Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ИП от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

29 декабря 2016 года                                                                                  г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2016 года.

 

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Д. А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

рассмотрев дело № 34 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) на основании приказа Липецкого УФАС России от 03 августа 2016 года № 146 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Фараи Мариной Викторовной (<…>) (далее – ИП Фараи М.В.) пункта 4 части 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении потребителей в заблуждение относительно цены реализуемой продукции путем размещения недостоверной информации при входе в магазин «ОБУВЬ ЛЮКС» (г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 39/2), следующего содержания: «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», чем создает себе необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности и может причинить убытки хозяйствующим субъектам конкурентам, осуществляющим деятельность на рынке розничной торговли непродовольственными товарам, руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании:

<…> (без доверенности),

в отсутствие на заседании:

лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения ФЗ «О защите конкуренции» - ИП Фараи М.В.,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

Сотрудниками Липецкого УФАС России, в ходе поведения выездного мероприятия 25.04.2016г. установлено, что в г. Липецке по адресу: ул. Космонавтов, д. 39/2, при входе в магазин «ОБУВЬ ЛЮКС» распространяется информация следующего содержания: «ОБУВЬ ЛЮКС САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ ЖЕНСКАЯ МУЖСКАЯ ДЕТСКАЯ СПОРТИВНАЯ». В магазине «ОБУВЬ ЛЮКС» осуществляет деятельность Индивидуальный предприниматель Фараи Марина Викторовна (ИНН: 481300031613, ОГРН: 313481323100010).

Статья 1 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 4 ФЗ Закона товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Предметом регулирования п. 4 ч. 1 ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о реализуемых товарах в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.                                                                              

В информации, предоставляемой потребителям, не должны приводиться не обладающие достоверностью, сомнительные и искаженные сведения о качествах или свойствах, выгодно отличающих один товар от другого, о превосходстве товара в сравнении с товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, о выгодах или возможностях, которые товар имеет по сравнению с другими. Непременным условием соответствия информации закону должна быть истинность приводимых сведений о собственных товарах и о чужих товарах. Если информация способна вызвать неверные представления у потребителей по поводу предлагаемого товара, она будет рассматриваться как ненадлежащая. Необходимо, чтобы потребитель был правильно информирован и объективно имел право свободного (осознанного) выбора предлагаемых товаров и услуг.

Применительно к использованию терминов в превосходной степени (например, утверждений о «самом», «лучшем», «абсолютном», «единственном» и тому подобных), действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если хозяйствующий субъект не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В связи с этим использование в информации сравнительной характеристики товара с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому информация, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах реализуемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова слово «самый, -ая, -ые» употребляется, в том числе для «образования превосходной степени» и указывает на предел проявления признака, качества или количества.

Обратив свое внимание на информацию, размещенную при входе в магазин «ОБУВЬ ЛЮКС», в которой указано:  «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», потребитель для совершения покупок, скорее всего, выберет именно магазин «ОБУВЬ ЛЮКС» и приобретет товар по «самым низким ценам».

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, информация способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы. И наиболее распространенным способом получения необоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности выступает недостоверная информация, которая вводит потребителей в заблуждение и причиняет ущерб конкурентам.

Вводящая в заблуждение информация способна причинить вред как потребителю товаров, так и конкуренту хозяйствующего субъекта. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения недостоверной информации о цене реализуемых товаров в магазине «ОБУВЬ ЛЮКС» способно привести к неправильному выбору потребителем товара и одновременно привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

Главным инструментом введения в заблуждение, как правило, является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации. Вводящая в заблуждение информация сообщает субъективно неправильные сведения, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение. Это означает, что при оценке информации на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду хозяйствующий субъект, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.

Таким образом, в соответствии с указанными выше фактами, действия ИП Фараи Марины Викторовны, выразившиеся в распространении информации следующего содержания: «ОБУВЬ ЛЮКС САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ ЖЕНСКАЯ МУЖСКАЯ ДЕТСКАЯ СПОРТИВНАЯ», содержат признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» и направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам конкурентам, работающим на рынке розничной торговли непродовольственными товарами в Липецкой области.

В соответствии с частью 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Выгода упущенная -  1) недополученные доходы, прибыль, которую лицо могло бы получить, если бы его права или условия деятельности не были нарушены; 2) неосуществленные возможности получения дохода, прибыли в связи с неудачным выбором образа, способа действий.

В связи с наличием признаков нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ИП Фараи Марине Викторовне (ИНН: 481300031613, ОГРНИП: 313481323100010, 398036, г. Липецк, б-р Шубина, д. 13А, кв. 21) было выдано Предупреждение № 24-Р-16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 2396-04 от 28.04.2016).

Однако почтовое отправление вернулось в Липецкое УФАС России 18.07.2016 с пометкой «истек срок хранения».

В соответствии с указанным предупреждением ИП Фараи М.В. обязана была прекратить распространение недостоверной информации при входе в магазин «ОБУВЬ ЛЮКС» (г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 39/2), относительно цены реализуемой продукции в течение 20 дней с момента получения предупреждения.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации (постановление от 24 марта 2005 г. № 5) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Таким образом, предупреждение № 24-Р-16 ИП Фараи М.В. в установленные сроки не было исполнено.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Определением о назначении дела № 34 по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации рассмотрение дела было назначено на 08 сентября 2016 года.

08.09.2016 г. рассмотрение дела № 34 было отложено на 13 октября 2016 года, в связи с тем, что ИП Фараи М.В. не была надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела.

13.10.2016 г. в ходе рассмотрения дела было установлено, что в материалах дела № 34 отсутствуют сведения, подтверждающие надлежащие уведомление ИП Фараи М.В. о месте и времени рассмотрения дела. Рассмотрение было отложено на 22 ноября 2016 года.

22.11.2016 года Комиссией Липецкого УФАС России по рассмотрению дела № 34 установлено, что в материалах дела имеется конверт с пометкой «истек срок хранения», вернувшийся в Липецкое УФАС России 16.11.2016 г. Указанное почтовое уведомление содержит в себе Определение об отложении рассмотрения дела № 34 от 13.10.2016 г.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Следовательно, ИП Фараи М.В. уведомлена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела № 34.

22.11.2016 г. рассмотрение дела было отложено на 29.12.2016 года для принятия заключения об обстоятельствах дела.

Согласно материалам дела Заключение об обстоятельствах дела от 22 ноября 2016 года было получено ИП Фараи М.В. 01.12.2016 г. Однако никакие возражения и пояснения в адрес Липецкого УФАС России не поступили.

Из вышеизложенного следует, что, распространяя недостоверную информацию при входе в магазин «ОБУВЬ ЛЮКС» (г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 39/2), следующего содержания: «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» ИП Фараи М.В. получает преимущества в осуществлении своей деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые работают на аналогичном рынке в Липецкой области.

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения пункта 4 части 1 статьи 14.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях индивидуального предпринимателя Фараи Марины Викторовны (ИНН: 481300031613, ОГРНИП: 313481323100010, 398036, г. Липецк, б-р Шубина, д. 13А, кв. 21), выразившихся во введении потребителей в заблуждение относительно цены реализуемой продукции путем размещения недостоверной информации при входе в магазин «ОБУВЬ ЛЮКС» (г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 39/2), следующего содержания: «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», чем создает себе необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности и может причинить убытки хозяйствующим субъектам конкурентам, осуществляющим деятельность на рынке розничной торговли непродовольственными товарам, что приводит к ограничению конкуренции.

Проанализировав все имеющиеся в материалах дела доказательства, в ходе совещания,руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать наличие нарушения пункта 4 части 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях индивидуального предпринимателя Фараи Марины Викторовны (<…>), как акт недобросовестной конкуренции, выразившийся во введении потребителей в заблуждение относительно цены реализуемой продукции путем размещения недостоверной информации при входе в магазин «ОБУВЬ ЛЮКС» (г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 39/2), следующего содержания: «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», чем создает себе необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности и может причинить убытки хозяйствующим субъектам конкурентам, осуществляющим деятельность на рынке розничной торговли непродовольственными товарам.

2. Выдать ИП Фараи М.В. предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

П Р Е Д П И С А Н И Е   №  34

 

29 декабря 2016 года                                                                               г. Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Д. А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от  «29» декабря 2016 г. по делу № 34 о нарушении индивидуальным предпринимателем Фараи Мариной Викторовной (ИНН: 481300031613, ОГРНИП: 313481323100010, 398036, г. Липецк, б-р Шубина, д. 13А, кв. 21) пункта 4 части 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во введении потребителей в заблуждение относительно цены реализуемой продукции путем размещения недостоверной информации при входе в магазин «ОБУВЬ ЛЮКС» (г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 39/2), следующего содержания: «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», чем создает себе необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности и может причинить убытки хозяйствующим субъектам конкурентам, осуществляющим деятельность на рынке розничной торговли непродовольственными товарам,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

Индивидуальному предпринимателю Фараи Марине Викторовне (ИНН: 481300031613, ОГРНИП: 313481323100010, 398036, г. Липецк, б-р Шубина, д. 13А, кв. 21) в десятидневный срок с момента получения данного предписания прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», любым не запрещенным законом способом.

 

        О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

    

Связанные организации

Связанные организации не указаны