Решение б/н Решение по жалобе ООО «Перспектива» на положения документац... от 9 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 269м/18

 

«06» августа 2018 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.08.2018.

Решение в полном объеме изготовлено 08.08.2018.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по проекту: «Реконструкция производственных помещений (Литер Д, Е, Л-Л1) по ул. 9 Мая, владение 27 под единый корпус опытно-экспериментальных исследований» (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России 31.07.2018 поступила жалоба ООО «Перспектива» (далее – заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик - муниципальное бюджетное учреждение "Технопарк-Липецк" (далее – заказчик)).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, уведомленный надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил своего представителя для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В жалобе заявителя указано, что документация об электронном аукционе содержит ряд нарушения требований Закона о контрактной системе.

Представители заказчика не согласны с жалобой, представили письменные возражения

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 01.08.2018 №338, Комиссия установила следующее:

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 107 325 562,22 руб.

Статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Требования к лицам, осуществляющим строительные работы, установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять заключенные с использованием конкурентных способов договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоры строительного подряда при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации (далее - СРО), а также при соблюдении в совокупности следующих требований:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В п. 21 раздела 1.2 документации об электронном аукционе установлено требование о соответствии участников требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, - участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в Едином реестре членов СРО на официальном сайте http://reestr.nostroy.ru, ООО «Перспектива» не является членом какой-либо саморегулируемой организации, то есть не соответствует установленному заказчиком требованию по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и, соответственно, не может претендовать на заключение контракта по итогам проведения электронного аукциона.

Таким образом, на основании вышеизложенного, жалоба заявителя признается необоснованной, а действия (бездействие) заказчика не нарушают и не могут нарушить его права и законные интересы, как участника закупки.

На заседание Комиссии Липецкого УФАС России представители заявителя не явились, доказательств обратного заявителем не представлено.

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570, и нарушение п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии, которые заключаются в следующем.

1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

  • ходе анализа положений документации об электронном аукционе и инструкции по заполнению заявки Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки допускает двоякое толкование установленных в аукционной документации требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ (фактически изменяя значения, установленные в технической части), вводит участников закупки в заблуждение и, следовательно, является ненадлежащей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе «Символ «±» означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения. случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного диапазона, не включая крайние значения для каждого вида (типа) товара (материала). В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указывать крайнее значение требуемого параметра. При указании конкретного показателя по значению показателя вида «x и более», где «x» - нижнее числовое значение, участник закупки должен указать два конкретных значения показателя: равное и большее «х». случае указания требуемого значения с использованием символа «[ ]» вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.»).

 

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых для выполнения работ, содержатся техническом задании.

Так, в п. 42 «Песок для строительных работ» указанных требований заказчик, в числе прочего установил, что песок должен соответствовать ГОСТ 8735-88, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 30108-94. Группа песка: требуется средний. Модуль крупности должен быть до 2,5* Мк. Полный остаток на сите № 063 должен быть до 45 % по массе.

При этом, ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» устанавливает, что группа песка «Средний» имеет модуль крупности Мк – свыше 2,0 до 2,5; полный остаток на сите № 063 – свыше 30 до 45% по массе.

Также в п. 43 «Щебень» указано: Необходимо соответствие ГОСТ 8267-93. Группа щебня должна быть 1 или 2 или 3. Содержание зерен пластинчатой [(лещадной)] и игловатой форме не должно быть более 25 % по массе.

Согласно таблице 2 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе для группы щебня 1 составляет до 10 включ., для группы 2 - Св. 10 до 15 включ., для группы 3 – свыше 15 до 25 включ.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, если в документации об аукционе значения показателя сопровождается словом «или» означает, что по данному значению участнику закупки необходимо сделать конкретное предложение, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки.

Исходя из вышеизложенного, установленное требование к содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не соответствует значениям указанного ГОСТа в отношении каждой из установленных групп щебня.

Таким образом, по рассматриваемым позициям, а также по ряду других, рассмотренные требования к установлены заказчиком в противоречие с положениями указанных заказчиком ГОСТов, что не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Комиссия, рассмотрев требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых для выполнения работ, содержащимся техническом задании, установила, что документация об электронном аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Так, например, сведениями о результатах испытаний отдельных товаров, являются:

- п. 3 «Эмаль ХВ-124» - «Массовая доля нелетучих веществ должны быть 27*%-33*%. Условная вязкость при температуре[(20,0±0,5)°С] по вискозиметру типа [ВЗ- 246 (или ВЗ-4)] с диаметром сопла 4 мм, должна быть 35*с–60*с. Укрывистость высушенной пленки эмали не более 60 г/м2.»;

- п. 16 «Пленка полиэтиленовая»- «Прочность при растяжении в продольном направлении должна быть не менее 14,7(150) МПа(кгс/см2). Прочность при растяжении в поперечном направлении должна быть не менее 12,7(130) МПа(кгс/см2)»;

- п. 17 «Электроды Э42» - «Относительное удлинение [металла шва или наплавленного металла] не должно быть менее 18 %. Ударная вязкость [металла шва или наплавленного металла] должна быть не менее 8 кгс*м/см2».

Закон о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Закон о контрактной системе не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию (пункт 2 части 1 статьи 64).

Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.

При таких обстоятельствах, описание характеристик товаров изложено с нарушением правил описания объекта закупки и заказчик допустил нарушение требований п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

4. В п. 35 раздела 1.2 документации об электронном аукционе установлено, что стоимость работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно, должна составлять не менее 15% от цены контракта (ПП РФ от 15.05.2017 №570).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Как следует из сведений официального сайта извещение о проведении электронного аукциона и документация в новой редакции размещены заказчиком 16.07.2018.

Таким образом, в рассматриваемом случае стоимость работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно, должна составлять не менее 25% от цены контракта.

Следовательно, заказчиком нарушены положения п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570.

 

5. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 02.08.2018 на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки. Оба участника допущены до участия в электронном аукционе.

Статьей 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе (ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п. 23 раздела 1.2 документации об электронном аукционе первая часть заявки должна содержать:

1.1. согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

1.2 согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно установленным заказчиком требованиям к материалам, товарные знаки таких материалов заказчиком не указаны и, следовательно, участники обязаны представить в первой части заявок сведения, установленные подпунктом 1.2 пункта п. 23 раздела 1.2 документации.

Однако, в ходе анализа заявок с порядковыми номерами 1 и 2, Комиссией установлено, что по ряду позиций товаров, в них отсутствуют конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.

Так, в частности, по пункту 2 «Ступени лестничные» установлены следующие требования: «Тип ступней лестничных должны быть ЛС. Ступени должны быть изготовлены из бетона класса по прочности на сжатие В15. Длинна должна быть 1200 мм. Высота должна быть не менее 145 мм. Расход бетона не менее 0,053 м3. Отклонение от линейного размера длины ступени должно быть от -5*мм до +5*мм».

В заявках с порядковыми номерами 1 и 2 по позиции 2 «Ступени лестничные» указано «Тип ступеней лестничных ЛС. Длина 1200 мм. Высота 145 мм.».

Таким образом, поскольку участниками электронного аукциона не представлены все конкретные показатели товара по пункту 2 «Ступени лестничные», а также по иным пунктам заявок, допуск таких участников к участию в электронном аукционе совершен аукционной комиссией заказчика в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по проекту: «Реконструкция производственных помещений (Литер Д, Е, Л-Л1) по ул. 9 Мая, владение 27 под единый корпус опытно-экспериментальных исследований» (реестровый номер <...> ) необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570, а также нарушение п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду того, что оно выдано по делу № 268м/18 по жалобе ООО «Лидер плюс».

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны