Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу в отношении АО «Газ... от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 341-А-16

 

«15» сентября 2016 года                                                                             город Липецк

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области Поткина Ирина Владимировна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 341-А-16, возбужденного в отношении акционерного общества «Газпром газораспределение Липецк» (далее – АО «Газпром газораспределение Липецк», Общество), юридический адрес: 398059, г. Липецк, ул. Неделина, д. 25, ИНН 4824003938, ОГРН 1024800823409 от 12.07.2002, по факту совершенного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена              ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя АО «Газпром газораспределение Липецк» <…> по доверенности от 21.12.2015 № 01-304 (права, предусмотренные статьей 25.1, 25.5 КоАП РФ, разъяснены),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Липецкого УФАС России от 29.03.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 162, был установлен факт нарушения АО «Газпром газораспределение Липецк» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела № 162 Обществу предписание не выдавалось, так как нарушение было устранено до вынесения Комиссией решения.

Решение по делу № 162 АО «Газпром газораспределение Липецк» в судебном порядке не обжаловалось.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

В адрес Липецкого УФАС России поступило письмо управления энергетики и тарифов Липецкой области от 01.10.2015 № 03-3339 о перенаправлении обращения Некоммерческого партнерства Газэнергострой «Содействие развитию и осуществлению деятельности субъектов малого бизнеса: газовиков, энергетиков, строителей»  от 25.09.2015 № 38/09. Обращение некоммерческого партнерства содержало следующую информацию: «Одним из членов ассоциации, согласно решению координационного Совета от 24.06.2015 была проведена контрольная закупка в ОАО «Газпром газораспределение Липецк» на предмет выявления несанкционированных согласований, проводимых ими. Закупку осуществляла компания по выпуску электродвигателей ООО «Вега», г. Усмань». Выяснилось, что  ОАО «Газпром газораспределение Липецк», вопреки Градостроительного кодекса РФ, рекомендациям управления энергетики и тарифов Липецкой области, решениям Общественного Совета № 13 от 02.09.2015 согласовывает проекты в службе ЭХВ и требует за это плату».

АО «Газпром газораспределение Липецк» (ранее ОАО «Газпром газораспределение Липецк», ранее ОАО «Липецкоблгаз») является газораспределительной организацией, осуществляющей деятельность по транспортировке природного газа.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 14 ноября 1997 г. № 121/1 (измен. 30.10.2013 № 1323-э, измен. приказ ФАС России от 21.10.2015 № 985/15) Общество внесено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В силу ч.  5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Липецк» (правопреемник ОАО «Газпром газораспределение Липецк») занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа по границе балансовой принадлежности газораспределительных сетей.

Строительство газопровода и процедура присоединения к газораспределительным сетям возможно только при обязательном наличии проектной документации.

Проектная документация на техприсоединение к газораспределительным сетям, принадлежащим АО «Газпром газораспределение Липецк», разрабатывается на основании технических условий, выдаваемых исключительно АО «Газпром газораспределение Липецк» при оказании услуг по газификации объектов капитального строительства, а регистрация проекта в части ЭХЗ осуществляется исключительно АО «Газпром газораспределение Липецк».

В связи с этим АО «Газпром газораспределение Липецк» следует считать занимающим доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа по границе балансовой принадлежности газораспределительных сетей и техприсоединения к газораспределительным сетям, которое (доминирующее положение) распространяется и на условия получения технических условий, и на регистрацию проектов, в том числе в части ЭХЗ, разработанных на основании техусловий.

Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее  –  ГрК РФ), проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с ч. 5 ст. 48 ГрК РФ лицами, осуществляющими подготовку проектной документаций, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 ГрК РФ. Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий.

Частью 15 ст. 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Согласно ч. 16 ст. 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 10 ст. 48 ГрК РФ, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно п. 8 указанных Правил в соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.

Действующее законодательство, устанавливает, что по общему правилу, закрепленному в ч.16 ст.48 ГрК РФ, согласование проектной документации является обязательным в случае отступления от условий подключения. В случае, когда проектная документация выполнена в соответствии с выданными заказчику условиями подключения, ее согласование не требуется, заказчик направляет газораспределительной организации уже утвержденный им один раздел проектной документации. Вместе с тем, из этого общего правила законодательно установлены исключения.

Так, согласно п. 3 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 (далее – Правила № 317) настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют следующую деятельность (далее именуются – организации):

а) добыча, производство, переработка, транспортировка, хранение, распределение и поставка газа (за исключением организаций, осуществляющих управление жилым фондом, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья);

б) проектирование систем газоснабжения предприятий, котельных и оборудования, использующих газ в качестве топлива или сырья;

в) конструирование, изготовление, сертификация, наладка и эксплуатация газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования, средств контроля и автоматического регулирования процессов сжигания и учета расхода газа и учета продукции, вырабатываемой с использованием газа, в том числе тепловой и электрической энергии.

Пункт 4 Правил № 317 устанавливает, что настоящие Правила не распространяются на потребителей при применении ими газоиспользующего оборудования с расходом газа менее 1 куб.м. в час, а также на потребителей, использующих газ для:

  • бытовых нужд в жилых и общественных зданиях (приготовление пищи, горячее водоснабжение и поквартирное отопление);
  • автономного отопления жилых и общественных зданий при суммарной расчетной тепловой мощности газоиспользующего оборудования менее 100 кВт.

Как следует из жалобы, лицами, желающими осуществить технологическое присоединение объекта капитального строительства к газораспределительной сети АО «Газпром газораспределение Липецк», являлось юридическое лицо «Завод по производству электрических двигателей ООО «Вега» (Липецкая обл., Усманский р-н, с. Пригородка, ул. Шмидта, д. 4), намеренное использовать газ не для бытовых нужд. В связи с чем, в соответствии с положениями Правил № 317 они распространяются на данную категорию лиц.

Таким образом, в определенных законодательством случаях (Правила № 317) может быть установлена обязанность заказчика по согласованию проектной документации с газораспределительной организацией, но без взимания платы.

Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Часть 5 ст. 48 ГрК РФ устанавливает, что лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

В соответствии с п. 20 Правил № 317 проект газоснабжения, разработанный на основании технических условий, подлежит регистрации выдавшими их органом государственного надзора и газораспределительной организацией в срок не позднее 24 месяцев с даты выдачи технических условий.

Регистрация проектной документации производится АО «Газпром газораспределение Липецк» (на основании технических условий, выданных АО «Газпром газораспределение Липецк» заявителю) в рамках его основного вида деятельности, а именно, для оказания услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по распределительным сетям газоснабжения потребителей, в силу чего не может представлять собой самостоятельную услугу, так как само по себе не имеет самостоятельной ценности для заявителей, поскольку их конечная цель заключается в присоединении к газопроводу для дальнейшей подачи и потребления газа.

Приказом № 630 от 25.11.2015 «О введение в действие Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» АО «Газпром газораспределение Липецк» установлено взимание платы за регистрацию и перерегистрацию проектов (раздел 1, глава 2 Прейскуранта), а также взимание платы за регистрацию проектов устройств ЭХЗ (раздел 1, глава 3 Прейскуранта). Данное требование противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Регистрация - 1) запись, фиксация фактов или явлений с целью учета и придания им статуса официально признанных актов (регистрация рождения, брака); 2) внесение в список, в книгу учета (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)).

Распоряжением Госэнергонадзора РФ от 12 февраля 2003 г. № 8-р «Об утверждении документов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» (далее – распоряжение Госэнергонадзора РФ № 8-р) установлен порядок регистрации проектов газоснабжения предприятий и установок в органах системы госэнергонадзора в РФ.

Так, в соответствии с п.п. 9-11 распоряжения Госэнергонадзора РФ № 8-р проекты (рабочие проекты) газоснабжения регистрируются в органах системы госэнергонадзора того субъекта Российской Федерации, на территории которого запланировано строительство газопотребляющего предприятия (установки). Регистрация осуществляется в присутствии представителей заказчика и проектной организации. Регистрация оформляется штампом на всех рассмотренных чертежах с подписью должностного лица органа госэнергонадзора с указанием даты, номера регистрации и срока ее действия. Органы системы госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации ведут реестры зарегистрированных проектов. В тех случаях, когда при регистрации проектов выявится несоответствие принятых проектных решений техническим условиям органов госэнергонадзора при проектировании газопотребляющих предприятий и газоиспользующего оборудования, а также наличие несогласованных проектных решений, на которые отсутствуют нормы, правила, инструкции и государственные стандарты, заказчику направляется письмо с обоснованием отказа в регистрации.

Таким образом, в определенных законодательством случаях (распоряжение Госэнергонадзора РФ № 8-р) установлен порядок регистрации проектной документации газораспределительной организацией, но без взимания платы, поэтому действия Общества по взиманию денежных средств за регистрацию проектной документации, в том числе в части ЭХЗ в рамках осуществления его основного вида деятельности, свидетельствует о злоупотреблении его доминирующим положением, что в свою очередь приводит к ущемлению интересов заказчиков, для которых регистрация проектной документации, в том числе в части ЭХЗ, становится обязательным условием подключения к газораспределительным сетям, принадлежащим АО «Газпром газораспределение Липецк».

Согласно ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Под ущемлением интересов иных лиц понимается такое поведение хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, которое совершено с превышением пределов осуществления гражданских прав.

Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.

АО «Газпром газораспределение Липецк», занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке и распределению газообразного  топлива  по  трубопроводам, злоупотребляет своим доминирующим положением путем совершения действий по установлению обязательной для всех заказчиков платы за регистрацию проектной документации, в том числе в части электрохимической защиты, действует с превышением пределов осуществления гражданских прав, ставит необоснованные условия реализации контрагентами своих прав, а именно, право на технологическое присоединение к газораспределительным сетям в установленном законодательством порядке, налагая на заявителя неразумные, необоснованные, прямо не предусмотренные законодательством обременения, что ущемляет или может привести к ущемлению прав неопределенного круга лиц  –  лиц, желающих осуществить технологическое присоединение к газораспределительным сетям.

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 газораспределительной организацией признается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 определено, что газотранспортная система - система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях.

В соответствии с пп. «и» п. 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 эксплуатационная (газораспределительная) организация газораспределительной сети (ГРО) - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.

Учитывая вышеизложенное, эксплуатация системы газоснабжения и транспортировка газа не являются раздельными видами деятельности газораспределительных организаций; подключение газораспределительных сетей неразрывно связано с подачей газа потребителям.

Таким образом, регистрация проектной документации производится АО «Газпром газораспределение Липецк» в рамках его основного вида деятельности, а именно для осуществления услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по распределительным сетям газоснабжения потребителей. Ввиду чего регистрация проектной документации не может представлять из себя самостоятельную услугу, так как само по себе не представляет самостоятельной ценности для заявителей, поскольку их конечная цель заключается в присоединении к газопроводу для дальнейшего потребления газа. В связи с чем, действия АО «Газпром газораспределение Липецк» по взиманию денежных средств за регистрацию проектной документации, в рамках осуществления его основного вида деятельности, свидетельствует о злоупотреблении его доминирующим положением, что в свою очередь приводит или может привести к ущемлению интересов заказчиков.

Ввиду чего, доводы АО «Газпром газораспределение Липецк» о том, что               АО «Газпром газораспределение Липецк» при регистрации проектной документации несет дополнительные расходы, которые возмещает в порядке, предусмотренном главой 39 ГК РФ, а также ссылка на возможность использования в рассматриваемых АО «Газпром газораспределение Липецк» действиях Прейскуранта на прочие услуги, цены, на которые не устанавливаются государством, являются несостоятельными.

Тот факт, что расходы АО «Газпром газораспределение Липецк» по регистрации проектной документации никак не компенсируются, не свидетельствует о правомерности возмещения таковых самостоятельно, поскольку взимается плата за осуществление регулируемого вида деятельности. При этом АО «Газпром газораспределение Липецк» не представлено доказательств невозможности включения таких расходов в тарифы на транспортировку газа, либо доказательств отказа уполномоченным органом в совершении таковых действий.

Факт взимания платы за регистрацию проектной документации подтверждается в том числе, счетом от 07.10.2015 № СЭ000000104, выставленным АО «Газпром газораспределение Липецк» ООО «ГазЭнергоПроект», (которое осуществляет регистрацию проектной документации не в личных целях),  на основании договора оказания услуг от 06.10.2015 № 01-00-03-0003589, в котором в разделе «Наименование товара» указано: «1.2.6. Регистрация проекта прокладки подземного газопровода в населенном пункте с ЭХЗ», а также Актом от 07.10.2015 № СЭ000000104.

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приняла решение о наличии в действиях субъекта естественных монополий - АО «Газпром газораспределение Липецк» злоупотребления доминирующим положением, что привело к  нарушению ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном (недопустимом) установлении обязательной для всех заказчиков платы за регистрацию проектной документации, в том числе в части электрохимической защиты, что ущемляет или может привести к ущемлению прав неопределенного круга лиц  –  лиц, желающих осуществить технологическое присоединение к газораспределительным сетям, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, так как на указанных лиц возлагается необоснованная финансовая нагрузка, что также приводит или может привести к ущемлению интересов и является дополнительным барьером для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации был установлен Липецким УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 162 (решение от 29.03.2016), доказательства которого имеются в материалах дела.

Поскольку событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, установлено вступившим в законную силу решением Комиссии Липецкого УФАС России, общество в установленном порядке данное решение не оспаривало, данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении № 341-А-16.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

объектом рассмотрения указанного административного правонарушения является установленный порядок управления, в частности в сфере осуществления предпринимательской деятельности, направленной на борьбу с ограничением конкуренции;

объективная сторона состоит в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также ущемление интересов других лиц.

Субъектом указанного административного правонарушения является юридическое лицо – АО «Газпром газораспределение Липецк» (ОГРН 1024800823409, ИНН 4824003938, юридический адрес:  ул. Неделина, д. 25, г. Липецк, 398059).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, у АО «Газпром газораспределение Липецк» имелась возможность не устанавливать обязательной для всех заказчиков плату за регистрацию проектной документации, в том числе в части электрохимической защиты, однако обществом не были предприняты меры по соблюдению вышеуказанных положений.

В ходе рассмотрения дела, защитником АО «Газпром газораспределение Липецк» были озвучены устные возражения, согласно которым защитник считает необходимым переквалифицировать действия АО «Газпром газораспределение Липецк» со  ст. 14.31 КоАП РФ на ст. 9.21 КоАП РФ.

Указанные возражения не могут быть приняты во внимание, в связи со следующим.

С 05.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым, частью 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В связи с чем, с 05.01.2016 состав злоупотребления доминирующим положением образуют действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, которые влекут ущемление интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо ущемление неопределенного круга потребителей.

В данном случае Некоммерческое партнерство Газэнергострой «Содействие развитию и осуществлению деятельности субъектов малого бизнеса: газовиков, энергетиков, строителей» обратилось с жалобой в защиту интересов хозяйствующих субъектов, являющихся участниками предпринимательской деятельности, круг которых не определен.

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России правомерно установила в действиях АО «Газпром газораспределение Липецк» нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в решении от 29.03.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 162, которое в силу ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк», ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ. Кроме того, нарушение конкретной нормы порядка подключения к газораспределительным сетям не установлено.

Вместе с тем, следует отметить случаи, когда гражданин может заявить о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям. В таких случаях по заявлению гражданина антимонопольным органом должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, для поддержания своей правовой позиции, защитником была представлена судебная практика, а именно: постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу № А13-15413/2015, решение Арбитражного суда Омской области от 17.12.2012 по делу № А46-16168/2012, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2012 по  делу № А46-12653/2012, решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.07.2012 по делу № А14-11615/2012, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 по делу          № А14-11615/2012, решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2015 по делу № А05-8573/2015, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2016 по делу № А05-8573/2015, решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2015 по делу № А05-8571/2015, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.06.2016 по делу № А05-8571/2015, решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2011 по делу № А41-34172/11, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.03.2012 по делу № А41-34172/11, решение Арбитражного суда города Москва от 21.08.2012 по делу № А40-80639/12-92-732, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.2012 по делу № А40-80639/12-92-732, решение Арбитражного суда города Москва от 10.05.2011 по делу № А40-83516/10-146-427, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2012 по делу № А40-83516/10-146-427.

Ссылка защитника АО «Газпром газораспределение Липецк» на вышеуказанную судебную практику не может быть признана обоснованной, поскольку часть указанной практики принята до вступления в силу Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а часть принята при иных обстоятельствах. Как следует из теста указанных актов, в рассматриваемых делах речь идет о злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, действия которого привели к ущемлению интересов граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.

С учетом изложенных обстоятельств, вина АО «Газпром газораспределение Липецк», во вменяемом ему правонарушении установлена и доказана, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие объективной невозможности исполнить требования антимонопольного законодательства, АО «Газпром газораспределение Липецк» не представлено. 

Таким образом, должностным лицом Липецкого УФАС России установлено наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – Липецкая область.

Временем совершения административного правонарушения является период с 26.11.2014 по 08.02.2016.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность,  обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), давность привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  1. устранение нарушения до вынесения Комиссией решения по делу № 162;
  2. признание свей вины (решение Комиссии по делу № 162 не обжаловалось);
  3. содействие в рассмотрении дела № 341-А-16.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5. КоАП, не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, установленный ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ, и освобождение АО «Газпром газораспределение Липецк» от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.18 постановления Пленума ВАС РФ № 2 от 27.01.2003, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Вместе с тем, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

С учетом признаков объективной стороны совершенного АО «Газпром газораспределение Липецк» правонарушения, оно ни при каких обстоятельствах не может быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушало охраняемые общественные отношения, а также причиняло (могло причинять) материальный ущерб лицам, обратившимся за регистрацией проектов, в том числе в части электрохимической защиты. Так, сумма незаконно полученного дохода АО «Газпром газораспределение Липецк» за регистрацию проектов, в том числе в части электрохимической защиты, за 2014-2015 годы составила 824 179,92 рублей.

Вместе с тем, должностное лицо Липецкого УФАС России приходит к мнению, что нарушение требований антимонопольного законодательства осуществлялось в течение длительного периода времени и имело негативные последствия, что представляет существенную угрозу.

С учетом изложенного, должностное лицо Липецкого УФАС России не усматривает оснований для квалификации совершенного АО «Газпром газораспределение Липецк» правонарушения как малозначительного.

Согласно Постановлению от 13.12.2011 № 11132/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о выявлении нарушения свидетельствует совокупность обстоятельств в виде получения антимонопольным органом обращения, проведения проверки по этому обращению, издания приказа о возбуждении дела и создании комиссии по его рассмотрению. То есть годом выявления правонарушения является год издания приказа о возбуждении дела и создании комиссии по его рассмотрению.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 162 было возбуждено приказом Липецкого УФАС России от 10.12.2015 № 398.

Следовательно, для расчета штрафа необходимо использовать выручку АО «Газпром газораспределение Липецк» в Липецкой области от реализации услуг по транспортировке газа по трубопроводам на территории Липецкой области за 2014 год.

Совокупный размер выручки филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в Липецкой области за 2014 год составил – 2 661 078 000 рублей, тогда как выручка от реализации услуг по транспортировке газа по трубопроводам на территории Липецкой области за 2014 год составила – 1 996 620 000 рублей.

Административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) (Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации»), - соответственно штраф, налагаемый на юридическое лицо, определяется в размере от 0,003 до 0,03 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 рублей.

Таким образом, расчет штрафа произведен на основании имеющейся в распоряжении управления информации о выручке Общества.

Минимальный штраф: 5 989 860 руб.

Максимальный штраф: 53 221 560 руб.

В соответствии с п.п. 3.2 и 3.3 ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Таким образом, учитывая:

  1. характер совершенного административного правонарушения,
  2. то обстоятельство, что административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам),
  3. сумма незаконно полученного дохода от предпринимательской деятельности АО «Газпром газораспределение Липецк» за регистрацию проектов, в том числе в части электрохимической защиты, за 2014-2015 годы составила  824 179,92 рублей,
  4. обстоятельства, смягчающие административную ответственность: устранение нарушения до вынесения Комиссией решения по делу № 162, признание вины, содействие в рассмотрении дела № 341-А-16,

считаю справедливым привлечение АО «Газпром газораспределение Липецк» к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа:

5 989 860 руб. / 2 = 2 994 930 рублей.

При этом такое назначение наказания согласуется с общим принципом и общеправовой целью наказания, которая несет не только карательный характер, но и направлено с одной стороны, на предупреждение новых правонарушений во избежание осознания субъектом предпринимательской деятельности своей безнаказанности, а с другой стороны – на неотвратимое, справедливое наказание за уже совершенное нарушение.

Принимая во внимание доказанность имеющимися в деле документами состава административного правонарушения в действиях АО «Газпром газораспределение Липецк», руководствуясь ст.ст. 2.1, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 2 ст. 14.31, 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Наложить на акционерное общество «Газпром газораспределение Липецк» штраф в размере 2 994 930 (два миллиона девятьсот девяносто четыре тысячи девятьсот тридцать) рублей 00 копеек за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст.14.31 КоАП РФ.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим банковским реквизитам:

Наименование получателя: Управление федерального казначейства министерства финансов России по Липецкой области (Липецкое УФАС России)

ИНН 4826018513, КПП 482601001

Счет 40105810200000010002

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области  г. Липецк

БИК 044206001, ОКТМО 4270100

Код бюджетной классификации – 161 116 02010 01 6000 140

УИН 0319806384100400000581760

Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынках финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами/государственной власти».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В  соответствии с частью 5 статьи  3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежащим образом заверенные копии платежных документов надлежит представить в Липецкое УФАС России.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В  соответствии  с подпунктом 5 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"  постановление  о  наложении  штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

В  соответствии  с  частью  3  статьи  30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  РФ постановление  по  делу  об административном правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,  установленного  для  обжалования  постановления  по   делу об административном правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны