Решение №3868-03 - от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №048/06/105-413/2019

 

21 июня 2019 года                                                                              город Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2019 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области

в присутствии представителей заказчика: государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Липецкий областной колледж искусств им. К.Н.Игумнова",

рассмотрев жалобу ООО «АНТЕЯЛ» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития по проекту (реестровый номер <...> ) (далее - электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 В Липецкое УФАС России 17.06.2019 поступила жалоба ООО «АНТЕЯЛ» на положения документации об электронном аукционе. 

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «Жалобы». 

Заявитель, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.  

На заседании Комиссии велась аудиозапись заседания.

В своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком при проведении электронного аукциона допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно:

1) в составе документации об электронном аукционе отсутствуют положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и экспертизы достоверности определения сметной стоимости;

2) установлено ненадлежащее требование к форме выписки из реестра СРО.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласны, представили письменные возражения.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 17.06.2019 №285, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

Документация об электронном аукционе и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития по проекту.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 41 418 710,00 руб.

1. Рассмотрев довод жалобы о том, что в составе документации об электронном аукционе отсутствуют положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и экспертизы достоверности определения сметной стоимости, Комиссия признает его необоснованным по следующим основаниям.

В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.

В соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 2.2 документации об электронном аукционе установлено, что в описание объекта закупки содержится в  проектной документации, являющейся приложением к настоящей документации об электронном аукционе.

Как было установлено ранее, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития по проекту.

Согласно ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 ГрК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, наличие в составе документации об электронном аукционе проектно-сметной документации является соблюдением требований Закона к описанию объекта закупки, предметом которого является заключение контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

При этом, экспертиза проектной документации не является частью проектной документации, и, соответственно, не определяет объем подлежащих выполнению работ.

Кроме того, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок заказчиком размещено  положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

При таких обстоятельствах, Комиссия не усматривает нарушений в действиях заказчика при описании объекта закупки.

2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в документации об электронном аукционе заказчиком установлено ненадлежащее требование к форме выписки из реестра СРО, Комиссия признает его обоснованным по следующим основаниям.

В подпункте 1 пункта 4.1. части 4 документации об электронном аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: требования к участникам закупки (в соответствии с частью 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе) - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Участник закупки должен быть - членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; - СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; - совокупный размер обязательств участника по договорам (контрактам), которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Участник предоставляет выписку из реестра членов СРО согласно статье 55.17 Градостроительного кодекса РФ по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Членство в СРО не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч.2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса  РФ. Требования не применяются в отношении участников закупки, предложивших цену договора (контракта) в размере 3000000,00 (три миллиона) рублей и менее.

К лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, предъявляются требования в соответствии с градостроительным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 55.8  Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее -ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет". Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.  Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 04.03.2019 N 86, действующим с 20.04.2019.

При этом приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" признан утратившим силу с 20.04.2019.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В связи с изложенным заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена недействующим Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссия Липецкого УФАС России в действиях заказчика установила нарушения ч.1, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

При этом, в силу ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, данная информация должна содержаться в документации об электронном аукционе.

При рассмотрении жалобы установлено, что извещение и документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 31.05.2019.

Согласно документации о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие  в электронном аукционе - «16» июня 2019 года, до 08:00 (время московское).

Положениями ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Порядок исчисления сроков установлен статьями 190 - 193 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Установлено, что 16.06.2019 – выходной день.

Таким образом, заказчиком был установлен ненадлежащий срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч.6 ст.63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Установлено, что 13.06.2019 в извещение о проведении электронного аукциона заказчиком внесено изменение.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе после внесенных изменений – 18.06.2019.

Исходя из вышеизложенного следует, что заказчик неправомерно продлил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе после внесения изменений в извещение.

При этом, Комиссией установлено, что аукционная документация не содержит надлежащей даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как установлено, что заказчик внес изменения только в отношении срока подачи заявок, который изначально был установлен без учета требований ГК РФ  и приходился на нерабочий день.

2. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В соответствии с ч.7 ст.94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Пунктом 6.1. проекта контракта (приложение №1 к документации об электронном аукционе) установлено, что результаты выполненных по объекту работ оформляются актами КС-2, справками КС-3, актом приемки работ по объекту.

Таким образом, оплата по контракту должна осуществляться с даты подписания заказчиком указанных документов о приемке результатов выполненных работ.

Однако, в пункте 2.6.1. проекта контракта установлено, что оплата выполненных Подрядчиком работ по объекту производится Заказчиком ежемесячно путем безналичного перечисления денежных средств в течение 15 рабочих дней со дня предоставления Подрядчиком Заказчику  всей исполнительной документации, подтверждающей фактическое выполнение работ (акты на скрытые работы, документы  на поставляемые материалы предоставлять сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество и соответствие требованиям пожарной безопасности, действующим строительным, санитарным и другим нормам предусмотренным Контрактом), а также счета и счета-фактуры. Счет-фактура предоставляется Подрядчиком, являющимся плательщиком НДС.

Таким образом, заказчик, не установив срок оплаты за выполненные работы с даты подписания им предусмотренных контрактом документов о приемке, как того требует ч.13.1. ст. 34 Закона о контрактной системе, допустил нарушение ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Кроме того, в соответствии с п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе  в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Установлено, что порядок сдачи и приемки выполненных работ установлен в разделе 6 проекта контракта.

При этом, из анализа указанного раздела, а также иных разделов проекта контракта, Комиссией установлено, что в указанном проекте контракта отсутствуют сроки приемки заказчиком выполненных работ.

Таким образом, заказчиком не соблюдены требования п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, что является нарушением ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения ч.1, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2. ст.7.30. КоАП РФ.

Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

         1. Признать жалобу ООО «АНТЕЯЛ» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития по проекту (реестровый номер <...> ) обоснованной в части довода 2.

2. Признать нарушения ч.1, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе в действиях заказчика.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку оно выдано по итогам рассмотрения  жалобы ООО «РемСтрой» на положения документации об электронном аукционе на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания общежития по проекту (от 21.06.2019 по делу №048/06/105-397/2019).

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

         Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны