Решение (комиссия) №ТБ/1950/23 Решение №048/07/3-183/2023 от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение №048/07/3-183/2023

 

ООО "Монтажпромсервис" montazhprom.servis@mail.ru

ОБЛАСТНОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ЦЕНТР"

lescenter.economist@bk.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 048/07/3-183/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.03.2023.

Решение в полном объеме изготовлено 23.03.2023.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России), в составе:

заместитель председателя: <...>,

члены Комиссии: <...>, <...>

при участии представителей:

- ООО «Монтажпромсервис» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности);

- ОСАУ «Лесопожарный центр» - <...> (директор),

рассмотрев жалобу ООО «Монтажпромсервис» на действия ОСАУ «Лесопожарный центр» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по обеспечению функционирования системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (реестровый № 32312135894 от 20.02.2023),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

09.03.2023 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «Монтажпромсервис» (далее – Заявитель) на действия ОСАУ «Лесопожарный центр»(далее – Заказчик), выразившиеся в том, что документация о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

Из доводов жалобы следует, что Заявитель не согласен со следующими положениями закупочной документации и действиями Заказчика при проведении закупки.

1) В извещении о проведении запроса в электронной форме № 32312135894 отсутствует название системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (далее – Система), установленной у Заказчика для которой необходимо обеспечить функционирование. В ответе на запрос разъяснения Заказчик уклонился от ответа, какой Системе, установленной у Заказчика, необходимо обеспечить функционирование.

2) В требовании к репутации Исполнителя п.21.2 отсутствует название и описание Системы, для которой требуется наличие опыта у Исполнителя за последние два года.

3) В соответствии с п.1.3.1 Исполнитель должен произвести установку/монтаж и настройку 18 камер, при этом отсутствует:

- название камер и ее комплектность (камера, кронштейн, трубостойка, элементы питания, коммутационные шнуры, кабельные линии эл.питания, сигнальные кабельные линии, маршрутизаторы, роутеры, шкафы и т.п.);

- требования к качеству монтажа и составу работ (прокладка кабельных линий, монтаж камеры, установка грозозащиты и т.п.);

- требования к настройке камеры (сетевая настройка, установка специализированного ПО (какого?), диагностика и т.п.);

- отсутствует список конкретных объектов и их принадлежность на которые необходимо установить камеры, так как в соответствии с п.2 ТЗ «Заказчик самостоятельно и за свой счет заключает договоры на право использования высотных объектов на весь срок оказания услуг, включая аренду мест размещения, затраты на электроэнергию и прочие сопутствующие расходы»;

 - не отражен порядок доступа на высотные объекты.

В ответе на запрос разъяснения Заказчик уклонился от ответа и не предоставил название камер, принадлежавших ему, а внес в измененную документацию только характеристики, по которым невозможно идентифицировать модели, названия, производителя камер. Кроме того, не указал протокол обмена данных камер.  Без данной информации невозможно определить совместимость камер с Системой «Лесохранитель», которая поддерживает конкретные модели камер разных производителей. Кроме того, Заказчик так же уклонился и не ответил о полном перечне оборудования и его комплектность, которое передает на монтаж и обслуживание. Из чего невозможно определить всю комплектность Системы.

4) Закупка размещена «на оказание услуг по обеспечению функционирования системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров», то есть на приведение в работоспособное состояние существующей системы со всеми ее элементами. Однако в п.1.3.1 ТЗ указан монтаж камер, а в п.1.7, п.1.13 ТЗ указано, что Система должна быть организована и внедрена Исполнителем. В связи с чем Заявитель считает, что Заказчик вводит в заблуждение и ограничивает потенциальных Исполнителей, т.к. в ТЗ описывает 2 разные Системы (одна специализирована для обнаружения пожаров, другая является облачным решением ПАО «Ростелеком»), что подтверждается отсутствием названия Системы, перечня оборудования с марками и моделями, автоматизированных рабочих мест (их названий) и мест установки, предустановленного программного обеспечения на камерах (его названия), сервера (оборудования) и серверного программного обеспечения (его названия), других специализированных программно-аппаратных средств, обеспечивающих выполнение автоматического обнаружения лесных пожаров. Кроме того, сам Заказчик указывает в запросе на разъяснение, что требуется 2 программных обеспечения. Кроме того, из ответов Заказчика не ясно, требуется ли обеспечить функционирование существующей Системы или Заказчик покупает новую Систему/Системы.

5) Заказчик ограничивает количество участников путем объединения разных услуг, а именно:

- Монтаж видеокамер – не требует лицензий и аттестатов, указанных в ТЗ.

- Поставка ПО для обеспечения автоматического обнаружения дымов/лесных пожаров (в соответствии с табл.6 ТЗ) – не требует лицензий и аттестатов, указанных в ТЗ.

- Поставка оборудования и материалов (кабели, роутеры, маршрутизаторы и т.п.) – не требует лицензий и аттестатов, указанных в ТЗ.

- Аренда оборудования (аренда серверов, маршрутизаторов и т.п.) - не требует лицензий и аттестатов, указанных в ТЗ.

- Техническое обслуживание видеокамер – не требует лицензий и аттестатов, указанных в ТЗ.

- Предоставление каналов связи – требует лицензий, но не тех, которые указаны в ТЗ.

- Монтаж и техническое обслуживание криптографических шлюзов – требует лицензий, указанных в ТЗ. Но в ТЗ нет такого оборудования. 

6) В соответствии с п.2 ТЗ Заказчик самостоятельно и за свой счет заключает договоры на право использования высотных объектов на весь срок оказания услуг, включая аренду мест размещения, затраты на электроэнергию и прочие сопутствующие расходы. Камеры должны быть подключены к каналам связи VPN (п.5 Требования к каналам связи) силами Исполнителя. Однако, отсутствует информация к чьим каналам связи VPN подключаются камеры силами Исполнителя и входят ли затраты на предоставления каналов связи на высотных объектах в прочие расходы Заказчика. В ТЗ отсутствует список высотных объектов, на которые Заказчик заключил договор, в том числе конкретные адреса объектов и их собственников. Кроме того, в ответе на запрос разъяснения Заказчик уклонился от ответа и не предоставил данные сославшись на координаты в ТЗ. Например, по указанным координатам с. Фащевка (52.470523 39.52365) нет высотных объектов, там поле и окраина леса, а по координатам Б. Хомутец (52.783333 39.866667) нет высотного объекта, там огород.

7) В п.1.3.2 ТЗ не указаны конкретные наименования видеокамеры системы «Безопасный город», т.к. камеры могут быть не совместимы с Системой, в том числе не обеспечивать функции табл.6

8) В соответствии с п.1.3.5 ТЗ Исполнитель должен производить обновление и модернизацию функциональности Системы по заявкам Заказчика. Для выполнения обновления и модернизации функциональности необходимо вносить изменения в исходный код ПО, что требует исключительных прав на выполнение данных работ самой компанией-разработчиком или компанией Партнером. В связи с уклонением от ответа Заказчика не ясно, какую Систему требуется модернизировать. Кроме того, при размещении Запроса предложений с работами, связанными с правами на интеллектуальную собственность, Заказчик обязан указывать лицензионные требования.

9) В соответствии с п.1.3.2 ТЗ Исполнитель должен оказать услуги по организации видеопотоков с 6-ти камер видеонаблюдения, подключенных к системе «Безопасный город» Липецкой области, путем их передачи в ЦОД Исполнителя (п.4 Требования к ЦОД) по каналам связи VPN (п.5 Требования к каналам связи) организованными Исполнителем с заданной в ТЗ функциональностью по адресам, указанным в п.2 Таблица 3. Установка камер, принадлежащих Заказчику по этим адресам не предусмотрена. Исполнитель самостоятельно и за свой счет обеспечивает передачу видеопотоков с данных видеокамер в ЦОД Исполнителя, включая все возможные расходы на оборудование, каналы связи, аренду мест под размещение, электроэнергию и прочие затраты. Исполнитель должен обеспечить доступ и возможность управления Заказчиком камерами видеонаблюдения и в соответствии с п.2 ТЗ общее количество мест размещения видеокамер, подключенных к системе «Безопасный город» Липецкой области с которых необходимо обеспечить передачу видеопотоков – 6, согласно п.1.3.2. Камеры должны быть подключены к каналам VPN (п.5 Требования к каналам связи) силами Исполнителя.

Услуги, связанные с 6 камерами «Безопасный город», которые просит оказать Заказчик, уже в настоящий момент оказываются филиалом г. Липецка ПАО «Ростелеком» в соответствии с п.2.1.2.5 Положения №2 заключенным Муниципальным контрактом №24.2022 по результатам электронного аукциона №0846600002122000923. Услуги связи VPN – сеть для системы видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Данное требование ограничивает конкуренцию в пользу одного участника, в том числе Заявитель считает данные действия со стороны филиала г. Липецка ПАО «Ростелеком» нарушают Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

10) Заказчик требует у Исполнителя лицензии ФСБ, ФСТЭК, в связи с чем Заявитель считает данное требование не обоснованное и являющимся ограничением, т.к. в составе передаваемого оборудования Заказчиком нет межсетевых экранов. В том числе, в ТЗ отсутствует марки/модели устройств, требующих для осуществления работ лицензию. Кроме того, например, в системе «Лесохранитель» предусмотрена защита доступа по пользовательским (ролям), администраторским учетным записям с логинами и паролями, исключающее попадание каких-либо данных к третьим лицам. В том числе, обслуживание и внедрение системы не требует лицензий ФСТЭК, ФСБ. В составе передаваемого оборудования Заказчиком нет криптошлюзов, серверного криптографического ПО. В том числе, в ТЗ отсутствует марки/модели устройств требующих для осуществления работ лицензию.

11) Требование к Исполнителю про нахождение в г. Липецке. Территориальное ограничение по возможному расположению потенциальных участников закупки, их обособленных подразделений (филиалов) в пределах границ определенного региона России без предоставления возможности на участие в процедуре закупки потенциальным участникам, располагающимся в иной территориальной зоне, но имеющих возможность своевременно и качественно исполнить обязательства по договору по итогам закупки признаются антимонопольными органами дискриминационными и необоснованно ограничивающими конкуренцию, что является прямым нарушением требований п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, в том числе действия Заказчика нарушают требования Закона о защите конкуренции (ч.1 ст.17, ч.4 ст.11).

12) Заказчик продлил срок окончания подачи заявки по Запросу предложений с нарушением Закона в части времени подачи запроса на разъяснения, т.к. измененное извещение разместил 03.03.2023г в 9:04 с окончанием срока подачи запроса на разъяснения до 14:00 03.03.2023г датой окончания подачи заявки до 9:00 09.03.2023г. В соответствии с требованиями ФЗ – 223 минимальный срок для подачи запроса должен быть не менее 3 рабочих дней до окончания срока подачи заявки, т.е. до конца рабочего дня – до 18:00 03.03.2023г.

От Заказчика поступили письменные возражения от 13.03.2023 №40, от 17.03.2023 №43, в которых доводы жалобы он отклонил, указав следующее обоснование.

1) Согласно техническому заданию закупки оказание услуг включает в себя организацию системы, в п.1.3 перечислен состав обязательств по организации ее работы. Упоминание наименования производителя снижает количество участников и уровень конкуренции.

2) Опыт исполнителя подтверждается наличием реализованных контрактов с аналогичным или схожим функционалом, указанным в ТЗ, а не выбором информационной системы. Опыт может быть подтвержден Исполнителем предоставлением соответствующей справки Заказчику. При этом справка не должна нарушать условия заключенных ранее контрактов, включая NDA и наносить ущерб Исполнителю, как участнику закупочной процедуры.

3) Выполнение каждого обязательства является необходимым элементом для обеспечения работы Системы. Указанные характеристики камер, кабельные линии и сетевое оборудование – зона ответственности Исполнителя. Качество монтажа и состав работ должны обеспечивать работоспособность услуги. Требования к настройке камер и специализированному ПО – это не компетенция Заказчика. В ТЗ указаны населенные пункты и координаты расположения высотных объектов. Принадлежность этих объектов определяется договорами, которые Заказчик заключает самостоятельно, соответственно все вопросы с допуском решаются с Заказчиком. Камеры видеонаблюдения используют стандартные протоколы обмена данными.

4) Контроль работы Региональной диспетчерской службы (далее – РДС) часть необходимой услуги. Заказчик должен быть уверен, что сотрудники находятся на рабочем месте в пожароопасный период и производят необходимый мониторинг. Для обеспечения этой функции необходим несколько иной функционал. Отсутствие названия системы говорит о том, что конкретный производитель не указан. Характеристики камер, которые планируется установить в РДС, указаны в ТЗ и не являются какими-то особенными. В ТЗ указано, что две камеры, которые планируется установить РДС должны быть организованы на облачном решении. Соответственно, доступ к ним может быть организован из любого места, где есть интернет по логину/паролю или через мобильное приложение.

5) Вывод об ограничении количества участников описанием объекта закупки не обоснован в связи со следующим.

- Монтаж видеокамер - не является предметом закупки, а лишь одна его составная часть.

- Поставка ПО – не является предметом закупки. Заказчику нужна услуга с запрашиваемым функционалом.

- Поставка оборудования и материалов – не является предметом закупки и возможна для обеспечения работы функционала. Обеспечение работы функционала – зона ответственности Исполнителя.

- Аренда оборудования – не является предметом закупки.

- Техническое обслуживание – составная часть предмета закупки.

- Предоставление каналов связи – составная часть предмета закупки.

- Монтаж и обслуживание криптографических шлюзов – не являются предметом закупки и не указаны в ТЗ.

6) В ТЗ указано, что каналы связи организовываются силами Исполнителя (п.1.3.1, п.1.3.2). В ТЗ указаны населенные пункты и координаты мест размещения камер видеонаблюдения. Если в координатах допущены неточности, то это не имеет критичного значения, т.к. заключение договоров с собственниками хозяйствующих субъектов – зона ответственности Заказчика.

7) Камеры «Безопасный город» принадлежат иному правообладателю (муниципалитет Липецка). Ранее с использованием данных камер Заказчиком проводилась конкурентная закупка соответствующих услуги, функционал был обеспечен силами Заявителя.

8) Обязательное обновление функционала техническим заданием не предусмотрено. Если в течение периода эксплуатации Системы будут обнаружены неточности в работе функционала, то по заявке Заказчика Исполнитель должен сделать обновление до стабилизации данного функционала. В случае появления плановых обновлений, в течение периода эксплуатации, Исполнитель должен произвести обновление предварительно уведомив Заказчика.

9) Указанный в пункте жалобы электронный аукцион не связан с предметом настоящей закупки. Ранее Заказчик уже проводил подобную конкурентную закупку, услуги оказаны.

10) Данные системы должны быть полностью защищены сервисами информационной безопасности. ЦОД должен быть аттестован согласно требованиям ФСТЭК.

Также, объектом наблюдения и контроля является территория лесного фонда Липецкой области. Получаемая информация является полной и объективной картиной пожарной безопасности в указанном регионе, которая включает в себя визуальную информацию и данные, нанесенные на картографических планах. Визуальная информация может включать в себя данные об объектах инфраструктуры энергетики и связи, и иных объектах, требующих ограниченный доступ. Данная информация может быть использована в целях дестабилизации обстановки в регионе. При этом, данная информация доступна соответствующим контролирующим органам и может быть предоставлена общественности на основании официального запроса. Безопасность инфраструктуры хранения данных и сохранность самих данных является неотъемлемой частью услуги, запрашиваемой в рамках данной закупочной процедуры.

На основании требований Заказчика в рамках предоставления услуги предполагается передача информации (видео материалов, данных геолокации и иных данных) из мест общего пользования, а также мест ограниченного доступа. Предполагается, что передача информации будет осуществляться по каналам связи, организованным по технологии VPN. Данный способ передачи информации не обеспечивает необходимый уровень безопасности. Поэтому требуется, чтобы в технологическом решении применялись дополнительные средства шифрования на всем пути передачи данных. Лицензия ФСБ подтверждает право Исполнителя на данный вид деятельности.

11) Согласно подпункта 21.3.2 в п.21.3 «Квалификация участника закупки» указаны требования о предоставлении сведений о филиале Исполнителя или его представительстве, или субподрядной организации на территории Липецкой области, что не предполагает прямого нахождения данной организации в Липецкой области. Заявитель выступал участником процедуры запроса оферт №32211189314 и являлся Исполнителем по договору в 2022 году. В документации закупки также были указаны данные требования квалификации.

12) Согласно запросу разъяснений были внесены изменения в извещение о проведение запроса предложений 02.03.2023 в 18:29, и сроки были продлены согласно Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика. В связи с технической опечаткой (сроки были не изменены) в документации, поэтому 03.03.2023 в 08:56 была заменена документация (приложение 1).

Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия установила следующее.

 

1.В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 данной статьи, в силу которой при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

Согласно пункту 3 извещения предмет Договора определен, как оказание услуг по обеспечению функционирования системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров. Описание предмета закупки приведено в Приложении №1 «Техническое задание» настоящего извещения.

В техническом задании указано назначение услуг:

1. Обеспечение функционирования дистанционного наблюдения земель лесного фонда Липецкой области с целью автоматизированного обнаружения лесных пожаров на ранней стадии, оперативного информирования о возможном возгорании с указанием координат очага посредством организации системы с возможностью дистанционного доступа пользователей. Система дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда Липецкой области (далее - Система) должна обеспечить оперативность и автоматизацию процессов мониторинга окружающей среды и пеленгации возгораний и незамедлительное информирование пользователей Заказчика о выявленных возгораниях, и тем способствовать принятию эффективных решений на ранней стадии возникновения и развития пожаров, минимизировать связанные с этим потери и риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

2. Обеспечение функции дистанционного наблюдения за работой региональной-диспетчерской службы (РДС) в целях контроля за исполнением служебных обязанностей и графика дежурства. Наблюдение должно быть возможно при помощи не менее двух программных приложений (Личный кабинет облачной платформы видеонаблюдения; мобильное приложение). Услуга включает функцию видеоаналитики: детекция движения в области наблюдения и анти-саботаж.

Техническое задание содержит характеристики оказываемых услуг, в том числе назначение (обнаружение очагов возгорания на дымной фазе на территории лесного фонда Липецкой области), для этих целей Исполнитель должен организовать и обеспечить работу системы мониторинга, укомплектованной поворотными камерами видеонаблюдения, управляемыми дистанционно, и программным обеспечением с функциональностью согласно настоящему техническому заданию. Программное обеспечение (предустановленное на камеры и предоставляемое с сервера Исполнителя) в соответствии с Постановлением правительства РФ от 16 ноября 2015 г. №1236  «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должно находится в реестре российского программного обеспечения, и не требовать для своей работы приобретения импортного платного программного обеспечения ни на устройства пользователей ни на серверы Системы.

Исходя из пояснений Заказчика все правоотношения по вопросу организации системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров в предыдущих периодах к моменту осуществления закупки прекращены, каких-либо доказательств наличия организованной системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров, установленной у Заказчика, для которой, согласно доводу жалобы, необходимо обеспечить функционирование, Комиссии Липецкого УФАС России не представлено.

Контроль работы РДС, согласно пояснениям Заказчика – часть необходимой услуги, которая напрямую связана с дистанционным мониторингом. Т.е. необходимо осуществлять не только дистанционное наблюдение, но и контролировать работу РДС одновременно. Таким образом, Заказчиком установлены требования к закупаемой услуги исходя из реальной потребности Заказчика, а описание объекта закупки в указанной части произведено надлежащим образом и полностью соответствует требованиям Закона о закупках

В части ограничения количество участников путем объединения разных услуг, а именно, в один объект закупки объединены лицензируемые и не лицензируемые виды деятельности Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что в ТЗ Извещения установлены работы, которые в рамках исполнения договора взаимосвязаны между собой, и составляют единый комплекс работ.

Требования ТЗ Извещения установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о закупках.

При этом, ТЗ установлено, что камеры видеонаблюдения должны быть установлены на высотных объектах как можно выше к его вершине и обеспечивать визуальный осмотр прилегающей территории радиусом не менее 15 км. Заказчик самостоятельно и за свой счет заключает договоры на право использования высотных объектов на весь срок оказания услуг, включая аренду мест размещения, затраты на электроэнергию и прочие сопутствующие расходы.

По вопросу права использования высотных объектов для подключения камер к каналам связи VPN Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что при наличии в координатах мест размещения камер видеонаблюдения неточности, после заключения договоров Заказчиком Исполнителю будут представлены уточненные координаты мест размещения камер для фактического исполнения.

По вопросу обновления и модернизации функциональности Системы Комиссией установлено, что техническое обслуживание, включающее обновление программного обеспечения системы, требуется для поддержания работы Системы в исправном работоспособном состоянии (п. 6.1,6.2 ТЗ). Обязательства по обновлению (изменению) функционала Системы, в том числе по заявкам Заказчика, заданием не предусмотрены.

Доказательств, что в конкретном случае (перечисленные выше доводы жалобы) цель обеспечения неравноправного участия хозяйствующих субъектов в закупке превалировали над целями эффективной хозяйственной деятельности заказчика, Заявителем не представлено.

  Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, в связи с чем жалоба Заявителя в указанной части не может быть признана обоснованной.

 

2. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОСАУ "Лесопожарный центр" от 30.09.2022 пунктом 6.5 предусмотрены требования к деловой репутации участника закупки. При закупке товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок, запроса оферт в соответствии с порядком применения требований к деловой репутации участника закупки, определенном в пункте 7.4 Положения, могут устанавливаться следующие требования к деловой репутации участника закупки: наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке в единой информационной системе, опыта по не менее двум надлежаще исполненным договорам, аналогичным предмету закупки, общей стоимостью не менее тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке товаров, работ, услуг. При этом в документации о закупке должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться аналогичными закупаемым товарам, работам, услугам. Заказчик при установлении указанного требования вправе увеличить общую стоимость исполненных участником закупки договоров, аналогичных предмету закупки, до ста процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке.

Извещением, а именно подпунктом «а» пункта 21.1 предъявлены требования к репутации участника закупки - Информация о наличии у участника закупки за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке услуг (работ) в единой информационной системе, опыта исполненным договорам аналогичным предмету закупки, общей стоимостью не менее 50 (пятидесяти) процентов начальной (максимальной) цены договора (максимального значения цены договора), установленной извещением о проведении запроса предложения в электронной форме.

С учетом пояснения Заказчика, что опыт исполнителя подтверждается наличием реализованных контрактов с аналогичным или схожим функционалом, указанным в ТЗ, а не выбором информационной системы, а также применения данного требования в равной степени ко всем участникам закупки довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем жалоба Заявителя в указанной части не может быть признана обоснованной.

 

3.Исходя из приведенных выше положений закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к услуги, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что оказание закупаемых Заказчиком услуг включает в себя организацию работы Системы в том числе посредством установки и настройки 18 камер видеонаблюдения, принадлежащих Заказчику, (пп.1.3.1 ТЗ) с заданной в данном ТЗ функциональностью и предоставляемых для осуществления монтажа и настройки.

Характеристики точек мониторинга приведены в таблице, размещенной в разделе 2 ТЗ. В отношении камер видеонаблюдения, принадлежащих Заказчику, указанная таблица содержит следующие параметры характеристик видеокамер Заказчика - тип камеры, исполнение, тип крепления, тип матрицы, размер матрицы, фокусное расстояние, степень защиты, напряжение питания, потребляемая мощность, рабочая температура, разрешение, угол обзора камеры по горизонтали и по вертикали, частота кадров при максимальном разрешении, кодеки, максимальный угол поворота и наклона, Ethernet, вход Alarm, вход аудио, выход Alarm, выход аудио, тип разъёма RJ-45.

Довод Заявителя о недостаточности указанных характеристик для настройки работы видеокамер в Системе не подтвержден Заявителем документально в ходе рассмотрения жалобы. Автоматизированная система раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель», поддерживающая, согласно доводу Заявителя, конкретные модели камер различных производителей, не поименована в тексте технического задания и не является единственной соответствующей совокупности характеристик закупаемой Заказчиком системы.

Довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем жалоба Заявителя в указанной части не может быть признана обоснованной.

 

 

4. В отношении доводов по оказанию услуг по организации видеопотоков с 6-ти камер видеонаблюдения, подключенных к системе «Безопасный город» Липецкой области, Комиссия Липецкого УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 1.3.2 ТЗ в обязанности Исполнителя вменено организация видеопотоков с 6-ти камер видеонаблюдения, подключенных к системе «Безопасный город» Липецкой Области, путем их передачи в ЦОД Исполнителя (см. п.4 «Требования к ЦОД») по каналам связи VPN (см. п.5 «Требования к каналам связи»), организованными Исполнителем, с заданной в техническом задании функциональностью по адресам, указанным в п.2, таблица 3. Установка камер, принадлежащих Заказчику по этим адресам не предусмотрена. Исполнитель самостоятельно и за свой счет обеспечивает передачу видеопотоков с данных видеокамер в ЦОД Исполнителя, включая все возможные расходы на оборудование, каналы связи, аренду мест под размещение, электроэнергию и прочие затраты. Исполнитель должен обеспечить доступ и возможность управления Заказчиком камерами видеонаблюдения.

Общее количество дополнительных мест размещения видеокамер, подключенных к системе «Безопасный город» Липецкой области с которых необходимо обеспечить передачу видеопотоков – 6, согласно п.1.3.2.

Камеры должны быть подключены к каналам связи VPN (см. п.5 «Требования к каналам связи) силами Исполнителя.

Таблица 3. Адреса размещения камер, подключенных к системе «Безопасный город» Липецкой области.

1.

г. Липецк, Грязинское шоссе, вл.1 башня «ТЭЦ-2»

ОКУ «Городское лесничество»

052˚34’ 15,204”

039˚41’ 43,519”

2.

г. Липецк, Грязинское шоссе, вл.1 башня «ТЭЦ-2»

ОКУ «Городское лесничество»

052˚34’ 15,204”

039˚41’ 43,519”

3.

с. Желтые пески

ОКУ «Городское лесничество»

052˚33’ 07,056”

039˚31’ 26,994

4.

ул. Боевой проезд, д.39

ОКУ «Городское лесничество»

052˚42’ 35,442”

039˚42’ 33,667”

5.

с. Сселки

ОКУ «Городское лесничество»

052˚32’ 42,119”

039˚38’ 06,382”

6.

с. Подгорное

ОКУ «Городское лесничество»

052˚34’ 15,204”

039˚43’ 47,640”

 

При этом закупочная документация не содержит каких-либо характеристик данных точек мониторинга, как например, камер видеонаблюдения, принадлежащих Заказчику, что, свидетельствует о недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), которая, по мнению Комиссии, не позволяет участнику закупки сформировать предложение по условиям исполнения договора.

Кроме того, Заказчиком пояснено, что предварительное согласование правообладателя указанных камер на их использование в работе системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров не осуществлялось.

Отсылки Заказчика на надлежащее исполнение аналогичных услуг Заявителем в предыдущих периодах Комиссией Липецкого УФАС России отклоняются, ввиду как возможности замены оборудования третьего лица или технического решения передачи информации в центр обработки данных, так и последствия дефекта описания объекта закупки - ограничения участия в закупки иных лиц, помимо Заявителя.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам закупок товаров, работ, услуг в том числе относится информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Довод Заявителя в указанной части подтвержден в ходе заседания, в связи с чем, жалоба Заявителя в указанной части признается обоснованной.

 

5. В отношении доводов Заявителя по требованию у Исполнителя лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, лицензии ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных средств Комиссия Липецкого УФАС России отмечает следующее.

Согласно ТЗ Исполнитель обязан предоставить следующие лицензии и сертификаты до начала оказания услуг:

  • Лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

  • Лицензия ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных средств.

Исходя из положений извещения, в том числе раздела 20, содержащего требования к участникам закупки, требования о наличии указанных выше лицензий непосредственно у участника закупки Заказчиком в закупочной документации не установлено, равно как отсутствует требования о предоставлении копий таких лицензий в составе заявки.

Кроме того, пунктом 1.10 ТЗ определено, что Исполнитель обязан оказать услуги за свой счет, собственными силами или с привлечением третьих лиц.

Таким образом, определенный документацией способ и порядок исполнения договора не содержит запрета на привлечение участником закупки для исполнения договора, заключенного по результатам закупочных процедур, субподрядчиков или соисполнителей.

В связи с чем, предъявляемое требование к исполнителю услуги не может расцениваться как ограничивающее участие в закупке, так как не устанавливает специальную правоспособность для осуществления видов деятельности, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении о закупке срока окончания подачи заявок, непосредственно участником закупки.

В обоснование требования предоставления лицензий исполнителем  Заказчик указал на пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в силу которой деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию, а также пояснил, что требования к лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации обусловлено в связи с планируемым размещением в ЦОД Исполнителя информационных ресурсов Заказчика и Исполнителя, а также собираемых с видеокамер данных. В рамках ЦОД планируется функционирование не только системы мониторинга лесных пожаров, но и контроль за работой РДС, на передаваемом изображении с камер контроля диспетчеров будет видна персона (диспетчер), а также внутренний порядок, деловой документооборот и режим работы Заказчика, что является персональными данными, а также служебной информацией.

Персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ)). Как следует из положений ст. 8 Закона N 152-ФЗ, к персональным данным можно отнести фамилию, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, то есть ту информацию, которая позволяет идентифицировать конкретного человека. При этом приведенный перечень является открытым. Принцип идентификации физического лица по фамилии, имени, отчеству из всего массива информации не является единственно возможным критерием отнесения обработанных сведений к персональным данным (Письмо Роскомнадзора от 20.01.2017 N 08АП-6054).

В отношении лицензии ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных средств Заказчик пояснил, что на основании требований Заказчика в рамках предоставления услуги предполагается передача информации (видео материалов, данных геолокации и иных данных) из мест общего пользования, а также с мест ограниченного доступа. Передача информации будет осуществляться по каналам связи, организованным по технологии VPN. Данный способ передачи информации не обеспечивает необходимый уровень безопасности и планируется усиление уровня, через шифрование. Поэтому требуется, чтобы исполнитель в технологическом решении имел возможность применить дополнительные средства шифрования на всем пути передачи данных. Вместе с тем, техническим заданием закупки не предъявлялось требований по использованию дополнительных средств шифрования.

Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, в связи с чем жалоба Заявителя в указанной части не может быть признана обоснованной.

 

6. В отношении довода Заявителя о предъявлении требования нахождения Исполнителя на территории Липецкой области, ограничивающего участие в закупке, Комиссия Липецкого УФАС России отмечает следующее.

Согласно п.6.4 Положения о закупках Заказчика «Требования к квалификации участника закупки» Заказчик при закупке товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок, запроса оферт в соответствии с локальными нормативными актами Заказчика и пунктом 7.3 Положения могут устанавливаться следующие квалификационные требования к участнику закупки: соответствие необходимому квалификационному минимуму, устанавливаемому Заказчиком в соответствии с административным регламентом формирования заявок на закупку. Такие требования указываются в Извещении и/или Документации о закупке товаров, работ, услуг (Информационном сообщении).

При этом, согласно пп.21.3.2 Извещения Требования, предъявляемые к участникам закупки в части к квалификации участника закупки содержит, в том числе указание на сведения о филиале Исполнителя или его представительства, или субподрядной организации на территории Липецкой области.

Вместе с тем форма №7 (приложение №9 к извещению), устанавливающая требование к составу заявки на участие закупке в части представления сведений о соответствии требованиям к квалификации участника закупки, содержит только информацию о наличии у Исполнителя не менее 3-х сотрудников для выполнения работ по обслуживанию лесопожарных телеустановок.

С учетом изложенного, а также определенного документацией способа и порядка исполнения договора, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, в связи с чем жалоба Заявителя в указанной части не может быть признана обоснованной.

 

7. В отношении довода Заявителя о нарушении срока окончания подачи заявки по запросу предложений Комиссия Липецкого УФАС России отмечает следующее.

Согласно ч.11 ст.4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Заказчик пояснил, что согласно запросу разъяснений, были внесены изменения в извещение о проведение запроса предложений 02.03.2023 в 18:29, и сроки были продлены согласно требованиям закона и Положения о закупке. В связи с технической опечаткой в части изменения срока в документации, 03.03.2023 в 08:56 документация была заменена. Иных изменений 03.03.2023 в документацию не вносилось.

 

Относительно вопросов о наличии нарушений Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.

В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, в рамках рассмотрения жалобы по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия Липецкого УФАС России, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Монтажпромсервис» на действия ОСАУ «Лесопожарный центр» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по обеспечению функционирования системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (реестровый № 32312135894 от 20.02.2023), обоснованной.

2. В действиях ОСАУ «Лесопожарный центр» установлено нарушение п.2 ч.6.1. ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2415

 

 

Связанные организации

ООО "Монтажпромсервис"
ИНН 3666168636, ОГРН 1103668039276
ОСАУ "Лесопожарный центр"
ИНН 4823052467, ОГРН 1114823012094