Решение б/н Решение по делу в отношении САО «ВСК» от 18 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

10 марта 2017 года                                                                                              г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена: 21 февраля 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено: 10 марта 2017 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Д. А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Ю.В. Селезнева - государственный инспектор отдела защиты конкуренции;

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

рассмотрела  дело № 35, возбужденное по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» страховым акционерным обществом «ВСК»,

в присутствии:

представителей лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации САО «ВСК» – <…>, <…>;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России поступило заявление Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее - АО «Согаз») о признаках нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации САО «ВСК», выразившихся в совершении действий, направленных на получение преимуществ в ходе проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), принадлежащих ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы», путем необоснованного снижения цены контракта (извещение о проведении открытого конкурса от 10.06.2016 № 0346200006116000007).

10 июня 2016 года извещение о проведение открытого конкурса № 0346200006116000007 и конкурсная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - http://zakupki.gov.ru, с информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно представленным документам по открытому конкурсу, Заказчиком (ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы») установлена начальная (максимальная) цена контракта 296 153, 91 руб. Объектом закупки являлось оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности заказчика как владельца 41 транспортного средства в течение 1 года.

05 июля 2016 года была проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в порядку, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Протоколом от 05.07.2016 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе для закупки № 0346200006116000007 на процедуру рассмотрения и оценки были представлены заявки на участие в открытом конкурсе от четырех страховых компаний:

1. АО «Согаз» - цена услуг 292 743 рубля 35 копеек;

2. ОАО «АльфаСтрахование» - цена услуг 292 743 рубля 35 копеек;

3. САО «ВСК» - цена услуг 290 832 рубля 90 копеек;

4. ЗАО «МАКС» - цена услуг 290 311 рублей 86 копеек.

Решением конкурсной комиссии САО «ВСК» допущено к участию в открытом конкурсе с ценой 290 832,90 руб.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации.

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").

В силу ст. 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

В целях исполнения возложенных на антимонопольный орган статьёй 22 Федерального закона «О защите конкуренции» функций по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в адрес САО «ВСК» был направлен запрос информации об обоснованности цены контракта в 290 832 рубля 90 копеек.

Кроме того, при расчете страховой премии по позиции 20 САО «ВСК» был рассчитан с применением коэффициента КМБ = 0,6 и составил 4 585,09 руб., в то время как заказчиком, по позиции 20, был установлен коэффициент КМБ = 0,85.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – «Закон об ОСАГО»).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.

Согласно ч. 1, п. «б» ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО».

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Указанием ЦБ РФ № 3384-У, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа; от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия.

Согласно п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У, установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (коэффициент КБМ).

В соответствии с ч. 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Положение о правилах ОСАГО) при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в АИС РСА (автоматизированная система Российского союза автостраховщиков).

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в АИС РСА, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Кроме того, из содержания части 3 статьи 53 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что заявка на участие в конкурсе должна соответствовать требованиям конкурсной документации.

Следовательно, участники обязаны составлять заявки на участие в соответствии с требованиями, указанными в конкурсной документации.

Таким образом, рассматриваемые действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» по снижению цены контракта противоречат:

- ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО -  установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя;

- ч. 1.8 Положения о правилах ОСАГО - страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

Из содержания части 3 статьи 53 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что заявка на участие в конкурсе должна соответствовать требованиям конкурсной документации.

Следовательно, участники обязаны составлять заявки на участие в соответствии с требованиями, указанными в конкурсной документации.

АО «Согаз» и САО «ВСК» являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО Липецкой области.

Поскольку, страховщики – участники открытого конкурса состязались за право заключения контракта на оказание услуг ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности в объеме, предусмотренном контрактом, каждый из страховщиков в конкурентных условиях претендовал и имел равные шансы на получение данного дохода в размере как минимум 292 743, 35 руб. (страховая премия, рассчитанная без нарушений законодательства), следовательно, неполучение данного дохода добросовестными участниками конкурса рассматривается как упущенная выгода.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Следовательно, в действиях САО «ВСК» содержатся признаки нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам, в том числе, в случае выявления признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием признаков нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» САО «ВСК» было выдано Предупреждение № 52-Р-16 (исх. № 5310-04 от 26.09.2016) о необходимости устранения причин и условий (в течение двадцати дней), способствовавших возникновению признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

- издания распорядительного документа САО «ВСК» о недопущении сотрудниками САО «ВСК» действий по незаконному занижению коэффициентов страховых тарифов при расчете суммы страховых премий для транспортных средств при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Липецкой области;

- доведения указанного распорядительного документа до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Липецкой области;

- обеспечения контроля за исполнением указанного распорядительного документа.

Согласно почтовому уведомлению, Предупреждение 52-Р-16 было получено САО «ВСК» 05.10.2016. Срок исполнения предупреждения истек 25.10.2016 г.

Однако, не согласившись с выданным предупреждением САО «ВСК» обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании указанного предупреждения незаконным.

Кроме того, САО «ВСК» сообщило Липецкому УФАС России и том, что в связи с обжалованием предупреждения № 52-Р-16, исполнение указанного предупреждения приостанавливается.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Определением от 09 ноября 2016 года о назначении дела № 35 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение дела было назначено на 29 ноября 2016 года.

29.11.2016 г. в ходе рассмотрения дела № 35 представитель заявителя <…> поддержал требования указанные в заявлении. <…> считает, что САО «ВСК» обладало преимуществами, при расчете страховой премии по 20 позиции, перед другими участниками конкурса, т.к. использовали информацию, имеющуюся у общества и отсутствующую у других участников конкурса. Однако по 16 позиции САО «ВСК» верно рассчитало размер страховой премии.

Представители САО «ВСК» пояснили, что заказчиком был ошибочно представлен коэффициент КБМ по позиции 20. Кроме того, общество не имело преимущества перед другими участниками аукциона, т.к. любой участник имел возможность запросить необходимую информацию у заказчика и получить данные КБМ из АИС РСА.

В ходе рассмотрения дела возникла необходимость в получении дополнительной информации по делу. Рассмотрение дела было назначено на 13 декабря 2016 года.

13.12.2016 г. было принято решение объявить перерыв в рассмотрении дела до 20 декабря 2016 г.

20.12.2016 г. в дело в качестве третьего лица было привлечено ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы». Рассмотрение дела было отложено на 16 января 2017 года.

16.01.2017 г. в ходе рассмотрения дела третье лицо представило документы, согласно которым неверный КБМ = 0,85 по 20 позиции был представлен ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» САО «ВСК». Комиссией был объявлен перерыв до 20 января 2017 года.

20.01.2017 г. представители САО «ВСК» пояснили, что в марте 2016 года из ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» поступил устный запрос с просьбой сделать расчет цены ОСАГО, т.к. САО «ВСК» являлось действующим страховщиком. 22.03.2016 САО «ВСК» направил указанный расчет. КБМ по спорной 20 позиции был указан 0,6. В апреле 2016 года поступил повторный устный запрос. 20 апреля 2016 года представителем САО «ВСК» был направлен в адрес ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» расчет цены ОСАГО, где по 20 позиции указан КБМ = 0,85.

Представитель ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы» пояснил, что повторный запрос расчета цены ОСАГО был необходим с целью подготовки документации к открытому конкурсу.

Помимо прочего, САО «ВСК» обладая информацией, что по позиции 20 указан неверный КБМ (т.к. информацию предоставляло САО «ВСК»), не обратилось с разъяснением к заказчику конкурса (что предусматривается положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), жалоба на недобросовестное поведение заказчика в антимонопольный орган от САО «ВСК» не поступала.

В адрес лиц, участвующих в деле Липецким УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела № 35 т 20.01.2017 г.

Письменных возражений, а также устных (в ходе рассмотрения дела 21.02.2017), на заключение об обстоятельствах дела Комиссии Липецкого УФАС России представлено не было.

Нормативные правовые акты об ОСАГО (ч.ч.1 и 2 ст.8, ст.9, ч.10.1 ст.15 Федерального закона «Об ОСАГО», п.2 приложения 2 к Указанию Банка России «3884-У от 19.09.2014), предоставляют страховщику при заключении договора ОСАГО, в том числе – при расчете страховой премии ОСАГО, наряду с информацией, предоставленной заказчиком (страхователем), право и возможность использования информации данных базы АИС РСА.

Вместе с тем, ситуация, когда страховщиком при заключении договора страхования выявлены противоречия в представленных заказчиком данных и в данных, содержащихся в АИС РСА, однозначно и исчерпывающим образом императивно урегулирована в п.1.8 Правил ОСАГО, согласно которому при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, однако при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил (п.1.11 Правил регулирует случаи заключения договоров страхования в виде электронного документа, и к рассматриваемой ситуации не относится, что не оспаривается сторонами).

Таким образом, при наличии противоречий в сведениях о КБМ, представленных заказчиком, и сведений, содержащихся в базах данных АИС РСА, применению при заключении договоров страхования подлежат именно сведения, предоставленные заказчиком. Указанный вывод следует из буквального содержания нормы п.1.8 Правил ОСАГО, а также из примечания 3 к п.2 Приложения 2 «Коэффициенты страховых тарифов» к Указанию Банка России «№ 3384-У от 19.09.2014, согласно которому сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П. Таким образом, установлен приоритет регулирования указанной ситуации Правилами ОСАГО; при этом п.1.8 Правил ОСАГО не только установлен

приоритет применения сведений заказчика при наличии противоречий с данными

базы АИС РСА, но и установлен конкретный механизм последующих действий, устраняющих последствия выявленных противоречий: «Информация о владельцах

транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в

случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.» (второе предложение абзаца 6 п.1.8 Правил ОСАГО).

Комиссия Липецкого УФАС России также принимает во внимание, что САО «ВСК», зная о противоречиях в данных заказчика и в данных АИС РСА, не только осуществило расчет в нарушение п.1.8 Правил ОСАГО, но и не воспользовалось правом обратиться к заказчику за разъяснениями положений документации об открытом конкурсе.

Заказчик при проведении открытого конкурса указал все необходимые данные в закупочной документации, в том числе КБМ по позиции 20 – 0,85.

Действительно, согласно данным АИС РСА, КБМ в отношении спорного транспортного средства составлял иное значение – 0,6, что не оспаривается Комиссией Липецкого УФАС России.

Однако, с учетом положений приведенных выше норм, в случае несовпадения данных страхователя (заказчика) и базы АИС РСА (в рассматриваемом случае – 0,85 и 0,6) САО «ВСК» обязано было применять сведения, указанные страхователем (заказчиком) в закупочной документации, как это прямо предусмотрено ч.1.8 Правил ОСАГО.

Заказчик, являясь государственным заказчиком, установил порядок формирования цены контракта в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами. Цена контракта формируется участником на основании прилагаемого заказчиком расчета начальной цены контракта.

САО «ВСК» представило предложение о снижении начальной цены контракта, которое противоречит нормам действующего законодательства.

Таким образом, действия САО «ВСК» по необоснованному занижению суммы страховой премии, при расчете ценового предложения о цене контракта по ОСАГО, при участии в открытом конкурсе от 06.06.2016 г. № 0346200006116000007 направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки конкурентам-страховщикам в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта), и следовательно, являются недобросовестной конкуренцией.

Проанализировав все имеющиеся в материалах дела доказательства, в ходе совещания,руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать наличие нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях страхового акционерного общества «ВСК», как акт недобросовестной конкуренции, выразившийся в необоснованном занижении страховой премии при расчете ценового предложения о цене контракта по ОСАГО при участии в открытом конкурсе.

2. Не выдавать САО «ВСК» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны