Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Профит-плюс» от 16 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 243с/17

 

«31» июля 2017 года                                                                                   г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.07.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2017.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии – И.В. Поткина – руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии - Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;

член Комиссии: О.И. Злобина — ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей заказчика – областного государственного унитарного предприятия «Липецкий областной водоканал» – <…> (доверенность от 27.07.2017), <…> (доверенность от 27.07.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Профит-плюс» на положения документации об электронном аукционе на создание объектов нефинансового актива в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 26 октября 2013 г. №485 (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 24.07.2017, по подведомственности из Воронежского УФАС России, поступила жалоба ООО «Профит-плюс» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

ООО «Профит-плюс», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В жалобе ООО «Профит-плюс» указано, что заказчиком допущен ряд нарушений требований Закона о контрактной системе, а именно:

1) срок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен не надлежащим образом,

2) в проекте контракта неправомерно установлен срок оплаты заказчиком выполненной работы,

3) проект контракта не содержит информацию о сроке приемке выполненных работ,

4) в аукционной документации неправомерно установлены требования к компонентам товара, используемым при выполнении работ.

Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:

Документация об электронном аукционе на создание объектов нефинансового актива в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 26 октября 2013 г. №485 и извещение о проведении электронного аукциона №0546500000317000018  размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 17 458 600 рублей 00 копеек.

Рассмотрев довод жалобы ООО «Профит плюс» о неправомерно установленном сроке подачи заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным по следующим основаниям.

 

1. Пунктом 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На рассмотрении жалобы установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 10.07.2017 в 15 час. 51 мин. Вместе с тем, дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 25.07.2016 в 09 час. 00 мин.

Положениями ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Порядок исчисления сроков устанавливается положениями главы 11 ГК РФ.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Исходя из приведенных положений  извещения и сведений официального сайта следует, что  извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, что является нарушением ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе. 

 

2. Рассмотрев довод жалобы о неправомерно установленном сроке оплаты заказчиком выполненной работы, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным по следующим основаниям.

В п. 2.7 раздела XI. "Проект контракта" документации об электронном аукционе указано: "Заказчик ежемесячно в течение 30 (тридцати) дней после подписания акта по форме № КС-2 и справки по форме № КС-3, подтверждающих выполнение работ в соответствующем отчетном периоде (месяце), в пределах Цены Контракта, осуществляет оплату выполненных Подрядчиком по настоящему Контракту работ ".

Вместе с тем, в п. 19 "Преимущества, предоставляемые при участии в электронном аукционе Процент предоставляемых преимуществ" раздела X. "Информационная карта аукциона в электронной форме" установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Таким образом, срок оплаты заказчиком выполненной работы,  который фактически составляет более 15 рабочих дней,  установлен не в соответствии с положениями ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Частью  1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Аукционная документация по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, в связи с чем, не должна содержать в себе никаких неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла.  

Таким образом, заказчик, неправомерно установив в проекте контракта срок оплаты заказчиком выполненной работы, нарушил ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Аукционная документация по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, в связи с чем, не должна содержать в себе никаких неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла.  

Таким образом, заказчик, неправомерно установив в проекте контракта срок оплаты заказчиком выполненной работы, нарушил ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Также при проведении внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы Комиссией Липецкого УФАС России установлено нарушение заказчиком ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе в части отсутствия  в проекте контракта срока действия контракта.

Так, согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Указанная норма закреплена заказчиком в документации об электронном аукционе в пункте 25 " Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" информационной карты электронного аукциона.

В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.  При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Таким образом, срок контракта является обязательным условием контракта, а также порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Пунктом 1.1 радела 3 проекта контракта, установлено срок выполнения работ. Однако, срок действия контракта не указан.

Данная  формулировка не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет, то есть, не обладает признаками неизбежности, что не соответствует статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта, что нарушает требования части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.

 

3. Рассмотрев довод жалобы об отсутствии в проекте  контракта информации о сроке приемки выполненных работ,  Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным по следующим основаниям.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В п. 5.4. раздела XI. "Проект контракта" документации об электронном аукционе указано: "Срок принятия Заказчиком работ – 7(семь) рабочих дней с момента окончания отчетного периода. В указанный срок Заказчик проверяет исполнительную документацию, подписывает акт формы КС-2, справку формы КС-3, или направляет Генеральному подрядчику мотивированный отказ от приемки работ (в данном случае стороны составляют акт, в котором указывают виды и сроки устранения выявленных недостатков)".

Таким образом, приведенные положения проекта контракта  свидетельствуют о соблюдении Заказчиком требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

4. Рассмотрев довод жалобы о неправомерно установленном в документации об электронном аукционе требовании к компонентам товара, используемым при выполнении работ, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ходе анализа  требований, установленных заказчиком к материалам, применяемым  в ходе работ (приложение №1 к техническому заданию), Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что  при описании  ряда материалов заказчиком  установлены не только функциональные, технические и качественные характеристики  материала, но и требования к химическому составу и (или) компонентов материалов, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства (например, по позиции «песок природный для строительных работ» установлено требование к содержанию пылевидных  частиц– 3 %;  по позиции «щебень для строительных работ, тип №1» требование к содержанию пылевидных и глинистых частиц – 3%;  по позиции «краска масляная» требование к массовой доли летучих веществ 9%, степени перетира краски 50 мкм  и др.).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку указанные характеристики не могут иметь конкретное значение, выраженное не в диапазоне, даже в партии товара, а лишь в отдельно взятой пробе.

Представителем заказчика на рассмотрении жалобы  было озвучено, что инструкция позволяет в случае, если в предъявляемых заказчиком требованиях к материалам, используемым при выполнении работ присутствуют характеристики, по которым участник закупки в момент заполнения заявки не имеет возможности предоставить конкретные значения (испытательные характеристики, химический состав), то участник вправе указать по данным характеристикам диапазонное значение, соответствующее требованиям заказчика, государственным стандартам и иным нормативным документам.

Вместе с тем законодательство о контрактной системе в сфере закупок (ст. 33 Закона о контрактной системе), императивно регламентирует требования к описанию объекта закупки.

Из смысла п. п. 1, 2 ч. 1 и 2 ст. 33 Закона о контрактной системе  в их взаимосвязи следует, что именно заказчик при описании объекта закупки в соответствии со своими потребностями должен четко определить как максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки, так и его показатели, значения которых не могут изменяться (которые могут быть выражены как точным значением, так и конкретным показателем,  выраженным в диапазоне).

 Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе создают непрозрачность требований заказчика, препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии подачи заявки и неопределенность на стадии допуска к участию в нем.

Таким образом, приведенное заказчиком подобным образом описание объекта закупки не основано на положениях ст. 33 Закона о контрактной системе и является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Кроме этого, нарушение заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки установлено Комиссией при проведении внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы и заключается в следующем:

1. Приложение №1 к техническому заданию содержит требования к качественным и иным характеристикам товаров, и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика, (в виде таблице). При этом, по ряду позиций присутствуют символы «*» и «**».

Из анализа документации об электронном аукционе установлено, что  пункт 12.2 раздела III «Подготовка заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе содержит инструкцию по заполнению конкретных показателей товара (далее - инструкция) где указано, что применяемые при выполнении работ товары должны соответствовать требованиям нормативной документации, указанным в техническом задании.

При этом, инструкция, в том числе, содержит следующее:

«-Символ «*» в наименовании параметра означает, что участнику закупки необходимо указать конкретное значение (указанное крайнее значение, в данном случае, так же может быть включено в предложение участника),

- Символ «**», указанный в начале формулировки наименования показателя означает, что только крайний максимальный показатель не включается, при этом крайний минимальный показатель может быть предложен,

- Символ «**», указанный в конце формулировки наименования показателя означает, что только крайний минимальный показатель не включается, при этом крайний максимальный показатель может быть предложен».

Из  анализа вышеприведенных положений инструкции и требований, установленных заказчиком к материалам, применяемым  в ходе работ, Комиссией установлено, что при формировании заявки на участие в электронном аукционе допускается возможность указать значения требуемых параметров материалов, которые будут подходить под установленные заказчиком требования, но противоречить значениям, установленным ГОСТами.

Например:

1) по позиции №24 «Олифа» указано следующее:

 

Наименование товара

Наименование показателей

 

Минимальные значения показателей

 

Максимальные значения показателей

 

Значения показателей, которые не могут
изменяться

24,

Олифа.

Тип олифы

Комбинированная или оксоль

 

Обозначение

ОВ или ОПВ или КМБ

 

Кислотное
число*

 

10

 

             

Также, указано, что товар по данной позиции должен соответствовать требованиям ГОСТ 32389-2013 «Олифы. Общие технические условия».

Символ «*», указанный в конце формулировки «Кислотное
число», согласно инструкции,  означает, что участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя.

В  соответствии с ГОСТом 32389-2013 «Олифы. Общие технические условия» показатель -кислотное число имеет значение, которое  выражено  словами «не более», например 10.

Таким образом, данный показатель в силу требований ГОСТа не может быть указан конкретно. В связи  с чем, установление заказчиком требования  о предоставлении конкретного значения данного показателя не основано на положениях указанного в аукционной документации ГОСТа.

 

Кроме того, ряд позиций технического задания содержат некорректное изложение требований заказчика. Так, по  позиции №6 «Болт с шестигранной головкой, тип1» предъявлены, в том числе, следующие требования к характеристикам:

Наименование товара

Наименование показателей

Минимальные значения показателей

Максимальные значения показателей

Значения показателей, которые не могут
изменяться

6

Болт с шестигранной головкой, тип1

Номинальный диаметр резьбы
болта

16,24,30; 16,24,36

 

**Высота
головки болта

10

26

 

 

При этом, инструкция содержит следующее: «Если требуемые группы значений параметра указаны одновременно через «,» и «;», то участнику закупки необходимо выбрать одну из групп значений, разделенных «;» ( например, «1,2,3; 4,5,6» - участник должен выбрать либо «1,2,3», либо «4,5,6»)».

Данное требование инструкции распространяется на характеристику «номинальный диаметр резьбы болта».

Характеристика «высота головки болта» согласно инструкции должна содержать предложение участника в одном конкретном значении.

Вместе с тем, каждому значению из группы значений характеристики «номинальный диаметр резьбы болта» соответствует свое различное значение характеристики «высота головки болта».

Таким образом, из анализа приведенных положений описания товара и инструкции, следует, что участнику необходимо указать  одну из групп значений показателей товара, к которой, в соответствии с положениями инструкции, необходимо указать единственное значение иных характеристик, предъявленных к тому же  товару. Однако, такое указание характеристик товара не будет соответствовать ни потребностям заказчика, ни государственным стандартам.

Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе,  значения, установленные в документации, не должны противоречить положениям ГОСТа, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям государственного стандарта показатели.

Содержащиеся в инструкции противоречия с техническим заданием, позволяющие указать в заявке на участие в электронном аукционе характеристики товара с показателями, соответствующими потребностям заказчика, но противоречащие положениям ГОСТа, свидетельствуют об отсутствии соответствующей инструкции по заполнению заявки.

Кроме того, заявки, содержащие характеристики, соответствующие нормативным документам, вступают в противоречие с инструкцией по заполнению, устанавливающей необходимость указания исключительно одного значения.

Из вышеизложенного следует, что описание характеристик товара и инструкция по заполнению изложены заказчиком некорректно, и вводит участников закупки в заблуждение, поскольку допущенные заявки содержали характеристики, не соответствующие инструкции в данной части.

 

2. Также, изучив представленные на заседание Комиссии документы и сведения по закупке, Комиссия установила, что  предметом контракта является выполнение комплекса работ по строительству сетей водоснабжения.

Исходя из положений технического задания и сметной документации объектом закупки также является выполнение работ по строительству сетей водоснабжения.

Согласно  ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки документацией о закупке, заявкой победителя.

В соответствии с  п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, НМЦК, источник финансирования.

Однако, в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе указано наименование объекта закупки: «создание объектов нефинансового актива в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 26 октября 2013 г. №485».

Таким образом, наименование объекта закупки не соответствует приведенному в документации об электронном аукционе описанию объекта закупки, и соответственно, данное наименование не может расцениваться как надлежащее соблюдение требований Закона о контрактной системе в части краткого изложения условий контракта путем указания наименования объекта закупки.   

3. Более того, в извещении о проведении электронного аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2): 36.00.20.130 - услуги по транспортированию и распределению воды по водопроводам.

При этом, документация об электронном аукционе содержит следующий код ОКПД 2:  42.21.21.000 –работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов.

Вышеприведенные положения извещения и аукционной документации (в части разночтений ОКПД 2, наименования объекта и его описания, некорректное установление требований к предоставлению показателей), свидетельствуют о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки и положений п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Кроме того, при проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65, ч. 7 ст. 67   Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии заказчика установлены нарушения п. 2 ч. 4, п. 2 ч. 6 ст. 67  Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем:

 

1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Как видно из извещения и документации об электронном аукционе, закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем, заказчик не установил в документации требование о необходимости предоставления во второй части заявки декларации принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, действия заказчика нарушают требования  пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

2. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

24.07.2017 в ответ на запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе заказчиком на сайте единой информационной системе в сфере закупок опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе, с указанием предмета запроса по вопросу толщины стенки трубы по позиции № 9 «Труба напорная из полиэтилена».

Согласно предъявленным заказчиком требованиям к материалам, применяемым в ходе работ, минимальное значение толщены стенки трубы по позиции №9 установлено как 15мм.

Однако, в разъяснениях положений документации об электронном аукционе  заказчик проинформировал участника, что минимальное значение толщины стенки трубы следует считать 5мм.

Таким образом, указанные разъяснения положений документации об электронном аукционе, размещенные на сайте единой информационной системы в сфере закупок, изменяют положения документации об электронном аукционе, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

 

3. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.07.2017 участнику, подавшему заявку с порядковым номером 4, было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основанию: «п. 2 ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе».

Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе должен содержать информацию об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

Однако, как следует из анализа представленного заказчиком протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.07.2017, в данном протоколе не указаны положения заявки с порядковым номером 4, которые не соответствуют требованиям документации, и положения документации, которым не соответствует заявка данного участника закупки.

На основании вышеизложенного Комиссии Липецкого УФАС России приходит к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении аукционной комиссией положений пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

 

4. Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе - 28.07.2017.

Комиссией установлено, что на момент рассмотрения жалобы представленный протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 28.07.2017 не размещен на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок.

Таким образом, действия заказчика, не разместившего на сайте единой информационной системы в установленный срок протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.

 

5. В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования к составу первой части заявки установлены заказчиком в пункте 18.1 информационной карты документации об электронном аукционе.

Комиссией Липецкого УФАС России в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.07.2017, установлено, что аукционной комиссией заказчика рассматривались первые части 4 заявок участников закупки, поданных на участие в данном аукционе. В результате рассмотрения заявок аукционная комиссия приняла решение допустить к участию  в электронном аукционе участников, подавших заявки с порядковыми номерами 1,2,3 и отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку с порядковым номером 4.

В силу ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Рассмотрев первые части заявок участников закупки, подавших заявки с порядковыми номерами 1,2,3 которые допущены, к участию в электронном аукционе, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что они содержат информацию, не соответствующую ряду требований, установленных в приложении №1 к техническому заданию аукционной документации.

Так, например, по позиции 20 «щебень для строительных работ, тип 1» в графе «Значения показателей, которые не могут изменяться» заказчиком установлено требование к размеру фракции – свыше 40 до 70.  

Согласно положениям инструкции «значения, стоящие в графе «Значения показателей, которые не могут изменяться», не зависимо от используемых символов, считается конкретными не должно изменяться ( за исключением случаев, когда значение какого-либо параметра, указанное в графе «Значения показателей, которые не могут изменяться» не применяется (отсутствует) согласно нормативно-техническим документам для выбранной марки/сорта/типа/вида, в этом случае участник закупки должен указать «Не нормируется» или «отсутствует» для выбранной марки/сорта/типа/вида)».

Исходя из изложенного, показатель размера фракции щебня по позиции 20 приложения №1 к техническому заданию не должен быть изменен.

Однако, участниками подавшими заявки с порядковыми номерами 1,2,3 предложен к поставке по позиции 20 щебень для строительных работ, тип 1 с  размером фракции 50-60, что не соответствует требованиям заказчика.

Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Таким образом, действия аукционной комиссии заказчика по допуску участников, подавших заявки с порядковыми номерами заявки 1,2,3 к участию в электронном аукционе, являются неправомерными и нарушающими требования п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административных правонарушений.

 

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Профит-плюс» на положения документации о проведении электронного аукциона на создание объектов нефинансового актива в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 26 октября 2013 г. №485 (реестровый номер <...> ) обоснованной в части доводов о неправомерно установленным требованиям к компонентам товаров, используемых при выполнении работ; нарушения требований к сроку окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, а также нарушения требований к сроку оплаты заказчиком выполненной работы.

2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 3 ст. 63, п.1, 2 ч. 1, ч. 4 ст. 64, ч. 5 ст. 65, ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушение п. 2 ч. 4, п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.

4. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы рассмотрения жалобы уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №243с/17

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

«31» июля 2017 года                                                                                      г. Липецк

 

Инспекция Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

- председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления,

- заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов,

- члена Комиссии: О.И. Злобина – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок и торгов,

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профит-плюс» и проведения внеплановой проверки по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения №243с /17 от 31.07.2017, в соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику – областному государственному унитарному предприятию «Липецкий областной водоканал»  в срок до 10.08.2017  аннулировать закупку путем проведения электронного аукциона на создание объектов нефинансового актива в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 26 октября 2013 г. №485 (реестровый номер <...> ) и разместить на официальном сайте данную информацию.

2. Оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» в срок до 10.08.2017:

- обеспечить техническую возможность отмены аукционной комиссией протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.07.2017 № 0546500000317000018-1;

- разместить на электронной площадке информацию об отмене указанного протокола и об аннулировании электронного аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, и об аннулировании электронного аукциона;

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе с уведомлением о прекращении действия данных заявок;

- прекратить блокирование средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны