Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ОАО «Липецкая энер... от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» сентября 2016 года                                                                                            

В полном объеме решение изготовлено «30» сентября 2016 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела защиты конкуренции                                        Д.А. Шелестенко

Члены комиссии:

Старший государственный инспектор

отдела защиты конкуренции                                                        М.А. Гребенщиков                                                            

Государственный инспектор

отдела защиты конкуренции                                                            Ю.В. Селезнёва,

в присутствии:

от АО «Силан» - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» - представитель <…>,

от ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» - представитель <…>,

от ООО «Солнечная энергетика» - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев дело № 33 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях  ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (398024, г. Липецк, пр-т Победы, 87А), выразившимися в направлении уведомлений от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013, уведомлений о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан», ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России от администрации Липецкой области поступило для рассмотрения заявление административного управляющего АО «Силан» по вопросу нарушения ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (далее - ОАО «ЛЭСК») антимонопольного законодательства путем расторжения в одностороннем порядке договора энергоснабжения.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

ОАО «ЛЭСК» - гарантирующий поставщик и ОАО «Силан» (в настоящее время и далее - АО «Силан») - потребитель заключили договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013 (далее - договор купли-продажи электрической энергии).

Письмом от 04.02.2015 № 35-114 начальник Данковского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» уведомил АО «Силан» о расторжении договора купли-продажи электрической энергии с 14 часов 00 минут 20 февраля 2015. Копия данного письма также направлена в адрес филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» (в настоящее время и далее - филиал ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго»).

Письмом от 05.02.2015 № 35-119 начальник Данковского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» уведомил филиал ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» о расторжении с АО «Силан» договора купли-продажи электрической энергии с 14 часов 00 минут 20 февраля 2015.

Письмом от 04.02.2015 № 35-115 начальник Данковского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» уведомил АО «Силан» в связи с прекращением обязательств по договору купли-продажи электрической энергии о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении АО «Силан» 20 февраля 2015 - полное ограничение.

Письмом от 06.02.2015 № 367-36 ОАО «ЛЭСК» направило в адрес филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» уведомление на введение ограничения (отключения) потребителям неплательщикам на период с 16.02.2015 по 20.02.2015 и просило ввести ограничение режима потребления электрической энергии потребителям согласно уведомлениям, в том числе АО «Силан»

Письмом от 12.02.2015 б/н начальник Данковского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» в дополнение к сводной заявке на период 16.02.2015-20.02.2015 направил в адрес филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» уведомление-заявку, с указанием точек поставки, в отношении которых с АО «Силан» расторгается договор купли-продажи электрической энергии с 20.02.2015.

Письмом от 13.02.2015 № ЛП/15-2/471 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» направил в адрес ООО «Солнечная энергетика» уведомление на введение полного ограничения режима потребления электроэнергии на основании уведомления-заявки ОАО «ЛЭСК» от 12.02.2015 б/н в отношении АО «Силан» с 20.02.2015.

Письмом от 24.02.2015 № 15 ООО «Солнечная энергетика» уведомило филиал ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» о том, что общество не вводило полное ограничение режима потребления электрической энергии потребителю АО «Силан», так как введение полного ограничения электрической энергии может привести к экологическим и техногенным катастрофам.

Право на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору энергоснабжения в случае нарушения обязательств по оплате вытекает из положений пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее -Основные положения), согласно которому в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

При этом в пункте 53 Основных положений предусмотрено право гарантирующего поставщика не расторгнуть договор купли-продажи электрической энергии в одностороннем порядке, а отказаться от его исполнения путем частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии до устранения потребителем обстоятельств, послуживших основанием для такого ограничения.

Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения).

Так подпунктом «е» пункта 17 Правил ограничения предусмотрено дальнейшее исполнение договора купли-продажи электрической энергии: возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Подпунктом «е» пункта 2 Правил ограничения предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при прекращении обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно подпункту «а» пункту 4 Правил ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», в подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

Пунктом 16 Правил ограничения предусмотрено, что в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, вводится полное ограничение режима потребления.

В соответствии с пунктом 18 Правил ограничения в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящимся к категории потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрено, что к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Таким образом, из пунктов 17, 18 Правил ограничения следует, что для отдельных потребителей, к которым относятся, в том числе, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, введен особый порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, а именно - не может быть прекращена подача электроэнергии, может быть только введено ограничение потребления электрической энергии не ниже технологической и аварийной брони в специально предусмотренном порядке.

Иное толкование указанных норм лишает силы гарантии, направленные на предотвращение тяжелых экологических и социальных последствий.

АО «Силан» на территории г. Данкова Липецкой области оказывает услуги по водоснабжению по тарифам, утвержденным управления энергетики и тарифов Липецкой области в соответствии с постановлениями от 16.12.2014 № 54/31 на 2015, от 26.11.2015 № 48/34 на 2016-2018, а также услуги по водоотведению по тарифам, утвержденным управления энергетики и тарифов Липецкой области в соответствии с постановлениями от 16.12.2014 № 54/33 на 2015, от 26.11.2015 № 48/36 на 2016-2018.

Как следует из материалов, в перечень точек поставки электроэнергии по договору купли-продажи электрической энергии включены объекты централизованного водоснабжения и канализации.

Потребителями АО «Силан» не территории населенного пункта г. Данкова услуг по водоснабжению являются: ОГУП «Липецкий областной водоканал», ООО «НПО «Силма», ООО «ТНК «Силма», ИП Сомов, ИП Кровопускова, ИП Наумов, ООО «ТеплоСтройУниверсал»; услуг по водоотведению (канализации) - ООО «НПО «Силма», ООО «ТНК «Силма», ИП Сомов, ИП Кровопускова, ИП Наумов, ООО «ТеплоСтройУниверсал».

Таким образом, АО «Силан» относится к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Более того, в соответствии с договором № 466/С-2012 от 01.08.2012, заключенным между ОГУП «Липецкий областной водоканал» (ранее - ОГУП «Региональная компания водоснабжения и водоотведения») и АО «Силан» (ранее - ОАО «Силан»), АО «Силан» поставляет воду предприятию, которая используется в деятельности очистных сооружений г. Данкова. В связи с отсутствием технической и финансовой возможности в строительстве собственного водопровода, ОГУП «Липецкий областной водоканал» продолжает получать воду по указанному договору.

Таким образом, прекращение поставки воды может привести к нарушению процесса деятельности очистных сооружений г. Данкова, что может привести также к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В отношении АО «Силан» акты согласования технологической и аварийной брони не подписаны, а соответственно уровни технологической и аварийной брони не определены.

Также гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 18 Правил ограничения в отношении АО «Силан» не определены и не согласованы с сетевой организации величины аварийной брони в размере не менее 10 процентов максимальной мощности объектов водоснабжения потребителя.

Постановлениями администрации Липецкой области от 25.06.2014 № 278, от 30.06.2015 № 329, от 29.06.2016 № 288 утверждены перечни потребителей электрической энергии, находящихся на территории Липецкой области, которые отнесены к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям - организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов, к которым относится АО «Силан» (п. 184, п. 174, п. 201 указанных перечней соответственно).

Несмотря на отсутствие определенных величин аварийной брони ОАО «ЛЭСК» направило в адрес АО «Силан» и филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» уведомления о расторжении договора энергоснабжения и о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов водоснабжения и водоотведения АО «Силан».

Из вышеназванных норм Правил ограничения и пункта 53 Основных положений следует, что расторжение ОАО «ЛЭСК» (гарантирующим поставщиком) договора купли-продажи электрической энергии с потребителем (АО «Силан»), имеющего статус организации, ограничение режима потребления электрической энергии которой может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, означает прекращение обязательств, то есть полное прекращение подачи электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, что не допустимо в силу пункта 2 Приложения к Правилам ограничения и пунктов 17, 18 названных Правил.

Доказательства полного соблюдения процедуры введения ограничения, установленной Правилами ограничения, ОАО «ЛЭСК» не представлены.

Право ОАО «ЛЭСК» на односторонний отказ от исполнения договора купли-продажи электрической энергии, а не его расторжение, может быть реализовано им только при соблюдении порядка, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, носящими специальный характер (Закон об электроэнергетике, Основные положения, Правила ограничения).

При этом реализация указанного права не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия.

Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского Кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащее им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается.

Согласно аналитическому отчету по анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности), проведенного за 2015 год, ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке торговли (поставки) электрической энергии (мощности) с долей более 50% в географических границах Липецкой области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Поскольку последствием расторжения договора купли-продажи электрической энергии гарантирующим поставщиком является полное прекращение исполнения их обязательств, то есть прекращение поставки электроэнергии, расходуемой на обеспечение водоснабжения и водоотведения абонентов, не имеющих задолженности по оплате данного ресурса, данные действия ОАО «ЛЭСК» создают угрозу наступления неблагоприятных последствий для абонентов АО «Силан», угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц) и (или) экологической безопасности.

Кроме того, результатом данных действий может являться ущемлением интересов АО «Силан», поскольку расторжение ОАО «ЛЭСК» договора купли-продажи электрической энергии в одностороннем порядке будет рассматриваться как бездоговорное потребление электроэнергии и повлечет последствия, указанные в пунктах 121, 195, 196 Основных положений.

В связи с чем, комиссия считает несостоятельным довод ОАО «ЛЭСК» о том, что расторжение договора купли-продажи электрической энергии не предполагает введение полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов АО «Силан».

30.08.2016 комиссией, в связи с установлением в действиях ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, принято заключение об обстоятельствах дела, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле. Рассмотрение дела отложено на 29.09.2016 в 10.00.

В соответствии с п. 4 ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На заседании комиссии, проходившего 29.09.2016, представитель ОАО «ЛЭСК» <…> представила дополнение от 30.08.2016 б/н, а также пояснила, что уведомления от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013, уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан» в настоящее время не отозваны.

Комиссия пришла к выводу о том, что указанные в дополнении выводы не являются новыми обстоятельствами, которые не были известны комиссии при вынесении заключения об обстоятельствах дела, а, соответственно, не опровергают содержащиеся в нем выводы.

Каких-либо ходатайств лицами, участвующими в деле, заявлено не было.

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «ЛЭСК», занимая доминирующее положение на рынке торговли (поставки) электрической энергии (мощности), злоупотребило своим доминирующим положением путем направлении уведомлений от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)         № 0015 от 01.02.2013, уведомлений о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан», ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Оснований для прекращения рассмотрения дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции комиссией Липецкого УФАС России не установлено.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём направлении уведомлений от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013, уведомлений о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан», ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

2. Выдать ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для принятия решения о привлечении ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» к административной ответственности за допущенное правонарушение по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 33

 

 

«30» сентября 2016 года                                                                                           город Липецк

 

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

Председатель Комиссии

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела защиты конкуренции                                                 Д.А. Шелестенко

Члены комиссии:

Старший государственный инспектор

отдела защиты конкуренции                                                                М.А. Гребенщиков                                                            

Государственный инспектор

отдела защиты конкуренции                                                                     Ю.В. Селезнёва,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «30» сентября 2016 года по делу № 33 о нарушении ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (398024, г. Липецк, пр. Победы, д. 87а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» в срок до «17» октября 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём направлении уведомлений от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013, уведомлений о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан», ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, а именно отозвать уведомления от 04.02.2015 № 35-114, от 05.02.2015 № 35-119 о расторжении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0015 от 01.02.2013, уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии от 04.02.2015 № 35-115, от 06.02.2015 № 367-36, от 12.02.2015 б/н в отношении объектов водоснабжения и канализации АО «Силан», ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

2. ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкого УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны