Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройиндустрия» от 26 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ   № 298с/16

 

«21» октября 2016 года                                                                                  г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 26.10.2016.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии - И.В. Поткина – руководитель управления;

члены Комиссии:

Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов,

Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей заказчика - областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Липецкой области" – <…> (доверенность от 11.01.2016), <…> (доверенность от 27.01.2016),

рассмотрев жалобу ООО «Стройиндустрия» на положения документации об электронном аукционе на выполнение комплекса взаимосвязанных работ по объекту: «Создание единого кластера медицинских организаций по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 6А» (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 14.10.2016 поступила жалоба ООО «Стройиндустрия»  на положения документации об электронном аукционе (заказчик - областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Липецкой области").

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

ООО «Стройиндустрия», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своего представителя для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

 

В жалобе ООО «Стройиндустрия» указано, что заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации № 99, поскольку данное постановление применяется только при закупке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.  Объект закупки в данном случае к указанным работам не относится.

 

Представители заказчика по доводам жалобы пояснили, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было, представили письменный отзыв.  

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России  установила следующее:

Приказом заказчика от 30.09.2016 № 268-пр принято решение о проведении электронного аукциона.

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.  Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Данным постановлением установлено, что дополнительные требования к участникам устанавливаются при закупке работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2016 № АКПИ16-574  работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.

В разделе III «информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе содержатся  дополнительные требования к участникам электронного аукциона,  установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление  № 99  ):

«- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. *Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. Группа работ строительных: Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.».

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

- строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

- реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что объем работ, подлежащих выполнению по контракту, заключаемому по итогам проведения электронного аукциона, установлен в проектно-сметной документации, которая прилагается к документации об электронном аукционе.

Согласно пояснениям представителей заказчика объектом электронного аукциона является создание  единого кластера медицинских организаций, под которым, в силу ГрК РФ, понимается   строительство зданий и строений (например, строительство КПП). Более того, в  пункте  4.1.2 проекта контракта установлено, что заказчик обязуется в течение 3 рабочих дней передать Подрядчику кадастровый паспорт земельного участка под строительство объекта с координатами участка (кадастровая выписка).

Таким образом, представители заказчика указали, что ими закупаются работы по строительству объектов капитального строительства, что обязывает заказчика устанавливать требования к участникам, установленные постановлением № 99.

Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств того, что  заказчиком закупаются работы по текущему ремонту здания. Таким образом,  жалоба заявителя  является необоснованной.

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России нарушений Закона о контрактной в действиях заказчика установлены нарушения ч. 13 ст. 34, п. 2 ч. 1 и ч. 3  ст. 64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта

В пункте 4.2.2 проекта контракта установлено, что заказчик вправе предоставить финансовые средства в счет предстоящих расходов Подрядчика на выполнение работ в сумме, не превышающей 30% от цены Контракта, в течение 10-ти дней с даты письменного обращения Подрядчика.

В ходе заседания Комиссии было установлено, что проект контракта в нарушение требования ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе не содержит надлежащего порядка оплаты работы путем предоставления заказчиком  аванса, в том числе  определенного размера аванса, что может вводить в заблуждение участников закупки.

 

2. Согласно разделу III «информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе участники в составе второй части заявки в числе прочего должны представить:

«копия  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации, согласно видам работ, указанным в сметной документации по данной закупке (в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624);

-  допуск к работам по организации строительства в  соответствии с ч. 2, 3, 3.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, частью 33. разд. III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624:  «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)»: пункт 33.3. «Жилищно-гражданское строительство»;

Допуск к работам по организации строительства, имеющийся у участника закупки, должен позволять заключать договор стоимостью до пятисот миллионов рублей (в соответствии с  п. 2, ч. 13, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ)».

В соответствии с ч. 10.1 ст. 55.8 ГрК РФ свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства выдается члену саморегулируемой организации только после внесения им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения общего размера взноса такого члена в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера взноса, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, указанного в частях 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса.

Частью 12 ст. 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Таким образом, указанная норма ГрК РФ устанавливает размер компенсационного взноса члена СРО в зависимости от стоимости планируемой деятельности члена СРО по одному договору, связанному с организацией работ по строительству.

Частью 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

В соответствии с ч. 8 ст. 55.8 ГрК РФ допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 N 356 (далее - Приказ). Согласно Приложению к Приказу в свидетельстве указывается предельная стоимость работ (по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства) по одному договору, на осуществление организации которых член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.

Исходя из вышеприведенных положений законодательства следует, что условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в пределах стоимости, соответствующей предложению участника закупки о цене контракта.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 84 700 000,00 рублей.

Согласно ч. 4 ст. 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

При таких обстоятельствах Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заявки участников, имеющих свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,  с наличием  в нем предельной стоимости работ по одному договору, которые вправе заключать организация при осуществлении предусмотренных данным свидетельством работ, не превышающей  шестьдесят  миллионов (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) и  предложивших в электронном аукционе цену ниже шестидесяти миллионов, будут признаны аукционной комиссией  несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

Согласно  п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действия заказчика, установившего в документации об электронном аукционе требование о том, что допуск к работам по организации строительства, имеющийся у участника закупки, должен позволять заключать договор стоимостью до пятисот миллионов рублей противоречит положениям ГрК РФ и являются нарушением  п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства), не соответствует ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и противоречит  п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Как было указано ранее, в соответствии с информационной картой документации об электронном аукционе вторая часть заявки должна содержать:

«копии документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31  Федерального закона  № 44-ФЗ:

- копия  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным Кодексом Российской Федерации, согласно видам работ, указанным в сметной документации по данной закупке (в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624);

-  допуск к работам по организации строительства в  соответствии с ч. 2, 3, 3.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, частью 33. разд. III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624:  «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)»: пункт 33.3. «Жилищно-гражданское строительство»;

Допуск к работам по организации строительства, имеющийся у участника закупки, должен позволять заключать договор стоимостью до шестидесяти миллионов рублей (в соответствии с  п. 1, ч. 13, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ)».

Таким образом, действия заказчика, установившего в документации об электронном аукционе требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, указанным в сметной документации по данной закупке (за исключением работ по организации строительства), нарушают п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Установленные  нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 19.10.2016 всем участникам электронного аукциона отказано в допуске к участию в закупке, электронный аукцион признан несостоявшимся.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройиндустрия» на положения документации об электронном аукционе на выполнение комплекса взаимосвязанных работ по объекту: «Создание единого кластера медицинских организаций по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 6А» (реестровый номер <...> ) необоснованной. 

2. В действиях заказчика установлены нарушения ч. 13 ст. 34, п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 64  Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных  нарушений не выдавать, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся. 

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны