Решение б/н Акт по делу №28м/17 от 19 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

А К Т по делу №28м/17

по результатам проверки

 г.Липецк                                                                            «14» сентября 2017 года

                                                                                                              

         На основании Приказов Липецкого УФАС России от 28.08.2017 №199 и от 12.09.2017 №216, в соответствии с ч.15, ч.28 ст.99 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе), Инспекцией Липецкого УФАС России в составе:

Председатель: И.В. Поткина –руководитель управления,

Члены инспекции: Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

О.И. Панина – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителя заказчика: администрации сельского поселения Измалковский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области – <…> (доверенность от 11.09.2017),

       по информации, поступившей от УЭБиПК УМВД России по Липецкой области проведена проверка соблюдения заказчиком - администрацией сельского поселения Измалковский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при осуществлении в 2016 году закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по приведению в надлежащее состояние прилегающей территории объекта «Рекультивация нарушенных земель при складировании и захоронении промышленных, бытовых отходов на земельном участке: Липецкая область, Измалковский район, д.Ребриково».

Проверка начата 24.08.2017, окончена 14.09.2017.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Проверкой установлено:

В адрес Липецкого УФАС России 23.08.2017 поступила информация от УЭБиПК УМВД России по Липецкой области, согласно которой администрацией сельского поселения Измалковский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области (далее – заказчик) в 2016 году на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, без проведения торгов, были осуществлены закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по приведению в надлежащее состояние прилегающей территории объекта «Рекультивация нарушенных земель при складировании и захоронении промышленных, бытовых отходов на земельном участке: Липецкая область, Измалковский район, д.Ребриково» (заключены 20 договоров на сумму более 1млн. 900 тыс.руб. с ООО «Технологии строительства»). 

     Как пояснил представитель заказчика, заказчиком был проведен электронный аукцион на рекультивацию нарушенных земель при складировании и захоронении промышленных, бытовых отходов на земельном участке: Липецкая область, Измалковский район, д.Ребриково, по итогам которого победителем признано ООО «Технологии строительства». При этом, экономия бюджетных средств составила более 1млн. 900тыс. рублей. А поскольку у заказчика возникла потребность в выполнении дополнительных видов работ и ввиду отсутствия времени для проведения процедуры торгов, им были заключены договора у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): ООО «Технологии строительства» на сумму, не превышающую 100тыс. рублей каждый.

В результате анализа информации об осуществлении закупки, установлено следующее.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Статьей 3 Закона о контрактной системе определены следующие понятия, связанные с осуществлением закупки товара (работ, услуг).

Так, согласно п.5 ст.3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Таким образом, администрация сельского поселения Измалковский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области является муниципальным заказчиком.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующем случае: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Из смысла пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что в случае превышения установленного указанной нормой лимита заключения контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) заказчик обязан осуществлять определение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством конкурентных способов.

При этом, на основании частей 1 - 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Так, в частности, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

А под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

При этом, в силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как было установлено Инспекцией Липецкого УФАС России в ходе проведения проверки, заказчиком 18.11.2016 был объявлен электронный аукцион на выполнение работ: «Рекультивация нарушенных земель при складировании и захоронении промышленных, бытовых отходов земельный участок Липецкая область Измалковский район д.Ребриково» (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 719 461,35руб.

Победителем электронного аукциона был признан участник закупки- ООО «Технологии строительства», предложивший наименьшую цену контракта -2 815 158,66 руб. и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствовала требованиям аукционной документации. При этом, экономия бюджетных средств составила 1 904 302,69руб.

По итогам проведения электронного аукциона заказчиком с ООО «Технологии строительства» был заключен муниципальный контракт №3480900222416000007 от 26.12.2016 на сумму 2 815 158,66 руб.

Как было установлено Инспекцией Липецкого УФАС России, работы по контракту были выполнены, о чем свидетельствует акт о приемке выполненных работ №1 от 28.12.2016.

Вместе с тем, Инспекцией Липецкого УФАС России было установлено, что в период с 14.12.2016 по 22.12.2016 заказчиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе было заключено 20 договоров с ООО «Технологии строительства» (стоимостью до 100 тыс.рублей каждый) на выполнение следующих работ по приведению в надлежащее состояние прилегающей территории объекта «Рекультивация нарушенных земель при складировании и захоронении промышленных, бытовых отходов на земельном участке: Липецкая область, Измалковский район, д.Ребриково»:

-срезка кустарника и мелколесья, перевозка грузов, планировка ТБО с перемещением, погрузка суглинка на автомобили-самосвалы, устройство экрана из суглинистого грунта бульдозерами, погрузка растительного грунта на автомобили-самосвалы, перевозка растительного грунта автомобилями-самосвалами (на сумму 337 192,08руб.),

- укладка растительного грунта для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли (на сумму 1 567 110,61руб.),

на общую сумму 1 904 302,69руб.

Проектом, представленным заказчиком, данные работы не предусмотрены.

Данные договоры, в зависимости от объекта закупки, являются тождественными.

Кроме того, стоимость указанных видов работ в составе основного контракта на площадь 185 кв.м. составила в результате проведения конкурентной процедуры закупки – 33562,7руб. (без применения коэффициентов). Согласно представленным актам, на площадь около 4 кв.м. стоимость данных работ составила - 69370,3руб. (без применения коэффициентов).

По своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия затрат на проведение закупки. Искусственное  «дробление» единой закупки на множество закупок до 100 тысяч рублей каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Кроме этого, в соответствии с положениями ст. 13, 14, 22 Закона о контрактной системе, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Учитывая тождественность предметов договоров, временной интервал, в течение которого они были заключены, а также отсутствие какой-либо срочной потребности в приобретении вышеуказанных видов работ, Инспекция Липецкого УФАС России приходит к выводу о наличии факта дробления указанных договоров на сумму до 100 тысяч рублей каждый в целях их заключения с единственным исполнителем: ООО «Технологии строительства».

Таким образом, заказчиком в период с 14.12.2016 по 22.12.2016 было заключено 20 договоров на оказание идентичных работ (в зависимости от объекта закупки) с одним исполнителем- ООО «Технологии строительства» на общую сумму 1 904 302,69руб, что свидетельствует о невозможности применения к указанным договорам положений п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Более того, рынки услуг, на оказание которых заключены рассмотренные Инспекцией Липецкого УФАС России договоры, являются конкурентными  (данный вывод подтверждается сведениями протокола подведения итогов электронного аукциона от 13.12.2016 №0146300038516000004-3, согласно которому в электронном аукционе принимали участие 5 участников закупки).  Более того, доказательств, что исключительно ООО «Технологии строительства» оказывают закупленные заказчиком работы, в материалы проверки не представлено.

Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Таким образом, бюджетное законодательство не предусматривает критерием эффективности само по себе освоение всех выделенных бюджетных средств.

Для достижения обозначенных в Бюджетном кодексе РФ и законодательстве о контрактной  системе целей расходования бюджетных средств заказчики, в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентные способы позволяют, либо сэкономить бюджетные средства путем снижения НМЦК, либо отобрать наилучшие предложения от участников.

Вопреки вышеуказанным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, заказчиком при принятии решения о способе определения исполнителя работ для обеспечения муниципальных нужд с ООО «Технологии строительства» на сумму 1 904 302,69 рублей, не было обеспечено осуществление закупок с использованием конкурентных способов определения исполнителя данных работ.  

В соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Однако, изучение заключенных договоров показало, что они являются результатом искусственного дробления. Стоимость каждого договора приближена к 100 000 рублей, но не достигает этой суммы. Заключение 20 договоров с ООО «Технологии строительства» не было обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения договоров, а было вызвано намерением заключить договоры с единственным исполнителем и избежать необходимости проведения конкурентных процедур при осуществлении закупок на суммы свыше 100 тыс. руб. на определенный объект. 

Таким образом, выбранный заказчиком способ проведения закупок на выполнение работ по приведению в надлежащее состояние прилегающей территории объекта «Рекультивация нарушенных земель при складировании и захоронении промышленных, бытовых отходов земельный участок Липецкая область Измалковский район д. Ребриково» у единственного исполнителя:  ООО «Технологии строительства», противоречит нормам ч.2 ст.8 и ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения.            

Заключение.

1. В действиях заказчика — администрации сельского поселения Измалковский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области, при осуществлении в 2016 году закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по приведению в надлежащее состояние прилегающей территории объекта «Рекультивация нарушенных земель при складировании и захоронении промышленных, бытовых отходов на земельном участке: Липецкая область, Измалковский район, д.Ребриково», установлены нарушения ч.2 ст.8 и ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе.

2. Предписание не выдавать, ввиду заключенных договоров. 

3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны