Решение б/н Решение по делу в отношении обществом с ограниченной ответст... от 21 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
16 декабря 2016 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 декабря 2016 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии: И.В. Поткина руководитель управления;
Члены комиссии:
Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,
рассмотрев дело № 30 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «Лифт-реклама Липецк (398001, г. Липецк, ул. Советская, д. 64, оф. 503 ИНН 4826070111 ОГРН 1094823015088) (далее – ООО «Лифт-реклама Липецк»), индивидуальным предпринимателем Масимовым Анар Муса <…> (далее – ИП Масимов А.М.),
в присутствии:
представителей лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Лифт-реклама Липецк» исполнительный директор <…> (без доверенности);
Индивидуального предпринимателя Масимова А. М.,
УСТАНОВИЛА:
Сотрудниками Липецкого УФАС России, было установлено, что 20.10.2016 в г. Липецке, в доме № 2 по ул. Лутова, во 2 подъезде, в лифте распространялась рекламная информация следующего содержания: «appleboom.ru vk.com/appleboom 48 AppleBoom iPhone 7 В наличии только у нас Кредитование TRide in Бесплатная доставка 900-266 *Акция действует на момент размещения. ИНН: 482415613553 / ОГРНИП 315482700027463 Пр. Победы 29, БЦ Виктория, оф. 215».
Данная информация содержит признаки нарушения Закона о рекламе.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Таким образом, информация, распространявшаяся 20.10.2016 в г. Липецке, в доме № 2 по ул. Лутова, во 2 подъезде, в лифте, следующего содержания: «appleboom.ru vk.com/appleboom 48 AppleBoom iPhone 7 В наличии только у нас Кредитование TRide in Бесплатная доставка 900-266 *Акция действует на момент размещения. ИНН: 482415613553 / ОГРНИП 315482700027463 Пр. Победы 29, БЦ Виктория, оф. 215», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектами рекламирования являются мобильный телефон iPhone 7, а так же возможность его приобретения у торговой марки AppleBoom.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Наименование юридического лица - название предприятия, организации, учреждения, содержащее указание на организационно-правовую форму и отражающее характер деятельности. Указывается в учредительных документах.
Торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования части 1 статьи 28.
Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.
Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
В нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, в рекламе отсутствует указание на наименование юридического лица, предоставляющего финансовую услугу (кредит).
С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Закона о рекламе, которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.
Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "кредитование", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Указанные нормы права приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация о лицах, предоставляющих финансовые услуги является существенной.
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 ст. 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Распространителем рекламы может быть любой субъект, которые доносит до конечного потребителя информацию о рекламируемом товаре, услуге, лице с использованием допустимых средств, способов, методов. К ним относятся все средства массовой информации, владельцы рекламных конструкций, промоутеры, организации, в которых распространяются (размещаются) флаеры и дисконты других организаций.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Лифт-реклама Липецк».
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе» гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании статей 33-34 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ в адрес ООО «Лифт-реклама Липецк» был направлен запрос о предоставлении необходимой документации о происхождении рассматриваемой рекламы.
Согласно ответу ООО «Лифт-реклама Липецк» спорная реклама распространялась в соответствии с Договором № Д-14.10/16 на предоставление рекламных услуг от 14 октября 2016 г., заключенным между ИП Масимовым А.М. и ООО «Лифт-реклама Липецк».
Кроме того, согласно пояснениям рекламораспространителя, макет рекламы предоставлялся ООО «Лифт-реклама Липецк» ИП Масимовым А. М.в готовом виде.
На основании вышеизложенного, рекламодателем спорной рекламы является ИП Масимов А.М.
Определением о возбуждении дела № 30 от 24 ноября 2016 года рассмотрение дела назначено на 15 декабря 2016 года. Документы запрошенные Определением от 24.11.2016 г. представлены в Липецкое УФАС России не в полном объеме.
15.12.2016 г. в ходе рассмотрения дела ИП Масимов А.М. пояснил, что кредитование осуществляется на основе договора с кредитной организацией - банком.
Кроме того, <…> пояснил, что рассматриваемая реклама больше не распространяется с 1 ноября 2016 года.
Помимо прочего, ИП Масимов А.М. и <…> признали наличие нарушения в рассматриваемой рекламе.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространявшуюся с 16.10.2016 по 31.10.2016 в г. Липецке, в доме № 2 по ул. Лутова, во 2 подъезде, в лифте, следующего содержания: «appleboom.ru vk.com/appleboom 48 AppleBoom iPhone 7 В наличии только у нас Кредитование TRide in Бесплатная доставка 900-266 *Акция действует на момент размещения. ИНН: 482415613553 / ОГРНИП 315482700027463 Пр. Победы 29, БЦ Виктория, оф. 215», рекламораспространителем которой является ООО «Лифт-реклама Липецк», рекламодателем которой является ИП Масимов Анар Муса Оглы, т. к. нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Не выдавать ООО «Лифт-реклама Липецк» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
3. Не выдавать ИП Масимову А.М.предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.