Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройинвест» от 21 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ   № 270м/16

 

«15» сентября 2016 года                                                                                  Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 20.09.2016.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии - И.В. Поткина – руководитель управления;

члены Комиссии:

Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей уполномоченного органа - администрации Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации – <…> (доверенность от 14.09.2016), <…> (доверенность от 14.09.2016), <…> (доверенность от 14.09.2016),

рассмотрев жалобу ООО «Стройинвест» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт чердачной крыши нач.шк. МБОУ СОШ с. Становое (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 09.09.2016 поступила жалоба ООО «Стройинвест»  на положения документации об электронном аукционе (уполномоченный орган - администрация Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

 

ООО «Стройинвест», заказчик,  извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направили своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

В жалобе ООО «Стройинвест» указано, что в п. 11.4 проекта контракта установлено условие, не предусмотренное ст. 96 Закона о контрактной системе.  Также является неправомерным  условие проекта контракта об оплате после предоставления счета-фактуры, не учитывающее, что лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не должны оформлять счета-фактуры.  Также в извещении о проведении электронного аукциона не указана информация о предоставлении участниками свидетельства о допуске к определенным видам строительства. Кроме этого, заказчиком нарушены положения действующего законодательства в части установления требований энергетической эффективности товаров по позиции 138 технического задания.

 

Представители уполномоченного органа по доводам жалобы пояснили, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было.  

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей уполномоченного органа и проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России  установила следующее:

Документация об электронном аукционе на капитальный ремонт чердачной крыши нач.шк. МБОУ СОШ с. Становое и извещение о проведении электронного аукциона № 0146300004516000048  размещены уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Заказчиком данного электронного аукциона выступает  МБОУ СОШ с. Становое  Становлянского муниципального района Липецкой области.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 746829,00 рублей.

 

1. Рассмотрев довод жалобы о наличии в п. 11.4 проекта контракта условия, не предусмотренного ст. 96 Закона о контрактной системе, Комиссия признает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе  исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

Пунктом 11.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе,  установлено, что "в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение поставщиком своих  обязательств по контракту, поставщик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в данном разделе контракта".

В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (ч. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме гаранту с приложением указанных в гарантии документов.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 378 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязательство гаранта перед бенефициаром по независимой гарантии прекращается окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана.

Частью  7 статьи 96 Закона о контрактной системе  установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, наличие  условия, установленного в 11.4 проекта контракта, не является исключением  права, предусмотренного частью  7 статьи 96 Закона о контрактной системе 

Вместе с тем, заявителем не представлено в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность данного  довода.

Таким образом, требование, установленное в п. 114 проекта контракта, не противоречит Закону о контрактной системе.

 

2. В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются  требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

            Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что во исполнение данного требования в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, указано следующее:

«единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) – соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее – свидетельство СРО). В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Таким образом, довод жалобы об отсутствии в извещении о проведении электронного аукциона требования о наличии у участников электронного аукциона свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не находит своего подтверждения.

 

3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

При анализе документации об электронном аукционе Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в пункте 3.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью данной документации, указано, что  «заказчик вправе производить промежуточные платежи за выполненные работы по настоящему Контракту, на основании актов приема выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), при наличии представленной счета-фактуры, при условии наличия средств финансирования».

В  силу части 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанный документ составляется лицами, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку в силу части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участниками закупки могут быть не только юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, но и любые физические лица, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то указанные субъекты, добровольно выбирав режим налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, имеют возможность представить только те документы, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении того или иного режима налогообложения.

Таким образом, сроки оплаты и возникновение обязательства по оплате зависят от предоставления со стороны исполнителя, в том числе счета-фактуры или счета, в зависимости от добровольно выбранного им режима налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, что не влечет за собой обязанность исполнителя производить изменение режима налогообложения с целью предоставления императивно определенного заказчиком документа, предусмотренного только для определенного режима налогообложения.      

На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России признает необоснованным довод жалобы  о неправомерном установлении условия оплаты в пункте 3.3 проекта контракта.

Доказательств обратного, в нарушение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявителем не представлено.

 

4. Рассмотрев довод жалобы о нарушении заказчиком положений действующего законодательства в части установления требований энергетической эффективности товаров по позиции 138 технического задания, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным на основании следующего.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п. 138 технического задания (приложение № 2 к документации об электроном аукционе)  заказчик установил следующие требования к товару, используемому при выполнении работ: «лампы люминесцентные ртутные низкого давления типа ЛБ 18, 10 шт.».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Данные Правила определяют порядок установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - требования энергетической эффективности), а также первоочередные требования энергетической эффективности.

Подпунктом «е» пункта 7 Правил установлено, что к первоочередным требованиям энергетической эффективности для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В,  в числе прочего, относятся:

запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;

запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.

Как следует, из  описания товара по позиции № 138 технического задания, заказчик не устанавливает, что при выполнении работ должны использоваться  дуговые ртутных люминесцентных ламп,  которые входят в число  запрещенных Правилами.

Комиссия Липецкого УФАС России установила, что требования к описанию объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, соблюдены заказчиком, в частности по позиции № 138 технического задания.

 

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика и уполномоченного органа установлены нарушения  ч. 2 ст. 65, п. 2 ч. 1 ст. 64  Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем:

1. В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Аналогичное требование установлено в п. 19 документации об электронном аукционе.

В соответствии с п. 22 документации об электронном аукционе вторая часть заявки должна содержать:

«- копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31  Федерального закона  № 44-ФЗ:

копия  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации; содержащая допуски к определенному виду или видам работ  по предмету аукциона, а именно:

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.

12.8. Антисептирование деревянных конструкций.

12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;

в случае выполнения работ с привлечением:

- в соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, частью 33. разд. III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624:  «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)»: пункт 33.3. «Жилищно-гражданское строительство». Допуск к работам по организации строительства, имеющийся у участника закупки, должен позволять заключать договор стоимостью до шестидесяти миллионов рублей (в соответствии с  п. 2, ч. 7, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ)».

Предметом электронного аукциона является «капитальный ремонт чердачной крыши нач.шк. МБОУ СОШ с. Становое».

В связи с обозначенным предметом закупки подлежат применению нормы градостроительного законодательства.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса  Российской Федерации  (далее -Гр РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В силу части 3 статьи 52 названного Кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 3.1 статьи 52 Гр РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В силу ч. 4 ст. 55.8 Гр РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.

Данный перечень утвержден приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, пунктом 33.3 раздела III "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) которого указан такой вид работы, как "Жилищно-гражданское строительство".

Следовательно, у лица, выполняющего этот вид работ, оказывающий влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть соответствующее свидетельство СРО.

В силу вышеприведенных положений Гр РФ лицо, желающее осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (застройщик либо привлекаемое им для выполнения работ лицо) обязано не только выполнять конкретный перечень работ, предусмотренный контрактом, но и организовывать, координировать, обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за их качеством соответствие проектной документации.

В связи с этим, при обоснованном наличии такого требования в аукционной документации, представление только свидетельства СРО на конкретные виды работ, также перечисленных в Перечне и требуемых к выполнению по конкретному предмету контракта, будет недостаточным.

С  учетом ч. 2, 3, 3.1 ст. 52, ч. 4 ст. 55.8 Гр РФ правомерным и достаточным требованием к участникам закупки в соответствии с градостроительным законодательством является наличие свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем/генеральным подрядчиком (п. 33 названного Перечня).

Также, в письме Минрегиона Российской федерации от 26.01.2012 N1416-ДШ/08 разъяснено, что согласно ч.3 и ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, вид работ "Организация строительства" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ. Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда, в случае если:

- предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта;

- заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или технический заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта.

При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в соответствии  с пунктом 5.2.1 проекта контракта  подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные с проектной документацией, действующими нормами, правилами, регламентами, сводами правил, СНиП, нормами пожарной и экологической безопасности. При этом, пунктом 1.2 проекта контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить все работы собственными силами или силами привлеченных подрядных организаций.  Также пунктом 5.2.9 проекта контракта закреплена обязанность  подрядчика по обеспечению выполнения необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли во время проведения работ.

В соответствии с требованиями Гр РФ работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:

- организация и координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

- осуществление строительного контроля;

- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением третьих лиц.

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно быть у лица в случае, если оно является лицом, осуществляющим строительство, т.е. выполняет весь комплекс указанных работ.

В случае, если член саморегулируемой организации не является лицом, осуществляющим строительство, а привлекается для выполнения отдельных видов работ, то получения свидетельства о допуске к работам по организации строительства не требуется, независимо от того, будет ли он выполнять эти работы самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Следовательно, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.

При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что в данном случае  требование   о предоставлении в составе заявки копии  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,   согласно видам работ, указанным в сметной документации по данной закупке, без обязательного допуска к работам по организации строительства, не основано на положениях градостроительного законодательства и установлено в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

2. В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.

Кроме того, согласно пункту 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").

Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").

Также согласно подпунктам "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать:

возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;

возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.

Приказом  Казначейства России от 30.12.2015 № 26н утвержден Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок, которым установлено, что в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.

На заседании Комиссии установлено, что техническое задание (приложение № 2 к документации об электронном аукционе), содержащее характеристики товаров и материалов, используемых при осуществлении работ, размещено  на официальном сайте в формате   ".doc", содержащие требования к материалам в виде рисунка, который  ограничивает возможность поиска и копирования фрагмента текста.

Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы.

Таким образом, действия уполномоченного органа, разместившего техническое задание (приложение № 2 к документации об электронном аукционе) в формате, не позволяющем искать и копировать фрагменты текста, нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе.

 

Установленные  нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.

 

Согласно п. 3.36 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14) (далее – административный регламент),  комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статьей  105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.  К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Доказательств, что установленные  нарушения повлияли или могли повлиять  на результаты электронного аукциона  заявителем не представлено.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 12.09.2016 на участие в электронном аукционе поступило 12 заявок. При этом, 11 участников допущены до участия в  электронном аукционе.  

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что допущенное нарушение части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе не могло повлиять на результат электронного аукциона.

Также Комиссия отмечает, что допущенные заказчиком нарушения при установлении требований к составу второй части заявки, в данном случае не могут привести  к ограничению круга возможных участников электронного аукциона.  

На основании вышеизложенного, ввиду того, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не могут повлиять на результат электронного аукциона, а доказательств обратного заявителем не представлено, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи  предписания об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт чердачной крыши нач.шк. МБОУ СОШ с. Становое (реестровый номер <...> ) необоснованной. 

2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и нарушение  ч. 2 ст. 65   Закона о контрактной системе в действиях уполномоченного органа.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку выявленные нарушения не могут повлиять на результат электронного аукциона. 

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны