Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Стройотдел» на положени... от 15 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ   №278с/18

 

«15» августа 2018 года                                                                                                                          г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.08.2018.

Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2018.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Стройотдел» на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Разведочно-эксплуатационная скважина для поселка "Ясная Поляна" в с. Частая Дубрава Липецкого района". (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России 09.08.2018 поступила жалоба ООО «Стройотдел» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

ООО «Стройотдел», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В жалобе заявителя указано, что заказчик, в нарушение требований Закона о контрактной системе, установил требования к показателям товаров и технологическим процессам их изготовления, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.  Кроме этого, в аукционной документации не установлены объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам жалобы.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя заявителя, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 09.08.2018 №355, Комиссия установила следующее:

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 742 430,00 руб.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, Комиссия Липецкого УФАС России признает жалобу обоснованной по следующим основаниям.

1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки, в т.ч. требования к используемым в ходе работ материалам, установлены в техническом задании.

При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в техническом задании аукционной документации заказчиком установлены не только функциональные, технические и качественные характеристики материалов, используемых в ходе выполнения работ, но и требования к показателям товаров и технологическим процессам их изготовления, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, в частности, по позициям:

 

Технические характеристики поставляемых товаров

1

Портландцемент

… Прочность при изгибе в возрасте 2 сут., МПа*: не менее 2,7. Водоотделение, мл*: не более 8,7. Растекаемость цементного теста, мм*: не менее 200. Потери при прокаливании*: не более 5,0%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов*: не более 740 Бк/кг. …

2

Трубы стальные

… Временное сопротивление разрыву, Н/мм2: не менее 325. Предел текучести, Н/мм2: не менее 215, относительное удлинение, %: не более 22.

...Увеличение наружного диаметра труб при раздаче: не менее 6.

4

Песок

Модуль крупности*: св. 1,5 до 3,0. Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, % по массе*: св.10 до 65. Содержание зерен крупностью св. 10, 5 и менее 0,16 мм*: не должно превышать 30% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе*: не более 5. Содержание глины в комках, % по массе*: не более 0,5. Аэфф, Бк/кг*: до 740.

6

Труба НКТ

Вес погонного метра: не более 18,5 кг.

8

Кольцо стеновое смотровых колодцев: КС20.9

Объем бетона: не более 0,59 м3. Расход арматуры: не менее 19,88 кг.

… Плотность бетона должна быть, т/м3: не менее 2,400.

10

Плита перекрытия: 1ПП20-1

Максимальное давление при котором на поверхности изделия не должно наблюдаться просачивания воды, МПа: не менее 0,4.

…Объем бетона: не более 0,55 м3. Расход арматуры: не менее 49,65 кг.

…Масса, т: не более 1,500.

 

При этом, как следует из п.18.1 информационной карты аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении №1 к части XII «Техническая часть документации об электронном аукционе».

Следовательно, вышеприведенные значения указаны для установления требований к товару, которые подлежат указанию в заявке участников закупки, что, соответственно, не исключает возможность проведения каких-либо испытаний товара, в целях определения конкретных значений, для указания их в первой части заявки.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Кроме этого, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что по позиции 9 «Труба полиэтиленовая: наружный диаметр 225 мм», в том числе, установлено следующее требование: «Маркировку наносят на поверхность трубы методом термотиснения, методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения, методом цветной печати или другим способом, не ухудшающим качество трубы (указать каким именно), с интервалом*: не более 1 м». Однако, данное требование не относится к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки.

При этом, в соответствии с правилами описания объекта закупки заказчик вправе предъявлять требования исключительно к функциональным, техническим и качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его маркировке, в рамках стандарта, регулирующего его качество.

Таким образом, описание объекта закупки, в части установления заказчиком требований к показателям товаров и технологическим процессам их изготовления, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также к маркировке товара, приведено без учета требований ст. 33 Закона о контрактной системе, что является  нарушением  п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Более того, указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.

2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

В соответствии с указанной нормой принято постановление Правительства от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570), в котором определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).

При этом, пунктом 2 Постановления N 570 предусмотрено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

Следовательно, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению № 570, то государственный или  муниципальный заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть условия согласно подпунктам "а" - "в" пункта 2 Постановления № 570.

Комиссией Липецкого УФАС России из анализа аукционной документации установлено, что в пункте 32 раздела X документации об электронном аукционе определен перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением N 570.

Вместе с тем, ни положения документации об электронном аукционе, ни проекта контракта не устанавливают объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением N 570.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, нарушают  пункт 2 Постановления № 570.

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.

Как было установлено, требование к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе содержиться в п.18.1 информационной карты аукционной документации, а именно:

«первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы;

2) при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которых используется товар:

- согласие, предусмотренное пунктом 1), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении№1 к части XII “ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ» и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ, в Закон о контрактной системе внесены изменения, в том числе, в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, которые вступили в силу с 1 июля 2018 года.

Так,  в соответствии с  частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции от 29.06.2018) первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Таким образом, установив требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с недействующей редакцией ст. 66 Закона о контрактной системе, заказчик нарушил требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административных правонарушений.

Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройотдел» на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Разведочно-эксплуатационная скважина для поселка "Ясная Поляна" в с. Частая Дубрава Липецкого района". (реестровый номер <...> ) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления № 570.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №278с/18

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

15» августа 2018 года                                                                                                                     г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.08.2018.

Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2018.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

по результатам рассмотрения жалобы «Стройотдел» на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Разведочно-эксплуатационная скважина для поселка "Ясная Поляна" в с. Частая Дубрава Липецкого района". (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион) и проведения внеплановой проверки по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения Комиссии Липецкого УФАС России №278с/18 от 15.08.2018, в соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Единой комиссии заказчика - областного государственного унитарного предприятия «Липецкий областной водоканал» в срок до 28.08.2018 отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 09.08.2018, принятый в ходе проведения электронного аукциона.

2. Заказчику - областному государственному унитарному предприятию «Липецкий областной водоканал» в срок до 28.08.2018:

- разместить на официальном сайте единой информационной системы информацию об отмене протокола, указанного в пункте 1 настоящего предписания;

- устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе и с учетом выводов, содержащихся в решении Комиссии Липецкого УФАС России №278с/18 от 15.08.2018;

- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

- осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» в срок до 28.08.2018:

- обеспечить техническую возможность отмены протокола, указанного в пункте 1 настоящего предписания и внесения заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе;

- обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;

- обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения;

- совершить в пределах полномочий иные действия по исполнению предписания.

4. Единой комиссии, заказчику, оператору электронной площадки в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны