Решение №2659-03 РЕШЕНИЕ №048/07/3-229/19 от 29 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №048/07/3-229/19

 

«26» апреля 2019 года                                                                                   г. Липецк

 

          Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» ,рассмотрев жалобу ООО «АКТИВ П» на действия заказчика - ОГУП "Липецкдоравтоцентр" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку стабилизирующей добавки VIATOP 66 (извещение №31907769793) (далее- запрос котировок в электронной форме),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

17.04.2019 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «АКТИВ П» на действия заказчика - ОГУП "Липецкдоравтоцентр" при проведении запроса котировок в электронной форме.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению.

Заявитель, заказчик, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.

Вместе с тем, от заказчика поступили письменные пояснения по доводам жалобы, в которых он, в числе прочего, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.

          На заседании комиссии велась аудиозапись.

В своей жалобе заявитель указывает, что закупочная документация составлена заказчиком с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, а именно: заказчик, указав конкретную марку закупаемого товара и не предложив при этом возможность поставки эквивалентных товаров, необоснованно ограничил конкуренцию при проведении закупки.

Заказчиком были представлены письменные пояснения по доводу жалобы.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции).

         Так, в соответствии с ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее-  Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

         При этом, как следует из п.1 ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 Согласно частям 1 и 5 ст.17 Закона о защите конкуренции, жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные документы, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Законом о закупках.

  В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

        Таким образом, ОГУП «Липецкдоравтоцентр» обязано осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными Законом о закупках.

        В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

         При этом, Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         Как установлено, генеральным директором ОГУП «Липецкдоравтоцентр» 29.08.2018 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее- Положение о закупке), которое размещено на сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и является действующим на момент размещения рассматриваемой закупки.  

         В силу ч.5 ст.4 Закона о закупках, при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

        Так, заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку стабилизирующей добавки VIATOP 66 (извещение №31907769793).

        В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

        Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

        Согласно Письму ФАС России от 31.03.2014 №АЦ/11870/14, при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

       Таким образом, установление заказчиком в документации о закупке конкретной торговой марки закупаемого товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства.

       В соответствии с Положением о закупке, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик руководствуется следующими правилами:

-в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

-в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

-в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случая закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта.

       Следовательно, Положение о закупке содержит требований об установлении заказчиком в документации о закупке возможности предоставления эквивалента закупаемого товара конкретной марки, но за исключением случая закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта.

       Как установлено, п.18 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, содержит следующие условия предмета договора: «Поставка стабилизирующей добавки VIATOP 66

№ п/п

Наименование поставляемых товаров

Ед.

изм.

Количество поставляемого товара

Cтабилизирующая добавка VIATOP 66

1

Cтабилизирующая добавка VIATOP 66

Соответствие СТО 5718-001-87252612-2015, ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний (с Изменением N1)

тн

15

Наименование, цена, количество (объем) и характеристики поставляемого товара должны соответствовать условиям извещения.

В соответствии с пп.3(в) п. 6.1 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ и Положением о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного унитарного предприятия «Липецкдоравтоцентр» Заказчик приобретает стабилизирующую добавку VIATOP 66 для производства щебёночно-мастичных асфальтобетонных смесей по утвержденному рецепту в рамках исполнения государственного контракта».

       Таким образом, поскольку в рассматриваемой закупке закупается товар, необходимый для исполнения государственного контракта, то в описании предмета закупки с указанием на конкретную марку отсутствует необходимость в использовании слова "(или эквивалент)".

       Также необходимо отметить, как установлено и следует из письменных пояснений заказчика, устанавливаемые в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования к товару с указанием торговой марки направлены на определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика.

      На основании вышеизложенного, установление заказчиком в документации о закупке конкретной торговой марки закупаемого товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов в соответствии с Законом о закупках является правом заказчика, не противоречит и соответствует Положению о закупке, способствует достижению установленных в Законе о закупках целей, направлено на удовлетворение потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности, наиболее эффективное использование денежных средств при закупке товара необходимого качества и характеристик.

        Кроме того, довод заявителя о том, что действия заказчика влекут за собой ограничение конкуренции не принимается Комиссией Липецкого УФАС России в связи с тем, что заказчиком предъявлено требование не к участникам закупки, а к товару, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить указанный товар, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников торгов.

Также следует отметить, что заказчиком в извещении не установлены требования о соответствии технических характеристик поставляемого товара требованиям ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия».

Более того, согласно ч.2 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком 17.04.2019 было принято решение об отмене рассматриваемой закупки. Данное решение было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

В связи с чем, Комиссия Липецкого УФАС России также приходит к выводу об отсутствии нарушения прав или законных интересов заявителя при организации и проведении заказчиком рассматриваемой закупки. 

На основании вышеизложенного, жалоба заявителя признается необоснованной.

          Руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

         1. Признать жалобу ООО «АКТИВ П» на действия заказчика - ОГУП "Липецкдоравтоцентр" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку стабилизирующей добавки VIATOP 66 (извещение №31907769793) необоснованной.

                   Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                              <…>

 

Члены Комиссии:                                                          <…>

 

                                                             

                                                                                        <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны