Решение б/н Решение по делу в отношении Управления потребительского рынк... от 16 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                    г. Липецк

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 12 августа 2016 г.   

 

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

И.В. Поткина — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

Члены комиссии:

Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;

О.А. Веретенникова – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области»,

рассмотрев дело № 30 по признакам нарушения Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии: от ответчика – представители по доверенности <…> (доверенность от 21.06.2016 б/н), <…> (доверенность от 21.06.2016 б/н),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Липецкого УФАС России от 20.05.2016 № 66 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 30, в отношении Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 02.08.2016 рассмотрение дела было назначено на 09.08.2016 в 09 ч. 00 мин.

В ходе рассмотрения дела представители управления поддержали письменные пояснения, согласно которым управление считает, что приказ управления от 30.08.2011 № 19 «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров легковым такси на территории Липецкой области» не противоречит действующему законодательству.

Изучив материалы дела № 30 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы и возражения стороны по делу, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее – «Указ Президента Российской Федерации № 211») Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации № 211 на Правительство Российской Федерации также возложена обязанность устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 211 Правительство Российской Федерации приняло постановление от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее – «Постановление Правительства Российской Федерации № 239»). Указанным постановлением Правительство Российской Федерации утвердило перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации № 239 указан перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который, в числе прочих, включены услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлено возможное государственное регулирование услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.

Согласно п. 2 постановления Администрации Липецкой области от 23.07.2009                       № 269 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (за исключением муниципальных предприятий), пригородном сообщениях, по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси» государственную функцию исполняет управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.

Приказом Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 30.08.2011 № 19 «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров легковым такси на территории Липецкой области» был установлен предельный тариф на перевозку пассажиров легковым такси, оборудованным таксометром, на территории Липецкой области».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Таким образом, для квалификации действий по ч. 1 ст. 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольному органу необходимо установить наличие совершенных действий (бездействия), запрещенных законом, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).

Согласно п. 5.1 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Для определения анализа состояния конкуренции на рынке перевозки пассажиров по индивидуальному заказу легковым такси, в объеме необходимом для принятия решения, необходимо установить:

- продуктовые границы товарного  рынка;

- географические границы товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Следует отметить, что рынок перевозки пассажиров по индивидуальному заказу легковым такси, в частности в г. Липецке и Липецкой области, может являться высоко конкурентным. В отличие от регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортном общего пользования (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси и др.), где перевозка осуществляется по заранее утвержденному маршруту, место назначения для перевозки легковым такси определяется заказчиком, а сама перевозка может быть осуществлена по различным маршрутам.

В связи с наличием конкурентной среды на данном товарном рынке, одним из наиболее востребованных средств, для привлечения потребителей, является «ценовая» конкуренция, то есть предложение более низкой цены за услуги по перевозке пассажиров по сравнению с конкурентами. Более низкое ценовое предложение для потребителей зачастую может являться более приоритетным с точки зрения выбора нежели, например, модель и технические характеристики транспортного средства.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке перевозки пассажиров по индивидуальному заказу легковым такси, в объеме необходимом для принятия решения, установлено следующее.

  1. Продуктовые границы определены как услуга по перевозке пассажиров по индивидуальному заказу легковым такси.
  2. Географические границы товарного рынка определены, как административные границы Липецкой области.
  3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке: юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Липецкой области.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом положения пункта 17 данной статьи определяют признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны выполнять требования ст. 20 Закона «О безопасности дорожного движения»).

Статьёй 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируется порядок получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом п. д) ч. 19 ст. 9 данного Федерального закона предусматривает, что легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.

Более детально, отношения, связанные с установлением цен на оказание услуг по перевозке легковым такси, подлежат правовому регулированию в соответствии с Разделом IV Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112.

Пункт 10 Правил содержит аналогичную норму о том, что плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Таким образом, оборудование легкового такси таксометром осуществляется только в том случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра.

Согласно п. 2.1.3 Положения об Управлении дорог и транспорт Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрацией Липецкой области от 20.06.2012 № 267-р, управление осуществляет функции органа исполнительной власти области, уполномоченного на выдачу разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

 Согласно письму Управления дорог и транспорта Липецкой области от 08.07.2016 № И40-2109И24-1906 по состоянию на 07.07.2016 на территории Липецкой области действуют 2076 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, однако представить информацию о количестве легковых такси, использующих в своей деятельности таксометры не представляется возможным. 

Анализ представленной информации, позволяет сделать вывод, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров легковым такси вправе самостоятельно определять необходимость использования таксометра, от чего зависит применение приказа Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 30.08.2011 № 19 «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров легковым такси на территории Липецкой области».

Кроме того, согласно письму Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 29.07.2016 № И40-2403, в 2015-2016 гг. управление не осуществляло государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования на перевозки пассажиров легковым такси.

Под диспозицию ч. 1 ст. 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" подпадают не любые решения и действия публичных органов власти (осуществляющих их функции организаций и органов), препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, доказательств того, что Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области совершались действия, направленные на необоснованное препятствование в осуществлении деятельности в отношении хозяйствующих лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров по индивидуальному заказу легковым такси и что рассматриваемые действия управления привели либо могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Комиссией установлено не было.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области факта нарушения  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 13 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 30, возбужденного в отношении                    Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны