Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройзаказчик» от 21 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ   № 272м/16

 

«15» сентября 2016 года                                                                                  Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 20.09.2016.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии - И.В. Поткина – руководитель управления;

члены Комиссии:

Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей уполномоченного органа - администрации Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации – <…> (доверенность от 14.09.2016), <…> (доверенность от 14.09.2016), <…> (доверенность от 14.09.2016),

рассмотрев жалобу ООО «Стройзаказчик» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт чердачной крыши нач.шк. МБОУ СОШ с. Становое (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России 08.09.2016 поступила жалоба ООО «Стройзаказчик»  на положения документации об электронном аукционе (уполномоченный орган - администрация Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации), которая перенаправлена в Липецкое УФАС России для рассмотрения по существу.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

 

ООО «Стройзаказчик», заказчик,  извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направили своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

В жалобе ООО «Стройзаказчик» указано, что в нарушение требований Закона о контрактной системе в документации отсутствует инструкция по заполнению заявки, а также документация об электронном аукционе размещена в формате, не позволяющем копировать фрагменты текста и осуществлять поиск по тексту.

 

Представители уполномоченного органа по доводам жалобы пояснили, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было.  

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей уполномоченного органа, Комиссия Липецкого УФАС России  установила следующее:

Документация об электронном аукционе на капитальный ремонт чердачной крыши нач.шк. МБОУ СОШ с. Становое и извещение о проведении электронного аукциона № 0146300004516000048  размещены уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Заказчиком данного электронного аукциона выступает  МБОУ СОШ с. Становое  Становлянского муниципального района Липецкой области.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 746829,00 рублей.

 

1. В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 № 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.

Кроме того, согласно пункту 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").

Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").

Также согласно подпунктам "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать:

возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;

возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.

Приказом  Казначейства России от 30.12.2015 № 26н утвержден Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок, которым установлено, что в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.

На заседании Комиссии установлено, что техническое задание (приложение № 2 к документации об электронном аукционе), содержащее характеристики товаров и материалов, используемых при осуществлении работ, размещено  на официальном сайте в формате   ".doc", содержащие требования к материалам в виде рисунка, который  ограничивает возможность поиска и копирования фрагмента текста.

Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы.

Таким образом, действия уполномоченного органа, разместившего техническое задание (приложение № 2 к документации об электронном аукционе) в формате, не позволяющем искать и копировать фрагменты текста, нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе, а жалоба заявителя в данной части является обоснованной.

 

2. Довод жалобы об отсутствии в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки Комиссия признает необоснованным, поскольку в п. 23 документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению заявки, наличие которой предусмотрено  п. 2 ч. 1 ст. 64  Закона о контрактной системе.

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях уполномоченного органа  установлены нарушения  п. 2 ч. 1 ст. 64  Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем:

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Аналогичное требование установлено в п. 19 документации об электронном аукционе.

В соответствии с п. 22 документации об электронном аукционе вторая часть заявки должна содержать:

«- копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31  Федерального закона  № 44-ФЗ:

копия  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации; содержащая допуски к определенному виду или видам работ  по предмету аукциона, а именно:

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.

12.8. Антисептирование деревянных конструкций.

12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;

в случае выполнения работ с привлечением:

- в соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, частью 33. разд. III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624:  «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)»: пункт 33.3. «Жилищно-гражданское строительство». Допуск к работам по организации строительства, имеющийся у участника закупки, должен позволять заключать договор стоимостью до шестидесяти миллионов рублей (в соответствии с  п. 2, ч. 7, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ)».

Предметом электронного аукциона является «капитальный ремонт чердачной крыши нач.шк. МБОУ СОШ с. Становое».

В связи с обозначенным предметом закупки подлежат применению нормы градостроительного законодательства.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса  Российской Федерации  (далее -Гр РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В силу части 3 статьи 52 названного Кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 3.1 статьи 52 Гр РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В силу ч. 4 ст. 55.8 Гр РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.

Данный перечень утвержден приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, пунктом 33.3 раздела III "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) которого указан такой вид работы, как "Жилищно-гражданское строительство".

Следовательно, у лица, выполняющего этот вид работ, оказывающий влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть соответствующее свидетельство СРО.

В силу вышеприведенных положений Гр РФ лицо, желающее осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (застройщик либо привлекаемое им для выполнения работ лицо) обязано не только выполнять конкретный перечень работ, предусмотренный контрактом, но и организовывать, координировать, обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за их качеством соответствие проектной документации.

В связи с этим, при обоснованном наличии такого требования в аукционной документации, представление только свидетельства СРО на конкретные виды работ, также перечисленных в Перечне и требуемых к выполнению по конкретному предмету контракта, будет недостаточным.

С  учетом ч. 2, 3, 3.1 ст. 52, ч. 4 ст. 55.8 Гр РФ правомерным и достаточным требованием к участникам закупки в соответствии с градостроительным законодательством является наличие свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем/генеральным подрядчиком (п. 33 названного Перечня).

Также, в письме Минрегиона Российской федерации от 26.01.2012 N1416-ДШ/08 разъяснено, что согласно ч.3 и ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, вид работ "Организация строительства" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ. Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда, в случае если:

- предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта;

- заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или технический заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта.

При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в соответствии  с пунктом 5.2.1 проекта контракта  подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные с проектной документацией, действующими нормами, правилами, регламентами, сводами правил, СНиП, нормами пожарной и экологической безопасности. При этом, пунктом 1.2 проекта контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить все работы собственными силами или силами привлеченных подрядных организаций.  Также пунктом 5.2.9 проекта контракта закреплена обязанность  подрядчика по обеспечению выполнения необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли во время проведения работ.

В соответствии с требованиями Гр РФ работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:

- организация и координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

- осуществление строительного контроля;

- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением третьих лиц.

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно быть у лица в случае, если оно является лицом, осуществляющим строительство, т.е. выполняет весь комплекс указанных работ.

В случае, если член саморегулируемой организации не является лицом, осуществляющим строительство, а привлекается для выполнения отдельных видов работ, то получения свидетельства о допуске к работам по организации строительства не требуется, независимо от того, будет ли он выполнять эти работы самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Следовательно, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.

При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что в данном случае  требование   о предоставлении в составе заявки копии  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,   согласно видам работ, указанным в сметной документации по данной закупке, без обязательного допуска к работам по организации строительства, не основано на положениях градостроительного законодательства и установлено в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Согласно п. 3.36 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14) (далее – административный регламент),  комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статьей  105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.  К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Более того, в нарушение статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность жалобы.

Комиссия Липецкого УФАС России в рамках рассмотрения жалобы заявителя установила, что данное общество не значится участником закупок на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru. Так, при осуществлении поиска информации о контрактах,   заключенных с заявителем,  информация о том, что общество участвует в закупках и являлось победителем, отсутствует.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 12.09.2016 на участие в электронном аукционе поступило 12 заявок. При этом, 11 участников допущены до участия в  электронном аукционе.  

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что допущенное нарушение части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе не могло повлиять на результат электронного аукциона.

Также Комиссия отмечает, что допущенные заказчиком нарушения при установлении требований к составу второй части заявки, в данном случае не могут привести  к ограничению круга возможных участников электронного аукциона. 

Доказательств, что установленные  нарушения повлияли или могли повлиять  на результаты электронного аукциона  заявителем не представлено.

На основании вышеизложенного, ввиду того, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не могут повлиять на результат электронного аукциона, а доказательств обратного заявителем не представлено, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи  предписания об устранении выявленных нарушений.

 

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройзаказчик» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт чердачной крыши нач.шк. МБОУ СОШ с. Становое (реестровый номер <...> ) обоснованной в части нарушения требований к размещению информации на официальном сайте. 

2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и нарушение  ч. 2 ст. 65   Закона о контрактной системе в действиях уполномоченного органа.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку выявленные нарушения не могут повлиять на результат электронного аукциона. 

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны