Решение б/н Решение и предписание по делу №72 в отношении ООО «Водоканал... от 8 января 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

город Липецк


Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2011г.

В полном объеме решение изготовлено «01» августа 2011г.

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

в присутствии:

от ООО «Водоканал»:

представители по доверенности <...>,

от заявителя <...>:

представитель по доверенности <...>,

рассмотрев дело № 72 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:


В адрес УФАС по Липецкой области 17.06.2011 года поступило заявление от гражданина <...> №54-з, по вопросу правомерности действий Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» по отключению гражданину водоснабжения, а так же произведенного гражданину перерасчета за потребленную воду в соответствии с Постановлением правительства №167 от 12 февраля 1999 года .

Так в заявлении указано, что ООО «Водоканал» оказывает гражданину <...> услугу водоснабжения на условиях, согласно договору №109511 от 29.08.2007 года, а так же с учетом выданного разрешения на подключение к городскому водопроводу домов частного сектора от 09.06.1998 №1250.

27 мая 2011 года, а так же 6.06.2011 года сотрудниками ООО «Водоканал» были составлены Акты технического осмотра водопроводно-канализационных устройств у абонента, с прилагаемыми фотоснимками.

В данных Актах указано, что в колодце имеется две врезки в водопровод, одна из которых незаконна. Так же указано, про имеющееся заземление.

В последующем Общество применило к гражданину меры предусмотренные Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года №167 (далее -Постановление №167, Правила) и меры, указанные в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23 мая 2006 года №307 (далее- Постановление №307). Общество прекратило подачу воды гражданину 06.06.2011 года, а так же представило квитанцию на оплату воды в размере 40 900 рублей.

Гражданин в своем заявлении указывает, что дополнительных присоединенный к магистральному трубопроводу он не осуществлял - в трубопроводе имеется одна врезка и стоит запорный кран, от которого имеется тройник, присоединенный одним концом к запорному крану от двух других имеется два отвода: в дом и на полив.

При этом ООО «Водоканал» предъявляло отдельные счета как на полив приусадебного участка, так и за пользование водой, как коммунальной услугой в доме, данные квитанции гражданином оплачивались.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного заявления УФАС по Липецкой области в адрес ООО «Водоканал», гражданину <...>, Филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» был направлен письменный запрос о представлении дополнительной информации и документов.

Так же для дачи письменных пояснений по вопросу наличия незаконного присоединения к магистральной трубе Липецкое УФАС сделало запрос информации в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

Согласно представленным письменным пояснениям, полученным от гражданина <...> следует, что к магистральной трубе имеется одно присоединение (врезка), данный факт гражданин подтверждает представленными фотоснимками, на которых так же видно что произведено отключение водоснабжения от магистральной трубы. Гражданином представлены Разрешение №1250 на подключение к городскому водопроводу и технические условия на подключение водопровода к дому.

В документах и письменных пояснениях ООО «Водоканал» от 29.06.2011 года №899, 06.07.2011 года № 402 Общество утверждает, что из магистральной сети все-таки имеется два присоединения, одно из которых является самовольным, поскольку гражданину выдавалось разрешение на одно присоединение — диаметром 20 мм.

Так же хозяйствующий субъект указывает на, что на месте законного присоединения имеется заземление от сетей электроснабжения.

Централизованная сеть водоснабжения на улице, где проживает гражданин <...> находится на балансе ООО «Водоканал» и передана вместе с имуществом в безвозмездное пользование администрацией города Грязи от 22.07.2010г. №34.

Ввиду вышеуказанных фактов Обществом были совершены следующие действия:

ООО «Водоканал» применило к гражданину п.78, п .57 Постановления №167, согласно которым:

п.78 гласит - При обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт и выписывает владельцу указанных устройств и сооружений, не являющемуся абонентом, платежный документ для оплаты за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, объемы которых определяются в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил. Кроме того, владелец этих устройств и сооружений оплачивает прямой ущерб, нанесенный им организации водопроводно-канализационного хозяйства в результате самовольного пользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Владелец самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации подлежит отключению без уведомления. Затраты, связанные с отключением и возможной ликвидацией этих устройств, оплачиваются их владельцем.

п.57 гласит - В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

Таким образом, на основе вышеуказанных пунктов ООО «Водоканал» произвело отключение гражданина от системы водоснабжения, а так же предъявило платежный документ за полученную питьевую воду из расчета указанного в п.57, на сумму равную 40 900 руб.

Так же Общество указывает, что прекращение предоставления водоснабжения от одного из присоединений было осуществлено на основании того, что оно незаконное (самовольное), технические условия на присоединение и проект на данную врезку отсутствуют , в связи с чем согласно п.78 Постановления №167 ООО «Водоканал» без уведомления отключило холодное водоснабжение гражданину <...>.

Что касается отключения на месте второго подключения, то оно осуществлено на основании пп. «а» п.79 Постановления №307 - «исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется водоснабжение», поскольку было обнаружено заземление от сетей электроснабжения, приводящее к порче участка централизованного водопровода, как следствие постоянная угроза возникновения аварийной ситуации, кроме того имелась угроза причинения вреда здоровью другим потребителям.

Проанализировав полученные сведения, можно сделать вывод о наличии в действиях ООО «Водоканал» признаков нарушения части 1 статьи 10 закона о Защите конкуренции.

ООО «Водоканал» в своих письменных пояснениях утверждает о совершении гражданином <...> действий по незаконному присоединению к централизованной сети водоснабжения (незаконная врезка).

Под самовольным присоединением к системам водоснабжения или канализации понимается присоединение произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий (Постановление №167).

Водопроводная сеть представляет собой систему трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения (Постановление №167).

Однако, из представленных фото-материалов, сделанных как хозяйствующим субъектом,так и гражданином <...>, данный факт не находит своего подтверждения, поскольку на представленных снимках имеется одно присоединение к магистральной трубе, и как указывает сам ООО «Водоканал» диаметр данного присоединения 20 мм, что соответствует диаметру в указанному в технических условиях. На данном присоединение имеется запорный кран, к которому в последующем гражданин <...> присоединил тройник, через который имеется два отвода — один из которых диаметром 20 мм, другой 15 мм.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в своих письменных пояснениях указывает на то, что непосредственное присоединение абонента к водопроводной сети выполнено в соответствии с техническими условиями, выданными МУП «Водоканал», а именно ввод в дом осуществлен трубой диаметром 20мм, с установкой вентиля того же диаметра. Дополнительной врезки непосредственно в уличный водопровод нет. Независимо от количества точек водоразбора вода будет подаваться абоненту из водопроводной сети через единственную врезку диаметром 20 мм.

Исходя из вышеизложенного следует, что <гражданин> не осуществлял действий по дополнительному (незаконному) присоединению к магистральной трубе, дополнительная врезка в централизованную сеть водоснабжения отсутствует.

Таким образом, хозяйствующий субъект не правильно применив нормы материального права и неправильно определив количество присоединений не имел законных оснований для предъявления расчета стоимости потребленной воды через самовольную врезку, согласно расчетам по п.57 Постановления №167, в связи с отсутствием факта незаконного присоединения.

Согласно п.2 Постановления №167 - настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Под абонентом же понимается (п. 1 Постановления №167) - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

Таким образом, Постановление №167 регулирует отношения, складывающиеся между следующими субъектами - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

И как прямо прописано в п. 3 Правила №167 не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации №307 от 23.05.2006 года.

Пункт 1 Постановления №307 указывает на то, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а так же порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Под жилым помещением понимается - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Таким образом положения Постановления №307 регулируют отношения между собственниками жилого дома и ресурсоснабжающей организацией.

Из вышесказанного следует, что в соответствии с действующим законодательством, Правилами «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, взыскание стоимости ресурсов по правилам п.57, 78 Правил № 167 не предусмотрено. По смыслу указанных нормативно правовых актов следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно письменным пояснениям ООО «Водоканал» действия <гражданина> по присоединению нулевого провода от сетей электроснабжения приводят к порче (быстрому износу) участка магистрального трубопровода (как следствие постоянная угроза возникновения аварийной ситуации и угроза причинения вреда здоровью другим потребителям). Данное обстоятельство послужило основанием применения положения Постановления Правительства №307 пп. «а» п.79 - «Исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется водоснабжение».

Так же, следует учитывать, что согласно пункту 82 того же Постановления, предоставление коммунальных услуг возобновляется в течении двух календарных дней с момента устранения причин указанных в пункте 79.

Из представленных материалов следует, что ликвидация провода заземления была осуществлена 06.06.2011 года (письмо ООО «Водоканал» от 21.07.2011года №416).

Таким образом, 06.06 2011 года были осуществлены действия по устранению причин, указанных в пп. «а» п.79, что в свою очередь возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность в течении указанного в Постановлении №307 времени возобновить водоснабжение.

Однако, как указанно в письменном акте представленном <гражданином> и подписанным гражданами <...>, водоснабжение отсутствует по состоянию на 30.07.2011 года.

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении ООО «Водоканал», сроков восстановления водоснабжения, указанных в п. 82 Постановления № 307.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела представителями Общества был заявлен довод о том, что в целях надлежащего оказания услуг водоснабжения и не ущемления прав <гражданина>, рядом с домовладением абонента была установлена водоразборная колонка, откуда он осуществляет потребление воды. Однако, данное заявление антимонопольный орган считает не состоятельным и имеющим противоречия с нормами права, поскольку между ООО «Водоканал» и <гражданином> действует договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 29.08.2007г. По настоящему договору Исполнитель (ООО «Водоканал») обязуется подавать Абоненту <...> через присоединенную сеть питьевую воду и принимать сбрасываемые сточные воды. Данный договор между сторонами не расторгнут и продолжает свое действие, соответственно новый договор на оказание холодного водоснабжения через водоразборную колонку не заключался, как то требует п.87 Постановления №307. Данные действия ООО «Водоканал» еще раз указывают на нарушение норм действующего законодательства и ущемлении интересов потребителя.

ООО «Водоканал» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере белее чем 35 процентов на основании приказа Липецкого УФАС России №28 от 09.03.2011 года, доля хозяйствующего субъекта на исследуемом рынке составляет менее 65%.

ООО «Водоканал» является единственной организацией оказывающей услуги водоснабжения на территории города Грязи.

Таким образом положение ООО «Водоканал» признано доминирующим на рынке услуг водоснабжения и канализации на территории города Грязи Липецкой области.

Исходя из анализа представленных правовых норм, а так же письменных пояснений, ООО «Водоканал» нарушил требования Постановления Правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», предусматривающий определенный порядок возобновления водоснабжения, а так же незаконно предъявило гражданину <...> требования постановления Правительства №167, что в свою очередь, свидетельствует о признаках нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона №135 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.


Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


РЕШИЛА:


1. Признать в действияхООО «Водоканал», нарушениечасти 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц, путем вменения гражданину <...> факта самовольного (незаконного) присоединения в магистральную трубу водопровода, применения к исполнению требований Постановления Правительства РФ №167 от 12.02.1999 года (которое в силу п. 3 указанного Постановления не применимо в данных правовых отношениях), а также невыполнения п. 82 Постановления Правительства № 307 от 23.05.2006 года, в части возобновления подачи коммунального ресурса.

2. Выдать ООО «Водоканал» для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 72


«01» августа 2011 года                                                                                                                            город Липецк


Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

<...> заместитель руководителя, начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы

Члены Комиссии:

<...> ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы

<...> государственный инспектор отдела естественных монополий,жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

<...> специалист-эксперт отдела естественных монополий,жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "01" августа 2011 г. по делу N 72 о нарушении Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (Липецкая обл.,г. Грязи, ул. Песковатская, д. 17) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Водоканал» в срок до «12»августа 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц, путем вменения гражданину <...> факта самовольного (незаконного) присоединения в магистральную трубу водопровода, применения к исполнению требований Постановления Правительства РФ №167 от 12.02.1999 года (которое в силу п. 3 указанного Постановления не применимо в данных правовых отношениях), а также невыполнения п. 82 Постановления Правительства № 307 от 23.05.2006 года, в части возобновления подачи коммунального ресурса.

ООО «Водоканал» прекратить применение Постановления Правительства РФ №167 от 12.02.1999 года, как не подлежащего к применению, а так же осуществить действия в соответствии с п.82 Постановления Правительства № 307 от 23.05.2006 года.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.



Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны