Определение №ДШ/1999/22 О прекращении производства по делу 048/05/28-640/2022 от 10 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О прекращении производства по делу 048/05/28-640/2022

 

ПАО "Совкомбанк" 156000, Костромская обл., г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46 info@sovcombank.ru samarkinoo@sovcombank.ru

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

04 октября 2022 года г. Липецк

 

Резолютивная часть определения объявлена: 03 октября 2022 года

Определение в полном объеме изготовлено: 04 октября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной Антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе

председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<...> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

рассмотрев дело № 048/05/28-640/2022 по признакам нарушения ПАО «Совкомбанк» (ИНН: 4401116480; ОГРН: 1144400000425; адрес: 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46), пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России из ФАС России (исх. № РС-9523987765-А-32-20220616) поступило (вх. № 313-з от 17.06.2022) заявление гражданина Р. о том, что 16.06.2022 года в 15 часов 44 минуты на его абонентский номер +7<...> поступил звонок рекламного характера с номера +7<...>, содержащий рекламу от ПАО «Совкомбанк», без его предварительного согласия на получение рекламы. Данный способ распространения рекламной информации содержит признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Заявитель представил запись телефонного звонка с номера +7<...> 16.06.2022 года в 15 часов 44 минуты. Текст записи: «Здравствуйте! Меня зовут Анна. Алло. Слышно меня? Дело в том, что вам, как добросовестному клиенту наших банков-партнёров Совкомбанк предлагает бесплатную карту Халва с кредитным лимитом до трёхсот пятидесяти тысяч рублей. С ней можно покупать всё в рассрочку без процентов и переплат, также снимать наличные в любом банкомате, совершать <запись обрывается>».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

Между тем, такая персонализация, а равно более широкое толкование понятия рекламы прямо следует в рассматриваемом случае из диспозиции части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В тексте такой рекламы отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст такой рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи, с чем реклама не имеет ограничений по распространению исходя из ее содержания.

Таким образом, рассматривая информация, а именно поступивший 16.06.2022 года в 15 часов 44 минуты на абонентский номер +7<...> телефонный звонок с номера +7<...> направлен на привлечение внимания к услугам, предоставляемым ПАО «Совкомбанк» - кредитный договор с использованием кредитной карты «Халва», и является рекламой.

В соответствии с п. 2 ч. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 6 ч. 4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, – кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Закона рекламе установлено, что, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Объектом рекламирования в данной рекламе является кредитный договор с использованием кредитной карты «Халва» Совкомбанка. В рекламе указано одно из условий договора – «кредитный лимит до 350 тыс. рублей». Остальные условия кредитного договора, влияющие на его стоимость, сумму доходов или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, отсутствуют.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Согласно письму ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Таким образом, реклама, распространенная посредством входящего телефонного звонка на абонентский номер заявителя +7<...> рекламного характера от имени ПАО «Совкомбанк» с предложением услуги – оформления кредитной карты «Халва», содержит признаки нарушения пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из содержания рекламы следует, что рекламодателем является ПАО «Совкомбанк» (ИНН: 4401116480; ОГРН: 1144400000425; адрес: 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46).

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО «Совкомбанк» (ИНН: 4401116480; ОГРН: 1144400000425; адрес: 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46).

От ПАО «Совкомбанк» поступили пояснения, в которых Общество указало следующее.

Номер телефона +7<...> Банку не принадлежит, в системе Банка не зарегистрирован. Номер телефона +7<...> в системах Банка не найден, звонки по номеру не осуществлялись.

ПАО «Ростелеком» в ответе на запрос указал, что абонентский номер +79910209349, с которого осуществлен рекламный звонок, принадлежит ИП <...> (ИНН: 301807371814; ОГРНИП: 321302500028955).

В адрес ИП <...> направлены запросы (исх. № ТБ/65/22 от 22.07.2022; ДШ/627/22 от 15.08.2022) о предоставлении информации по изложенным фактам. Ответа на запросы в Липецкое УФАС России не поступало.

Таким образом, подтвердить или опровергнуть распространение рассматриваемой рекламы ПАО «Совкомбанк» в данных обстоятельствах невозможно.

Согласно пп. «а» п. 40 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пп. «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 048/05/28-640/2022, возбужденное в отношении ПАО «Совкомбанк» (ИНН: 4401116480; ОГРН: 1144400000425; адрес: 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46).

 

 

Председатель Комиссии __________________ <...>

 

Члены Комиссии __________________ <...>

 

__________________ <...>

 

 

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2022-2340

 

 

Связанные организации

ПАО "Совкомбанк"
ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425