Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «АкваТех» от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 26з/16

 

«19» декабря 2016 года                                                                                     г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.12.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 20.12.2016.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,  в составе:

заместитель председателя Комиссии - Л.А. Черкашина – заместитель руководителя  управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

члены Комиссии:

Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов,

О.И. Злобина — ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей заказчика - муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" – <…> (доверенность от 19.12.2016), <…> (доверенность от 19.12.2016),

рассмотрев жалобу ООО «АкваТех» на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" при проведении   открытого конкурса по закупке флокулянта для обезвоживания осадка   (извещение № 31604345974) (далее-  открытый конкурс),

     

У С Т А Н О В И Л А:

 

09.12.2016 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «АкваТех» на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" при проведении   открытого конкурса.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

ООО «АкваТех», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

 

В жалобе ООО «АкваТех» указано, что конкурсная документация не соответствует требованиям Федеральных законов от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Так,  в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком установлено требование о том, что участник закупки должен быть производителем товара либо его официальным дилером, а также запрашивает копию действующего сертификата ISO на производство товара, который может быть только у производителя товара, что является ограничением количества участников. Также применение заказчиком критерия о сроке предоставления гарантий качества товара противоречит требованиям   ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".  

 

Представители заказчика не согласны с жалобой и пояснили, что  заказчику необходим именно указанный  в конкурсной документации товар  с конкретным товарным знаком.  На проводимый заказчиком открытый конкурс требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не распространяются.

 

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия установила следующее:

Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).  Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Приказом заказчика от 09.08.2016 № 407 утверждено  Положение о  закупках товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА»   (далее - Положение).

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещены конкурсная  документация и извещение о проведении открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 1.2 конкурсной документации открытый конкурс проводится в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА».

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что данный открытый конкурс не подпадает под исключения, установленные ч. 4 ст. 1 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного  открытый конкурс проводится на основании Закона о закупках, Положения, а требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в данном случае  на порядок его проведения, в том числе, на установление требований к участникам, к составу заявки и критериям оценки заявок,  не распространяются.

При таких обстоятельствах, жалоба заявителя является необоснованной.

 

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 2 и 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно п.п. 2.2, 2.3  конкурсной документации участник конкурса должен соответствовать следующим   требованиям:

- Соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса.

- Соответствие участника конкурса требованиям настоящей документации и Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА».

- Не проведение ликвидации участника конкурса (для юридических лиц) и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса банкротом и решения об открытии конкурсного производства.

- Не приостановление деятельности участника конкурса в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

-      Отсутствие сведений об участнике конкурса в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ;

- участник конкурса должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:

- должен быть производителем флокулянта или официальным дилером фирмы производителя флокулянта.

В ходе анализа требований к участникам закупок, содержащихся в  Положении,  Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в их составе отсутствует такое квалификационное требование к участникам как «участник должен быть производителем флокулянта или официальным дилером фирмы производителя флокулянта».

Таким образом, указанное требование к участникам установлено в  конкурсной документации в нарушение п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, поскольку оно  отсутствует в Положении.

 

В разделе 5 конкурсной документации установлены требования к  содержанию заявки и документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе. Так, конкурсная заявка должна содержать, в числе прочего:

Документы или их копии, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам и если предоставление указанных документов предусмотрено конкурсной документацией, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством:

а) Предложение о качестве товара и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора;

б) Копию действующего сертификата ISO на производство флокулянта;

в) Копию экспертного заключения на флокулянт, выданный Управлением Роспотребнадзора соответствующего Субъекта Российской Федерации;

г) Копию листа безопасности согласно Постановления EC № 1907/2006;

д) Копию или оригинал гарантийного письма от производителя флокулянта о возможности поставки продукции в требуемом объеме и в требуемые сроки.

е) Любые другие документы по усмотрению претендента.

При  рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что действующим законодательством  не предусмотрено   наличие у поставщика указанных документов в подтверждение  соответствия  флокулянта требованиям, установленным таким законодательством. При этом, указанные документы могут быть переданы заказчику при поставке товара.

На заседании Комиссии Липецкого УФАС России  представители заказчика не привели норм действующего законодательства, позволяющего  требовать у участников закупки указанные документы в составе конкурсной заявки.

Согласно подпункту  11 пункта 6.7.4 конкурсной документации заявка должна включать  документы или их копии, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам, работам, услугам в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено конкурсной документацией, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством.

Из данного требования Положения следует, что документы, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам, работам, услугам предоставляются в составе заявки только в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам, работам, услугам.

Поскольку в рассматриваемом случае действующим законодательством  такие требования к флокулянту не предусмотрены, то заказчик, установив  вышеуказанные требования к составу заявки  в конкурсной документации, допустил нарушение Положения, а также п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

 

В пункте 7.3 конкурсной документации установлено, что заявки на участие в конкурсе оцениваются исходя из следующих критериев оценки:

- предложение о цене договора,

- предложение о сроке предоставления гарантий качества.

При этом, в пункте 8.1 конкурсной документации содержится порядок оценки заявок по данным критериям.

Пункт  6.10 Положения поименован как «оценка и сопоставление конкурсных заявок».

Вместе с тем, в данном пункте, а равно во всех остальных пунктах Положения, регламентирующих проведение открытого конкурса,  отсутствует порядок оценки конкурсных заявок.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона о закупках  выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Исходя из требований данной нормы следует, что критерии и порядок оценки конкурсных заявок устанавливаются в конкурсной документации на основании Положения. При этом, Законом о закупках не предусмотрено право заказчика,  при отсутствии в Положении порядка оценки заявок, устанавливать в конкурсной документации  такой порядок. Следовательно, проведение заказчиком открытого конкурса, при отсутствии в Положении  порядка оценки заявок,   не может расцениваться как соблюдение заказчиком  требований ч. 2 ст. 3 Закона о закупках  при проведении открытого конкурса и   определении его  победителя.

Установленные нарушения Закона о закупках   содержат признаки совершения административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «АкваТех» на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" при проведении   открытого конкурса по закупке флокулянта для обезвоживания осадка   (извещение № 31604345974) необоснованной.

2. Признать нарушения ч. 2 ст. 3, п. 2 и п. 9 ч. 10 ст. 4  Закона о закупках  в действиях заказчика.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 26з/16

 

«19» декабря 2016 года                                                                                г. Липецк

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,  в составе:

заместитель председателя Комиссии - Л.А. Черкашина – заместитель руководителя  управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

члены Комиссии:

Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов,

О.И. Злобина — ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

         руководствуясь частью 20 ст. 18.1, п. 3.1 части 1 ст. 23   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  на основании своего решения от 19.12.2016 по делу № 26з/16 по рассмотрению жалобы  ООО «АкваТех»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Комиссии  по закупкам заказчика – муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации"  в срок до 28.12.2016 отменить протоколы, принятые  в ходе  проведения открытого конкурса по закупке флокулянта для обезвоживания осадка   (извещение № 31604345974).

2. Заказчику – муниципальному унитарному предприятию "Липецкая станция аэрации"  в срок до 28.12.2016:

- аннулировать открытый конкурс  по закупке флокулянта для обезвоживания осадка   (извещение № 31604345974);

- разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  информацию об отмене комиссией по закупкам протоколов,  принятых  в ходе  проведения открытого конкурса, а также об аннулировании открытого конкурса по закупке флокулянта для обезвоживания осадка   (извещение № 31604345974);

         - уведомить участников открытого конкурса  об отмене протоколов,  принятых  в ходе  проведения открытого конкурса, и об аннулировании открытого конкурса;

         - совершить иные действия, связанные с аннулированием закупки,  в пределах полномочий.

         3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

         Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны