Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройиндустрия» от 26 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ   № 278с/16

 

«23» сентября 2016 года                                                                                  Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 23.09.2016.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии - И.В. Поткина – руководитель управления;

члены Комиссии:

О.И. Злобина — специалист-эксперт  отдела контроля закупок и торгов,

Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей заказчика - государственного  учреждения здравоохранения "Липецкая городская детская больница"– <…> (доверенность от 22.09.2016), <…> (доверенность от 22.09.2016),

рассмотрев жалобу ООО «Стройиндустрия» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт отдельных помещений ГУЗ «ЛГДБ», расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, д.40 (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 16.09.2016 поступила жалоба ООО «Стройиндустрия»  на положения документации об электронном аукционе (заказчик - государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская детская больница").

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

При рассмотрении жалобы 22.09.2016 Комиссией Липецкого УФАС России в связи с отсутствием необходимых документов было принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы до 14:10 час. 23.09.2016.

 

ООО «Стройиндустрия», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

В жалобе ООО «Стройиндустрия» указано, что в документации об электронном аукционе  установлено ненадлежащее требование к участникам о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО на генподряд без указания вида работ, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

 

Представители заказчика  по доводам жалобы пояснили, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было.  

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика  и проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России  установила следующее:

Документация об электронном аукционе на капитальный ремонт отдельных помещений ГУЗ «ЛГДБ», расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, д.40 и извещение о проведении электронного аукциона № 0346300119916000064 размещены02.09.2016 заказчиком  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 000 000,00 рублей.

Рассмотрев жалобу, Комиссия Липецкого УФАС России признает ее обоснованной  в связи со следующим.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Аналогичное требование установлено в информационной карте  документации об электронном аукционе.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки вторая часть заявки должна содержать:

«- документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и настоящей документацией, или копии таких документов:

свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением, содержащим следующие виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

- подготовительные работы- разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или частей;

- монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций- монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, ригилей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;

- монтаж металлических конструкций- монтаж. Усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;

- монтаж деревянных конструкций- сборка жилых и общественных зданий из деталей заводского изготовления комплектной поставки;

-устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений - устройства и демонтаж системы водопровода и канализации; устройство и демонтаж системы отопления; устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха; устройство системы электроснабжения; устройство электрических и иных сетей управления жизнеобеспечения зданий и сооружений;

- монтажные работы – монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации;

- пусконаладочные работы – наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха; пусконаладочные работы сооружений водоснабжения; пусконаладочные работы сооружений канализации

или свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением, содержащим следующие виды работ:  работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).».

Предметом электронного аукциона является «капитальный ремонт отдельных помещений ГУЗ «ЛГДБ», расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, д.40».

В связи с обозначенным предметом закупки подлежат применению нормы градостроительного законодательства.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса  Российской Федерации  (далее -Гр РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В силу части 3 статьи 52 названного Кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 3.1 статьи 52 Гр РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В силу ч. 4 ст. 55.8 Гр РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.

Данный перечень утвержден приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624.

В силу вышеприведенных положений Гр РФ лицо, желающее осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (застройщик либо привлекаемое им для выполнения работ лицо) обязано не только выполнять конкретный перечень работ, предусмотренный контрактом, но и организовывать, координировать, обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за их качеством соответствие проектной документации.

В связи с этим, при обоснованном наличии такого требования в аукционной документации, представление только свидетельства СРО на конкретные виды работ, также перечисленных в Перечне и требуемых к выполнению по конкретному предмету контракта, будет недостаточным.

С  учетом ч. 2, 3, 3.1 ст. 52, ч. 4 ст. 55.8 Гр РФ правомерным и достаточным требованием к участникам закупки в соответствии с градостроительным законодательством является наличие свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем/генеральным подрядчиком (п. 33 названного Перечня).

Также, в письме Минрегиона Российской федерации от 26.01.2012 N1416-ДШ/08 разъяснено, что согласно ч.3 и ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, вид работ "Организация строительства" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ. Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда, в случае если:

- предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта;

- заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или технический заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта.

При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в соответствии  с пунктом 5.2.6 проекта контракта  подрядчик обязан обеспечить выполнение на строительной площадке мероприятий, предусмотренных проектом организации строительства, по охране труда и технике безопасности, использованию земельного участка по целевому назначению, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также установить информационные щиты и временное освещение в период выполнения работ в соответствии с требованиями СНиП.

В соответствии с требованиями Гр РФ работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:

- организация и координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

- осуществление строительного контроля;

- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением третьих лиц.

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно быть у лица в случае, если оно является лицом, осуществляющим строительство, т.е. выполняет весь комплекс указанных работ.

В случае, если член саморегулируемой организации не является лицом, осуществляющим строительство, а привлекается для выполнения отдельных видов работ, то получения свидетельства о допуске к работам по организации строительства не требуется, независимо от того, будет ли он выполнять эти работы самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Следовательно, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.

При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что в данном случае  требование   о предоставлении в составе заявки копии  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,   согласно видам работ, указанным в сметной документации по данной закупке, без обязательного допуска к работам по организации строительства, не основано на положениях градостроительного законодательства.

Перечень, утвержденный приказом  Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее Перечень), в пункте 33 содержит вид работ «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)», который в свою очередь содержит определенные подпункты в зависимости от вида строительства.

Исходя из вышеприведенных положений ГрК РФ и приказа  Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 следует, что лицо, имеющее допуск к работам по организации строительства, имеет такой допуск на конкретные подпункты пункта 33 Перечня.

Таким образом, исходя из предмета электронного аукциона, заказчик должен был установить  требование о предоставлении участниками свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением, содержащим следующие виды работ:  работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - подпункт 33.3. «Жилищно-гражданское строительство».

Следовательно, заказчик установил требование к составу второй части заявки в нарушение  п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.09.2016 аукционной комиссией рассматривались вторые части заявок двух участников, в составе которых участниками были представлены свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением, содержащим следующие виды работ:  работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - подпункт 33.3. «Жилищно-гражданское строительство». Заявки обоих участников признаны соответствующими требованиям документации.

Таким образом, допущенное заказчиком нарушение при установлении требований к составу второй части заявки не повлияло на результат электронного аукциона.

 

 

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения  пунктов 6, 7 части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем:

1. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 № 1457 (далее - Постановление № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).

В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.

Данная позиция отражена в совместном письме Минэкономразвития России №12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России №АЦ/28993/16 от 28.04.2016 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

В силу пунктов 6 и 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Исходя из положений части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что информация, указанная в извещении о проведении электронного  аукциона,  должна содержаться и в документации об электронном аукционе. При этом, частью 3 данной нормы установлено, что  Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссий Липецкого УФАС России установлено, что в документации об электронном аукционе и извещении о проведении электронного аукциона не установлено требование о соответствии участников закупки условиям, указанным в Постановлении № 1457,  а также не установлен запрет, установленный данным Постановлением.

Исходя из вышеизложенного, в действиях заказчика, не установившего в извещении о проведении электронного аукциона и, соответственно, в документации об электронном аукционе запрет в соответствии  со статьей 14 Закона о контрактной системе или  требование о соответствии участников закупки условиям, указанным в Постановлении № 1457 (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе), содержатся  нарушения пунктов 6, 7 части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64  Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленные нарушения пунктов 6, 7 части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64  Закона о контрактной системе, не повлияли на результаты электронного аукциона, поскольку согласно представленным заказчиком вторым частям заявок участники электронного аукциона не находятся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не являются организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

 

Установленные  нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.

 

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройиндустрия» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт отдельных помещений ГУЗ «ЛГДБ», расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, д.40 (реестровый номер <...> ) обоснованной.   

2. В действиях заказчика установлены нарушения пунктов 6, 7 части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64  Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат электронного аукциона. 

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны