Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении филиала ОАО «МРСК ... от 16 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» апреля 2015 года                                                                                            

В полном объеме решение изготовлено   «10» апреля  2015 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А.- старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

Талинская А.С.- государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

Шипулина Ю.А. -специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

в присутствии:

от заявителя – гр. <…>

от филиала ОАО «МРСК Центра»- «Липецкэнерго»  - представитель <…>.

рассмотрев дело № 32 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» <…> части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление от гр. <…> (далее - заявитель) по вопросу не осуществления филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» (далее –филиал, сетевая организация) действий по технологическому присоединению вводного устройства строящегося ангара, расположенного по адресу: <…> (далее –строящийся ангар), максимальная мощность 15 кВт, 3 категория надежности электроснабжения.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

30.05.2014г. в филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» от гр. <…> поступила заявка на технологическое присоединение к электрической сети энергопринимающего устройства: строящегося ангара, расположенного по адресу: <…>, максимальная мощность 15 кВт, 3 категория надежности электроснабжения.

17.06.2014г. между филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» и гр. <…> заключен договор об осуществлении технологического присоединения  №40909318 (3733247) (далее - Договор), а также выданы технические условия от 30.05.2014г.

Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора.

В соответствии с п. 6 Договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению, указанных в технических условиях.

В связи с тем, что в установленный срок сетевая организация не осуществила технологическое присоединение энергопринимающих устройств строящегося ангара гр. <…>, заявитель  обратился в Липецкое УФАС России с соответствующим заявлением.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 7 Правил установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Пунктом 16 Правил установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в п. 14 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

04.03.2015г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области поступило письмо, в котором сетевая организация сообщила, о том, что несвоевременное технологическое присоединение связано с неготовностью самого заявителя к фактическому присоединению в установленный договором срок. Однако учитывая, что гр. <…> обращался в сетевую организацию с заявлением о проведении осмотра и выдаче акта о выполнении технических условий 28.10.2014г., проверка выполнения технических условий со стороны сетевой организации по состоянию на 04.03.2015г. не проводилась. Никаких доказательств того, что сетевая организация надлежащим образом исполнила свои обязательства по осуществлению мероприятий в соответствии с техническими условиями в срок не представлено.

  Кроме того филиал ОАО «МРСК Центр» - «Липецкэнерго» сообщил о том, что несвоевременное исполнение обязательств со стороны сетевой организации обусловлено длительностью проведения конкурсной процедуры закупок по определению подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ, возложенных условиями договора для исполнения на сетевую организацию.

Из материалов дела следует, что гр. <…>, относится к заявителям, указанным в п. 14 Правил, а именно заявка подана в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств строящегося ангара, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт по 3 категории надежности, несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, филиал ОАО «МРСК Центр» - «Липецкэнерго» в силу п. 3 Правил обязан был выполнить предусмотренные в п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению, в сроки, установленные п. 16 данных Правил.

На заседании комиссии представитель филиала ОАО «МРСК Центра»- «Липецкэнерго» признал нарушение со стороны сетевой организации и подтвердил свои доводы, ранее изложенные в своих письменных пояснениях.  

Гр. <…> пояснил, что мероприятия по осуществлению мероприятий технологического присоединения строящегося ангара по состоянию на момент заседания Комиссии филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» не выполнены.

Таким образом, мероприятий по технологическому присоединению филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» не выполнены. При этом из буквального содержания п.16 Правил следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев для  подключения к электрическим сетям энергопринимающего устройства с максимальной мощностью до 15 кВт включительно, и в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер и изменению не подлежит. Оснований для продления либо увеличения указанного срока Правила №861 не содержат.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» является субъектом естественной монополии, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого  УФАС России № 122 от 27.08.2008г. в сфере услуг по передаче электрической энергии с долей более 65% в географических границах Липецкой области, в связи с чем занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на праве собственности  или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, невыполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению строящегося ангара заявителя к электрическим сетям в установленные п. 16 Правил срок, который не может превышать 6 месяцев, является или может явиться ущемлением интересов и законных прав гр.<…>, как слабой стороны по отношению к сетевой организации, на своевременное подключение строящегося ангара к электрическим сетям.

В результате бездействия филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» гр. <…> не смог реализовать свое право на технологическое присоединение в срок, установленный законодательством, не имел возможности заключить договор с энергосбытовой компанией, поскольку не имел актов о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

В действиях ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» мероприятий по технологическому присоединению строящегося ангара гр. <…> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» мероприятий по технологическому присоединению строящегося ангара гр. <…> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861.

2.Выдать ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 ПРЕДПИСАНИЕ № 32

 

 

«10» апреля 2015 года                                                                               город Липецк

 

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

Члены Комиссии:

Гребенщиков М.А.- старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

Талинская А.С.- государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

                   Шипулина Ю.А. -специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «10» апреля 2015 года по делу № 32 о нарушении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» <…> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  В срок до «01» июня  2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» мероприятий по технологическому присоединению строящегося ангара гр. <…> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, а именно устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения мероприятий по технологическому присоединению строящегося ангара гр. <…> к электрическим сетям.

2. ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

                                                                                                                

                                                                                                                

 

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны