Решение №048/06/105-662/19 - от 6 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №048/06/105-662/19

«06» сентября 2019 года                                                                                     г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 06.09.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 10.09.2019.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Липецка в 2019 году (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России 30.08.2019 поступила жалоба ООО «Контракт» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы были нарушены следующими действиями заказчика:

1). Неправомерно сокращен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;

2). Не установление обязательных требований к участникам закупки, в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе;

          3). Установление в аукционной документации излишних требований к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, значения которых можно определить по результатам проведенных испытаний;

          4). Установление заказчиком ненадлежащих требований при описании объекта закупки.

  Присутствующие на рассмотрении жалобы представители уполномоченного органа, заказчика, с доводами жалобы не согласны, представили письменные возражения.  

  Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителей заказчика, уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 30.08.2019 №415, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

  Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

          Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 212 832,11 руб.   

          1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о неправомерном сокращении срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

 Согласно ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

       Как установлено, уполномоченным органом 26.08.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона, в котором указана дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе- 02.09.2019 09:00 час.

        Поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 212 832,11 руб., то период между днем размещения извещения и днем окончания срока подачи заявок должен составлять минимум 7 дней.

        Однако установлено, что данный срок составил 6 дней.

Таким образом, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена с нарушением требований ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе.

 Вместе с тем, следует отметить, что статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что обжалуемые действия заказчика нарушают право заявителя на подачу заявки на участие в электронном аукционе.

Более того, необходимо учесть, что в рассматриваемом случае, заявки подаются с 09:27 час. 26.08.2019 и до 09:00 час. 02.09.2019 – последний день для подачи заявок. Между тем, жалоба была подана заявителем 30.08.2019 в 15:01 час., то есть в срок для подачи заявок.

        Кроме того, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.

 

         2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о не установлении обязательных требований к участникам закупки, в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

          В соответствии с п. 3 ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

         Так, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1.  Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к настоящему постановлению.

        Согласно п.2.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99, в случае выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

       Также, пунктом 2.2 приложения N1 к Постановлению Правительства N99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

       При этом, документами, подтверждающими соответствие участников закупки вышеуказанному дополнительному требованию, в соответствии с пунктом 2.2 приложения N1 к Постановлению Правительства N99 являются:

 -копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

-копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

       Как было вышеизложено, объектом закупки является выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Липецка в 2019 году с начальной (максимальной) ценой контракта 13 212 832,11 руб.

        Следовательно, в рассматриваемом случае, подлежат применению требования, установленные Постановлением Правительства N99.

        Однако, проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчиком, в нарушение ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, не были установлены дополнительные требования к участникам данной закупки, предусмотренные п.2.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99.

        Вместе с тем, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки. Так, согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 02.09.2019 №0146300030219000684-1, единственным участником электронного аукциона, заявка на участие в котором признана соответствующей требованиям аукционной документации, является ООО «Чемпион центр». При этом, на рассмотрение жалобы представителем заказчика представлены копия исполненного контракта, а также копии актов выполненных работ по контракту. При этом, стоимость контракта составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Таким образом, представленные копии документов свидетельствуют о наличии у ООО «Чемпион центр» опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией.

       3. Рассмотрев довод жалобы заявителя об установлении в аукционной документации излишних требований к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, значения которых можно определить по результатам проведенных испытаний, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.

        В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику, в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

       Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как следует из жалобы заявителя, заказчиком установлены требования к товару, необходимому при выполнении работ, которые, по мнению заявителя, являются излишними и избыточными, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам используемых при выполнении работ материалов установлены в разделе 5 «Техническая часть» аукционной документации. Так, в приложении №3 к данному разделу установлены, в числе прочего, следующие требования к используемым при выполнении работ материалам:

Асфальтобетонная смесь

Неизменяемый параметр:

ГОСТ 9128-2013;

Вид песка: из отсевов дробления, с маркой по прочности не менее: 800;

Марка используемого битума: БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90;

Размер минеральных зерен: до 10мм;

Остаточная пористость: свыше 2,5% до 5,0%;

Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С не менее: 1,2 МПа;

Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С не менее: 2,2 МПа;

Предел прочности при сжатии, при температуре 0° С не более: 12,0 МПа;

Водостойкость/водостойкость при длительном водонасыщении не менее: 0,85/0,75;

Содержание битума в смеси, % по массе: 6,0-9,0.

       Как следует из вышеизложенной позиции приложения №3 требований к материалам, используемым при выполнении работ, в ней установлены неизменяемые параметры, указанные в ГОСТ 9128-2013.

        При этом, установлено, что такие параметры, как: «Остаточная пористость: свыше 2,5% до 5,0%, Содержание битума в смеси, % по массе: 6,0-9,0» в данном ГОСТ выражены не конкретными значениями, а сопровождаются словами: «не более», «не менее», «свыше».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

         В силу п.1 и п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, в числе прочего, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичные требования установлены в п.2.17 аукционной документации.

        При этом, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, приложением к аукционной документации служит Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, в соответствии с которой: «…Параметры и характеристики предлагаемого к поставке товара должны иметь конкретные показатели, за исключением случаев, когда такие параметры и характеристики не могут быть описаны точными значениями (например: установлено ГОСТ, ТУ, производителем)».

        Следовательно, участники рассматриваемого электронного аукциона, в своих заявках, в частности, по вышеуказанной позиции приложения №3 технического задания аукционной документации не должны указывать конкретные показатели характеристик: «Остаточная пористость: свыше 2,5% до 5,0%, Содержание битума в смеси, % по массе: 6,0-9,0», поскольку, они установлены в соответствии с ГОСТ ГОСТ 9128-2013 и не могут быть описаны точными значениями. В связи с чем, у участников рассматриваемой закупки отсутствует необходимость в проведении испытания партии товара (асфальтобетонной смеси) на остаточную пористость и содержание битума в смеси.

        Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения. Кроме того, явка заявителя на заседание Комиссии не обеспечена, и не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

 

       4. Рассмотрев довод жалобы заявителя об установлении заказчиком ненадлежащих требований при описании объекта закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.

В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом, согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Проанализировав техническое задание аукционной документации, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что в нем не содержатся требования заказчика к наличию у участников закупки производственных мощностей, в частности: требований к перевозке грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10т и использованию при погрузке на автомобили-самосвалы экскаваторов с ковшом, вместимостью 0,25 м3.

       Вместе с тем установлено, что указанные сведения содержатся, в частности, в локальном сметном расчете на устройство хоккейной площадки по ул. Известковая, д. 60.

       Однако, в понимании Закона о контрактной системе, локальный сметный расчет служит исключительно обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. Более того, как установлено из содержания аукционной документации: «… Примечание: способ производства работ, а также типы, характеристики оборудования, машин и механизмов, используемых при выполнении работ, указанных в локальном сметном расчете (при их наличии), приняты для определения начальной (максимальной) цены контракта и не являются обязательными для участника закупки».

       Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения. Кроме того, явка заявителя на заседание Комиссии не обеспечена, и не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

       Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14, Комиссия Липецкого УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Липецка в 2019 году (реестровый номер <...> ) обоснованной в части доводов 1, 2.

2. Признать в действиях уполномоченного органа нарушения ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях заказчика нарушения ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе

4. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны