно пункту 2 Правил №410 "исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В подпункте «к» пункта 39 Правил № 410 установлено, что в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указывается цена договора.

Из анализа имеющихся в материалах дела договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, заключенных обществом до 2016 года, следует, что договором устанавливалась фиксированная стоимость работ, действовавшая на момент заключения договора (п. 5.1).

С 2016 года обществом были введены типовые формы договоров (утверждены приказом АО «Газпром газораспределение Липецк» от 28.12.2015 № 747), которые содержат положения о стоимости работ, определяемой на момент заключения договора. Кроме того, в договоре имеется ссылка на прейскурант общества и сведения о месте его размещения на официальном сайте Общества в сети Интернет. При этом п. 9.1. договора гласит, что все изменения к настоящему договору, за исключением изменения стоимости работ (раздел 5), действительны в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны сторонами.

Согласно позиции Верховного суда РФ, высказанной в определении от 23.12.2016 № 309-ЭС16-17745, общество, являющееся специализированной организацией по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, вправе самостоятельно в одностороннем порядке определять цены и тарифы (прейскурант цен) на оказываемые услуги, одинаковые и обязательные для всех заказчиков.

Прейскурант цен утверждается приказом директора АО «Газпром газораспределение Липецк» ежегодно сроком действия на один календарный год, что соответствует п. 5 Методических рекомендаций, и размещается на официальном сайте общества в сети Интернет.

Пункт 37 Правил № 410 определяет, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее 3 лет. При этом техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется не реже 1 раза в год (подпункт «б» пункта 43 Правил № 410).

Раздел 7 договора определяет срок его действия – договор вступает в силу с даты подписания сторонами и действует в течение 3 лет. Если не одна из сторон не заявила о расторжении договора, то договор считается пролонгированным на каждые последующие три года (п. 7.1 договора).

Согласно пункту 60 Правил № 410 изменение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе перечня оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оформляется путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения к этому договору.

Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела документы (копии договоров и документов, подтверждающие их исполнение), свидетельствуют об одностороннем изменении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обществом в части его цены, без заключения в письменной форме дополнительного соглашения к этому договору до оказания услуг (выполнения работ), что содержит признаки навязывания невыгодных условий договора.

В разделе 8 договора приведены основания, порядок и условия изменения, расторжения договора:

- договор может быть расторгнут по иску «Исполнителя» в судебном порядке, в случае, если срок не погашенной «Заказчиком» задолженности по оплате выполненных работ (оказанных услуг) по ТО и ремонту внутридомового газового оборудования превышает 6 месяцев подряд (п. 8.1. договора),

- договор может быть расторгнут по иным основаниям, предусмотренными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, и действующим законодательством РФ (п. 8.2. договора).

Пункты 61, 64 Правил №410 определяют основания расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке, а также по иску исполнителя в судебном порядке.

При этом пункт 65 Правил №410 содержит указание, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования может быть расторгнут по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. При этом п.4 указанной норм обязывает сторону, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ одностороннее изменение условий обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.

В силу п. 2 указанной нормы одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Законом, иным нормативным правовым актом возможность предоставления права на одностороннее изменение условий договора ТО ВДГО исполнителю не предусмотрена.

Таким образом, право на одностороннее изменение условий договора ТО ВДГО не может быть представлено АО «Газпром газораспределение Липецк» договором, а включение данного условия в типовой договор по инициативе общества подпадает под признаки навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Статьей 717 Гражданского кодекса РФ определен отказ заказчика от исполнения договора подряда - если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Статьей 782 Гражданского кодекса РФ определен односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг - заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Статья 450.1 Гражданского кодекса РФ регулирует порядок отказа от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору - предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. При этом ч. 5 указанной нормы определяет, что в случаях, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.

Таким образом, предусмотренное договором право общества на одностороннее изменение условий договора о ТО ВДГО о его цене в отсутствие в положениях договора оснований и порядка одностороннего отказа от заключения договора заказчиком с учетом указанных выше последствий принятия заказчиком исполнения обязательства содержит признаки ущемления интересов неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Липецк» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающего запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов неопределенного круга потребителей путём навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Кроме того, в рамках рассмотрения дела установлено, что при формировании цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования общество руководствуется положениями «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», утв. Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35, которые учитывают при определении её себестоимости фонд оплаты труда по конкретному виду работ (услуг) равный произведению часового фонда оплаты труда рабочего (специалиста) в рублях и трудоёмкости выполнения этого вида работ (услуг) в человеко-часах.

При этом в силу п. 92 Правил №410 для лиц, непосредственно оказывающих услуги ТО ВДГО, (аттестованных сотрудников) разрабатываются и утверждаются производственные инструкции, устанавливающие последовательность выполнения технологических операций при производстве работ и условия обеспечения их безопасного проведения.

С целью организации со стороны заказчика контроля качества услуг (работ), оказываемых (выполняемых) обществом в рамках договора ТО ВГДО, реализации права на предъявление исполнителю претензии (при наличии на то оснований), а также контроля со стороны исполнителя трудоемкости выполнения указанных работ (услуг) для пересмотра их стоимости, до заказчика должны быть доведены сведения о количестве времени, затрачиваемом на их оказание (выполнение). Так как целью их оказания является взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания, указанная выше информация является существенной.

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях АО «Газпром газораспределение Липецк» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Липецкое УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 15 ноября 2018 года путём:

- прекращения навязывания заказчикам указанных выше невыгодных условий договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и принятия мер по устранению последствий такого нарушения (приведение условий договора в соответствие с требованиями положений Правил №410 и гражданского законодательства РФ).

О выполнении предупреждения сообщить в Липецкое УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Отсутствие в Липецком УФАС России документов, подтверждающих исполнение настоящего предупреждения в установленный срок, будет расценено как неисполнение такого предупреждения.

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны