Решение б/н Решение по делу в отношении обществом с ограниченной ответст... от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

 

16 декабря 2016 года                                                                               г. Липецк     

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 декабря 2016 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:       И.В. Поткина руководитель управления;

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

рассмотрев дело № 30 по признакам нарушения  части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «Лифт-реклама Липецк (398001, г. Липецк, ул. Советская, д. 64, оф. 503 ИНН 4826070111 ОГРН 1094823015088) (далее – ООО «Лифт-реклама Липецк»), индивидуальным предпринимателем Масимовым Анар Муса <…> (далее – ИП Масимов А.М.),

 

в присутствии:

представителей лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Лифт-реклама Липецк» исполнительный директор <…> (без доверенности);

Индивидуального предпринимателя Масимова А. М.,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Липецкого УФАС России, было установлено, что 20.10.2016 в г. Липецке, в доме № 2 по ул. Лутова, во 2 подъезде, в  лифте распространялась рекламная информация следующего содержания: «appleboom.ru vk.com/appleboom 48 AppleBoom iPhone 7 В наличии только у нас Кредитование TRide in Бесплатная доставка 900-266 *Акция действует на момент размещения. ИНН: 482415613553 / ОГРНИП 315482700027463 Пр. Победы 29, БЦ Виктория, оф. 215».

Данная информация содержит признаки нарушения Закона о рекламе.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Таким образом, информация, распространявшаяся 20.10.2016 в г. Липецке, в доме № 2 по ул. Лутова, во 2 подъезде, в  лифте, следующего содержания: «appleboom.ru vk.com/appleboom 48 AppleBoom iPhone 7 В наличии только у нас Кредитование TRide in Бесплатная доставка 900-266 *Акция действует на момент размещения. ИНН: 482415613553 / ОГРНИП 315482700027463 Пр. Победы 29, БЦ Виктория, оф. 215», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектами рекламирования являются мобильный телефон iPhone 7, а так же возможность его приобретения у торговой марки AppleBoom.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Наименование юридического лица - название предприятия, организации, учреждения, содержащее указание на организационно-правовую форму и отражающее характер деятельности. Указывается в учредительных документах.

Торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования части 1 статьи 28.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, в рекламе отсутствует указание на наименование юридического лица, предоставляющего финансовую услугу (кредит).

С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Закона о рекламе, которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "кредитование", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация о лицах, предоставляющих финансовые услуги является существенной.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Распространителем рекламы может быть любой субъект, которые доносит до конечного потребителя информацию о рекламируемом товаре, услуге, лице с использованием допустимых средств, способов, методов. К ним относятся все средства массовой информации, владельцы рекламных конструкций, промоутеры, организации, в которых распространяются (размещаются) флаеры и дисконты других организаций.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Лифт-реклама Липецк».

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе» гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании статей 33-34 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ в адрес ООО «Лифт-реклама Липецк» был направлен запрос о предоставлении необходимой документации о происхождении рассматриваемой рекламы.

Согласно ответу ООО «Лифт-реклама Липецк» спорная реклама распространялась в соответствии с Договором № Д-14.10/16 на предоставление рекламных услуг от 14 октября 2016 г., заключенным между ИП Масимовым А.М. и ООО «Лифт-реклама Липецк».

Кроме того, согласно пояснениям рекламораспространителя, макет рекламы предоставлялся ООО «Лифт-реклама Липецк» ИП Масимовым А. М.в готовом виде.

На основании вышеизложенного, рекламодателем спорной рекламы является ИП Масимов А.М.

Определением о возбуждении дела № 30 от 24 ноября 2016 года рассмотрение дела назначено на 15 декабря 2016 года. Документы запрошенные Определением от 24.11.2016 г. представлены в Липецкое УФАС России не в полном объеме.

15.12.2016 г. в ходе рассмотрения дела ИП Масимов А.М. пояснил, что кредитование осуществляется на основе договора с кредитной организацией - банком.

Кроме того, <…> пояснил, что рассматриваемая реклама больше не распространяется с 1 ноября 2016 года.

Помимо прочего, ИП Масимов А.М. и <…> признали наличие нарушения в рассматриваемой рекламе.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространявшуюся с 16.10.2016 по 31.10.2016  в г. Липецке, в доме № 2 по ул. Лутова, во 2 подъезде, в  лифте, следующего содержания: «appleboom.ru vk.com/appleboom 48 AppleBoom iPhone 7 В наличии только у нас Кредитование TRide in Бесплатная доставка 900-266 *Акция действует на момент размещения. ИНН: 482415613553 / ОГРНИП 315482700027463 Пр. Победы 29, БЦ Виктория, оф. 215», рекламораспространителем которой является ООО «Лифт-реклама Липецк», рекламодателем которой является ИП Масимов Анар Муса Оглы, т. к. нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать ООО «Лифт-реклама Липецк» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

3. Не выдавать ИП Масимову А.М.предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

         4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны