Решение б/н Решение и предписание о делу № 286м/17 от 1 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 286м/17

 

«28» августа 2017 года                                                                                   г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2017.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

председатель Комиссии – И.В. Поткина – руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии - Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;

член Комиссии: О.И. Панина — ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей заказчика – администрации городского поселения город Данков Данковского муниципального района Липецкой области

– <…> (доверенность от 25.08.2017), <…> (доверенность от 17.04.2017), <…> (доверенность от 17.04.2017).

рассмотрев жалобу ООО «Профит-плюс» на положения документации об электронном аукционе на  выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в городе Данкове (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Липецкого УФАС России 23.08.2017, по подведомственности из Воронежского УФАС России, поступила жалоба ООО «Профит-плюс» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

ООО «Профит-плюс», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В жалобе ООО «Профит-плюс» указано, что заказчиком при проведении электронного аукциона допущен ряд нарушений требований Закона о контрактной системе, а именно:

1) в документации об электроном аукционе неправомерно установлено требование о декларировании участником своего соответствия п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе,

2) в технической части документации об электронном аукционе при описании материалов, используемых при выполнении работы, включены требования, к химическому составу и (или) компонентов материалов, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства,

3) проект контракта не содержит информацию о сроке приемке выполненных работ,

4) в проекте контакта не установлен конкретный срок действия контракта.

Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:

Документация об электронном аукционе на  выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в городе Данкове и извещение о проведении электронного аукциона №0346300044717000014 размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 976 233 рублей 00 копеек.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, указанные в данной части. В том числе, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с требованием п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в пункте 12.2.3 документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 статьи 31 Закона.

Таким образом, требование о предоставлении во второй части заявки декларации соответствия участника требованию, установленному  п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлено заказчиком с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с п. 12.2.2 документации об электронном аукционе  первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части VI «Техническая часть» документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ходе анализа  требований, установленных заказчиком к материалам, применяемым  в ходе работ, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что  при описании материалов заказчиком  установлены не только функциональные, технические и качественные характеристики  материала, но и требования к химическому составу и (или) компонентов материалов, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства (например, по  позиции «асфальтобетонная смесь тип Б марка II»: предел прочности при сжатии, при температуре 0°С - не более 12МПа, пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей - не менее 14% не более 19%; по  позиции «Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 60/90»: глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25– не менее 61 не более 90, температура размягчения по кольцу и шару - не ниже 47°С, растяжимость при 25 °С - не менее 55см и др.).

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования к химическому составу и (или) компонентам материалов и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены  заказчиком  из указанных  в технической части аукционной документации ГОСТов.

При этом, такие показатели в ГОСТах выражены не конкретными значениями, а сопровождаются словами «не более», «не менее».

Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (часть IV документации об электронной документации) указано:

«При указании конкретных показателей участник должен представить конкретные значения по своему выбору, соответствующие установленным максимальным и (или) минимальным значениям показателей. Использование при описании конкретных показателей слов «не менее» и «не более», «не позднее», «не превышает», «не превышать», «не должно превышать», «не ранее», «не реже», «не чаще» и т.п., а также описание в виде диапазонов с сопровождением слов «от» и «до», не допустимо».

Таким образом, описание объекта закупки  в части установления заказчиком требований к химическому составу и (или) компонентов материалов, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства,  не основано на положениях ст. 33 Закона о контрактной системе и является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

На заседании Комиссии установлено, что разделом 4 проекта контракта документации об электронном аукционе предусмотрен порядок сдачи-приемки работ. Однако из положений данного раздела не возможно определить срок осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов).

При этом, наличие  в п. 4.2 проекта контракта начального срока приемки выполненной работы (в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней приступает к приемке результатов выполненных работ) не является соблюдением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Частью  1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Аукционная документация по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, в связи с чем, не должна содержать в себе никаких неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла.  

Таким образом, заказчик, не установив в проекте контракта срок приемки выполненных работ, нарушил ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 9.5 проекта контракта указано, что в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется в форме банковской гарантии, срок действия предоставленной подрядчиком банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Таким образом, с учетом сроков выполнения работ, а также сроков, установленных разделом 4 контракта, банковская гарантия должна быть выдана на срок не менее, чем до 28.02.2018 года.

При этом, как было указано выше, из положений раздела 4 «Порядок сдачи-приемки работ» проекта контракта не возможно определить срок осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов).

Более того, из анализа документации об электронном аукционе Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п. 3.2 проекта контракта определен период выполнения работ: в течение 30 дней с момента заключения муниципального контракта.

Согласно п. 9.2 проекта контракта настоящий контракт, вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента направления оператором электронной площадки подрядчику настоящего контракта, подписанного усиленными электронными подписями сторон, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Указанная в документации об электронном аукционе формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет, то есть, не обладает признаками неизбежности, что не соответствует статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.  При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Из вышеуказанного следует, что срок контракта является обязательным условием контракта.

Таким образом, отсутствие в проекте контракта такого существенного условия, как срок его действия, установленного в соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, привело к установлению заказчиком требования к сроку действия банковской гарантии, не соответствующего части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, и нарушению ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем:

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п. 6.1 документации об электронном аукционе содержатся требования к участникам электронного аукциона о соответствии п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом, в п. 12.2.3.2 информационной карты документации об электронном аукционе содержится перечень входящих в состав заявки документов, подтверждающих соответствие участников требованиям установленным п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

В силу  пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1статьи 31 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административных правонарушений.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Профит-плюс» на положения документации об электронном аукционе на  выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в городе Данкове (реестровый номер <...> ) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения п. 6 ч. 5 ст. 63, п.1 ч. 1, п.2 ч. 1 ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №286м/17

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

 

28 августа 2017 года                                                                                     г. Липецк

 

Резолютивная часть предписания оглашена 28.08.2017.

Предписание  в полном объеме изготовлено 31.08.2017.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

- председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления,

- заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов,

- член Комиссии: О.И. Панина – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок и торгов,

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профит-плюс» и проведения внеплановой проверки по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения №286м/17 от 28.08.2017, в соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Единой комиссии заказчика - администрации городского поселения город Данков Данковского муниципального района Липецкой области  в срок до 09.09.2017 отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.08.2017, принятый в ходе проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в городе Данкове (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион).

2. Заказчику – администрации городского поселения город Данков Данковского муниципального района Липецкой области в срок до 09.09.2017:

- устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе  в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом нарушений, отраженных в решении Комиссии Липецкого УФАС России №286м/17 от 28.08.2017;

- разместить на сайте единой информационной системы в сфере закупок информацию об отмене протокола, указанного в п.1 предписания, и о внесении заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе;

- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ» в срок до 09.09.2017:

- обеспечить техническую возможность отмены единой комиссией заказчика протокола, указанного в п. 1 предписания, и внесения заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе;

- обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;

- разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.08.2017 и о новом сроке подаче заявок;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.08.2017;

- обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения;

- совершить в пределах полномочий иные действия по исполнению предписания.

4. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны