Решение №048/06/105-339/2021 РЕШЕНИЕ № 048/06/105-339/2021 от 13 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 048/06/105-339/2021

 

«12» апреля 2021 года                                                                                           г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 13.04.2021.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания УМВД России по Липецкой области (реестровый номер 0146100001021000022) (далее – электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России № 185 от 06.04.2021,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 05.04.2021 поступила жалоба ООО «Контракт» (далее – заявитель) на положения документации об электронном аукционе заказчика управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее – заказчик).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Рассмотрение жалобы назначено на 09.04.2021 в 11:00. Однако в связи с возникшей необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств по делу в заседании Комиссии объявлен перерыв до 12:00 час. 12.04.2021.

Заявитель, уведомленный надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.

В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

- нарушен срок проведения электронного аукциона;

- не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 99.

- неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в электронном аукционе;

- не установлен размер штрафа, начисляемый исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком нарушен срок проведения электронного аукциона, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должна содержаться дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

Частью 3 ст. 68 Закона о контрактной системе установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что поскольку объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, электронный аукцион должен проводиться через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Вместе с тем, заказчиком установлена дата и время окончания подачи заявок - 13.04.2021 в 10:00, а дата проведения электронного аукциона - 15.04.2021.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущено нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 99, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1частями 1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Статьей 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее – Постановление №99).

Пунктом 2.4 приложения №1 к Постановлению №99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей:

Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.

Объект закупки капитальный ремонт административного здания УМВД России по Липецкой области. Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 693 686,00 руб.

Таким образом, поскольку заказчиком размещена рассматриваемая закупка для осуществления федеральных нужд, и начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 млн. рублей, то в силу приведенных положений Постановления №99, ст. 31 Закона о контрактной системе, у него отсутствует обязанность установления в документации и извещении о проведении электронного аукциона указанное дополнительное требование к участникам электронного аукциона.

3. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В силу ч. 3.1. ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В п. 20 аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

- наименование страны происхождения товара.

Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

Частью 12.2 данной статьи установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Согласно п. 1.1 контракта подрядчик обязуется собственными силами и из своих материалов (если иное не предусмотрено настоящим контрактом), с использованием собственного (ой)/ арендованного (ой) оборудования, техники и персонала и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой риск выполнить работы по капитальному ремонту административного здания УМВД России по Липецкой области, в соответствии с техническим заданием на выполнение работ (приложение №1 к настоящему контракту) и локальным сметным расчетом (приложение №2 к настоящему контракту) и сдать результат работ заказчику в установленные настоящим контрактом сроки.

Таким образом, исходя из объекта электронного аукциона, описание объекта электронного аукциона приведено в сметной документации.

Следовательно, в рассматриваемом случае первая часть заявки должна содержать только согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.

Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

4. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком не установлен размер штрафа, начисляемый исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» (далее - Правила) указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Проанализировав извещение, размещенное заказчиком в единой информационной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила в нем ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно извещению от 05.04.2021, размещенному в единой информационной системе, заказчиком внесены изменения в документацию об электронном аукционе.

При этом, в проекте контракта установлено требование в соответствие с п. 4 Правил.

 

В силу ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

До принятия Комиссией решения по существу на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено:

- 09.04.2021 документация об электронном аукционе и извещение о его проведении (а также изменения, внесенные в аукционную документацию и извещение);

- 09.04.2021 извещение об отмене определения поставщика.

При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссией в действиях заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемоей организации или получения свидетельства саморегулируемой организации о допуске с определенному виду работ для осуществления определенных законом видом деятельности.

Статьей 52 ГрК РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно положениям ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".

Объектом закупки является капитальный ремонт здания.

Заказчик при закупке работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства конкурентным способом по общему правилу обязан установить требования, связанные с наличием членства участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Так, согласно ч. 5 ст. 55.17 Грк РФ указано, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями. Таким образом, действующим законодательством определен документ, который подтверждает членство в реестре членов саморегулируемой организации.

Следовательно в подтверждение своего соответствия единым требованиям участники предоставляют выписку из реестра членов саморегулируемой организации.

Проанализировав документацию об электронном аукционе Комиссия установила отсутствие в ней требования, связанные с наличием членства участника закупки в саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, заказчик при закупке рассматриваемых работ не установил требования, связанные с наличием членства участника закупки в саморегулируемой организации в области капитального ремонта объекта капитального строительства, что нарушает ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении вопроса о выдаче предписания Комиссией установлено, что заказчик, воспользовавшись правом, определенным ст. 36 Закона о контрактной системе, 09.04.2021 принял решение об отмене рассматриваемого электронного аукциона, что не противоречит действующему законодательству.

На основании вышеизложенного, действия заказчика не могут нарушить права и законные интересы участников закупки.

Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания УМВД России по Липецкой области (реестровый номер 0146100001021000022) обоснованной в части доводов № 1, 3.

2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание не выдавать, поскольку установленные нарушения не повлияли на результат закупки.

4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны