Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 6 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 227-А-17

 

«26» сентября 2017                                                                                                    город Липецк

 

Я, заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области Шелестенко Дмитрий Алексеевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 227-А-17, возбужденного в отношении ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (398024, пр. Победы, 87а; ОГРН 1054800190037, ИНН 4822001244, КПП 482401001, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 11.01.2005), в присутствии представителя общества <…> (присутствующему представителю разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

«30» сентября 2016 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России) по результатам рассмотрения дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» вынесено решение, в соответствие с которым в действиях ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» признано наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём направлении уведомлений от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013, уведомлений о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан», ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, а также выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией Липецкого УФАС России в ходе рассмотрения данного дела было установлено следующее.

ОАО «ЛЭСК» - гарантирующий поставщик и ОАО «Силан» (в настоящее время и далее - АО «Силан») - потребитель заключили договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013 (далее - договор купли-продажи электрической энергии).

Письмом от 04.02.2015 № 35-114 начальник Данковского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» уведомил АО «Силан» о расторжении договора купли-продажи электрической энергии с 14 часов 00 минут 20 февраля 2015. Копия данного письма также направлена в адрес филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» (в настоящее время и далее - филиал ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»).

Письмом от 05.02.2015 № 35-119 начальник Данковского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» уведомил филиал ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» о расторжении с АО «Силан» договора купли-продажи электрической энергии с 14 часов 00 минут 20 февраля 2015.

Письмом от 04.02.2015 № 35-115 начальник Данковского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» уведомил АО «Силан» в связи с прекращением обязательств по договору купли-продажи электрической энергии о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении АО «Силан» 20 февраля 2015 - полное ограничение.

Письмом от 06.02.2015 № 367-36 ОАО «ЛЭСК» направило в адрес филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» уведомление на введение ограничения (отключения) потребителям неплательщикам на период с 16.02.2015 по 20.02.2015 и просило ввести ограничение режима потребления электрической энергии потребителям согласно уведомлениям, в том числе АО «Силан»

Письмом от 12.02.2015 б/н начальник Данковского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» в дополнение к сводной заявке на период 16.02.2015-20.02.2015 направил в адрес филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» уведомление-заявку, с указанием точек поставки, в отношении которых с АО «Силан» расторгается договор купли-продажи электрической энергии с 20.02.2015.

Письмом от 13.02.2015 № ЛП/15-2/471 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» направил в адрес ООО «Солнечная энергетика» уведомление на введение полного ограничения режима потребления электроэнергии на основании уведомления-заявки ОАО «ЛЭСК» от 12.02.2015 б/н в отношении АО «Силан» с 20.02.2015.

Письмом от 24.02.2015 № 15 ООО «Солнечная энергетика» уведомило филиал ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» о том, что общество не вводило полное ограничение режима потребления электрической энергии потребителю АО «Силан», так как введение полного ограничения электрической энергии может привести к экологическим и техногенным катастрофам.

Право на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору энергоснабжения в случае нарушения обязательств по оплате вытекает из положений пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее -Основные положения), согласно которому в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

При этом в пункте 53 Основных положений предусмотрено право гарантирующего поставщика не расторгнуть договор купли-продажи электрической энергии в одностороннем порядке, а отказаться от его исполнения путем частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии до устранения потребителем обстоятельств, послуживших основанием для такого ограничения.

Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения).

Так подпунктом «е» пункта 17 Правил ограничения предусмотрено дальнейшее исполнение договора купли-продажи электрической энергии: возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Подпунктом «е» пункта 2 Правил ограничения предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при прекращении обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно подпункту «а» пункту 4 Правил ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», в подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

Пунктом 16 Правил ограничения предусмотрено, что в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, вводится полное ограничение режима потребления.

В соответствии с пунктом 18 Правил ограничения в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящимся к категории потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрено, что к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Таким образом, из пунктов 17, 18 Правил ограничения следует, что для отдельных потребителей, к которым относятся, в том числе, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, введен особый порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, а именно - не может быть прекращена подача электроэнергии, может быть только введено ограничение потребления электрической энергии не ниже технологической и аварийной брони в специально предусмотренном порядке.

Иное толкование указанных норм лишает силы гарантии, направленные на предотвращение тяжелых экологических и социальных последствий.

АО «Силан» на территории г. Данкова Липецкой области оказывает услуги по водоснабжению по тарифам, утвержденным управления энергетики и тарифов Липецкой области в соответствии с постановлениями от 16.12.2014 № 54/31 на 2015, от 26.11.2015 № 48/34 на 2016-2018, а также услуги по водоотведению по тарифам, утвержденным управления энергетики и тарифов Липецкой области в соответствии с постановлениями от 16.12.2014 № 54/33 на 2015, от 26.11.2015 № 48/36 на 2016-2018.

Как следует из материалов, в перечень точек поставки электроэнергии по договору купли-продажи электрической энергии включены объекты централизованного водоснабжения и канализации.

Потребителями АО «Силан» не территории населенного пункта г. Данкова услуг по водоснабжению являются: ОГУП «Липецкий областной водоканал», ООО «НПО «Силма», ООО «ТНК «Силма», ИП Сомов, ИП Кровопускова, ИП Наумов, ООО «ТеплоСтройУнивер-сал»; услуг по водоотведению (канализации) - ООО «НПО «Силма», ООО «ТНК «Силма», ИП Сомов, ИП Кровопускова, ИП Наумов, ООО «ТеплоСтройУниверсал».

Таким образом, АО «Силан» относится к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Более того, в соответствии с договором № 466/С-2012 от 01.08.2012, заключенным между ОГУП «Липецкий областной водоканал» (ранее - ОГУП «Региональная компания водоснабжения и водоотведения») и АО «Силан» (ранее - ОАО «Силан»), АО «Силан» поставляет воду предприятию, которая используется в деятельности очистных сооружений г. Данкова. В связи с отсутствием технической и финансовой возможности в строительстве собственного водопровода, ОГУП «Липецкий областной водоканал» продолжает получать воду по указанному договору.

Таким образом, прекращение поставки воды может привести к нарушению процесса деятельности очистных сооружений г. Данкова, что может привести также к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В отношении АО «Силан» акты согласования технологической и аварийной брони не подписаны, а соответственно уровни технологической и аварийной брони не определены.

Также гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 18 Правил ограничения в отношении АО «Силан» не определены и не согласованы с сетевой организации величины аварийной брони в размере не менее 10 процентов максимальной мощности объектов водоснабжения потребителя.

Постановлениями администрации Липецкой области от 25.06.2014 № 278, от 30.06.2015 № 329, от 29.06.2016 № 288 утверждены перечни потребителей электрической энергии, находящихся на территории Липецкой области, которые отнесены к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям - организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов, к которым относится АО «Силан» (п. 184, п. 174, п. 201 указанных перечней соответственно).

Несмотря на отсутствие определенных величин аварийной брони ОАО «ЛЭСК» направило в адрес АО «Силан» и филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» уведомления о расторжении договора энергоснабжения и о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов водоснабжения и водоотведения АО «Силан».

Из вышеназванных норм Правил ограничения и пункта 53 Основных положений следует, что расторжение ОАО «ЛЭСК» (гарантирующим поставщиком) договора купли-продажи электрической энергии с потребителем (АО «Силан»), имеющего статус организации, ограничение режима потребления электрической энергии которой может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, означает прекращение обязательств, то есть полное прекращение подачи электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, что не допустимо в силу пункта 2 Приложения к Правилам ограничения и пунктов 17, 18 названных Правил.

Доказательства полного соблюдения процедуры введения ограничения, установленной Правилами ограничения, ОАО «ЛЭСК» не представлены.

Право ОАО «ЛЭСК» на односторонний отказ от исполнения договора купли-продажи электрической энергии, а не его расторжение, может быть реализовано им только при соблюдении порядка, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, носящими специальный характер (Закон об электроэнергетике, Основные положения, Правила ограничения).

При этом реализация указанного права не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия.

Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского Кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащее им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается.

Согласно аналитическому отчету по анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности), проведенного за 2015 год, ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке торговли (поставки) электрической энергии (мощности) с долей более 50% в географических границах Липецкой области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Поскольку последствием расторжения договора купли-продажи электрической энергии гарантирующим поставщиком является полное прекращение исполнения их обязательств, то есть прекращение поставки электроэнергии, расходуемой на обеспечение водоснабжения и водоотведения абонентов, не имеющих задолженности по оплате данного ресурса, данные действия ОАО «ЛЭСК» создают угрозу наступления неблагоприятных последствий для абонентов АО «Силан», угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц) и (или) экологической безопасности.

Кроме того, результатом данных действий может являться ущемлением интересов АО «Силан», поскольку расторжение ОАО «ЛЭСК» договора купли-продажи электрической энергии в одностороннем порядке будет рассматриваться как бездоговорное потребление электроэнергии и повлечет последствия, указанные в пунктах 121, 195, 196 Основных положений.

В связи с чем, комиссия посчитала несостоятельным довод ОАО «ЛЭСК» о том, что расторжение договора купли-продажи электрической энергии не предполагает введение полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов АО «Силан».

30.08.2016 комиссией, в связи с установлением в действиях ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, принято заключение об обстоятельствах дела, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле. Рассмотрение дела отложено на 29.09.2016 в 10.00.

В соответствии с п. 4 ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На заседании комиссии, проходившего 29.09.2016, представитель ОАО «ЛЭСК» <…> представила дополнение от 30.08.2016 б/н, а также пояснила, что уведомления от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013, уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан» в настоящее время не отозваны.

Комиссия пришла к выводу о том, что указанные в дополнении выводы не являются новыми обстоятельствами, которые не были известны комиссии при вынесении заключения об обстоятельствах дела, а, соответственно, не опровергают содержащиеся в нем выводы.

Каких-либо ходатайств лицами, участвующими в деле, заявлено не было.

На основании изложенного, комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о нарушении ОАО «ЛЭСК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем направлении уведомлений от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013, уведомлений о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан», ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Во исполнение определения о возбуждения дела об административном правонарушении № 227А-17 и проведении административного расследования от 01.09.2017 ОАО «ЛЭСК» представило письмо от 06.09.2017г. № 11-0906АШ, в котором указано, что особый порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии применяется в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов. Однако, единственная скважина (точка поставки, согласно приложению к договору –скважина №4) не является объектом централизованного водоснабжения и (или) канализации населенного пункта, более того она не потребляет электроэнергию задолго до направления уведомлений о расторжении договора и введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

АО «Силан» к организациям, осуществляющим эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов не относится.

Учитывая наличие со стороны ОАО «Силан» не исполненных обязательств по оплате потребленной электрической энергии и в целях прекращения роста дебиторской задолженности, ОАО «ЛЭСК» инициировало в отношении потребителя расторжение договора купли-продажи.

Право гарантирующего поставщика в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора купли-продажи электроэнергии с потребителем-должником при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры отказа от исполнения договора предусмотрено действующим законодательством.

В период действия договора купли-продажи электрической энергии №0015 от 1.02.2013, согласованные потребителем и сетевой организацией уровни аварийной и технологической брони отсутствовали. Правомочие по подписанию акта возложена на сетевую компанию, то есть на филиал ПАО «МРСК Центра-Липецкэнерго», а не на ОАО «ЛЭСК».

Учитывая наличие Договора №12-007-П оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между сетевой компанией и ОАО «Силан», обязанность составления и согласования акта аварийной и технологической брони лежит на сетевой организации, в рамках взаимоотношений с потребителем по передаче электроэнергии.

Однако, эти доводы не опровергаю выводы комиссии, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Нарушение антимонопольного законодательства установлено Липецким УФАС России, доказательство которого имеется в материалах дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 30.09.2016).

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанное нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» согласуется с диспозицией ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Согласно статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствие с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Субъектом данного правонарушения является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке – ОАО «ЛЭСК».

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.31 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления, направленный на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и выраженный в обязательном соблюдении доминирующими хозяйствующими субъектами требований антимонопольного законодательства.

Объективную сторону вменяемого ОАО «ЛЭСК» административного правонарушения образуют действия, которые признаются злоупотреблением доминирующим положением и не допускаются Федеральным законом «О защите конкуренции».

Таким образом, факт совершения ОАО «ЛЭСК» действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции») подтверждается принятым Липецким УФАС России решением от 30.09.2016. При таких обстоятельствах в деянии ОАО «ЛЭСК» содержится объективная сторона вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.04.2001 № 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о наличии возможности у Общества для соблюдения требований антимонопольного законодательства, в том числе запретов на злоупотребление доминирующим положением, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах должностное лицо Липецкого УФАС России пришло к выводу о наличии субъективной стороны в составе вмененного Обществу правонарушения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения - г. Липецк, Липецкая область.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела - 04.02.2015, 05.02.2015, 06.02.2015, 12.02.2015.

Факт совершения административного правонарушения ОАО «ЛЭСК» подтверждается решением от 30.09.2016 и материалами по делу № 33 о нарушении антимонопольного законодательства, информацией и документами, предоставленными по запросам Липецкого УФАС России, протоколом об административном правонарушении № 227-А-17, а также другими материалами данного дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ОАО «ЛЭСК» <…>, вину общества не признала, поддержала позицию, изложенную в пояснениях от 06.09.2017 № 11-0906АШ, в которых указано, что ОАО «ЛЭСК» как гарантирующий поставщик имеет право одностороннего расторжения договора купли-продажи электроэнергии в случае ненадлежащего исполнения договора со стороны потребителя.

Согласно части 4 ст. 14.31 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, что составляет 300 000 руб. + 1/2*(1 000 000 руб. - 300 000 руб.) = 650 000 рублей.

При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В данном деле установлено отягчающее обстоятельство, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ (повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения).

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

ОАО «ЛЭСК» повторно совершило однородное административное правонарушение, так как ранее за совершение административного правонарушения привлекалось по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ по делу № 206-А-15 об административном правонарушении (постановление от 22.10.2015, вступило в силу 24.05.2016 (судебное дело № А36-8820/2015), штраф оплачен 21.10.2016 платежное поручение № 28601).

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, является добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного правонарушения, выданному ему органу, осуществляющим государственный контроль (надзор).

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, что составляет 1/8*(1 000 000руб. - 300 000руб.) = 87 500 рублей.

Таким образом, размер административного штрафа с учетом одного отягчающего и одного смягчающего обстоятельства для ОАО «ЛЭСК» составит 650 000 руб. + 87 500 руб. - 87 500 руб. = 650 000 рублей.

Каких-либо заявлений, ходатайств от ОАО «ЛЭСК» не поступило.

Оснований для применения ст. 2.9, ч. 3.2 ст. 4.1, ст. 4.1.1 КоАП РФ не установлено.

Руководствуясь статьями 3.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Признать ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (398024, пр. Победы, 87а; ОГРН 1054800190037, ИНН 4822001244, КПП 482401001, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 11.01.2005) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»  денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачивается в федеральный бюджет по реквизитам:

Получатель: УФК по Липецкой области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области)

ИНН 4826018513

КПП 482601001

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦК Г. ЛИПЕЦК

Р/С 40101810200000010006

БИК 044206001

ОКТМО 42701000

КБК 16111602010016000140

УИН 0319806384092800000942092

Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

Заверенную копию документа, подтверждающую уплату штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по адресу: 398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1, контактный тел./факс (4742) 27-37-31. 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны