Предупреждение б/н Предупреждение в отношении ОАО «Альфастрахование» от 16 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 36-Р-17
о прекращении действий (бездействия),

которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – Липецкое УФАС России) установлено наличие в действиях открытого акционерного общества «Альфастрахование» (115162, г. Москва, ул. Шабаловка, д. 31Б ОГРН 1027739431730 ИНН 7713056834) (далее – ОАО «Альфастрахование) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в необоснованном занижении страховой премии при расчете ценового предложения о цене контракта по ОСАГО, при участии электронном аукционе от 07.07.2017 № 0346200007217000012.

 

В Липецкое УФАС России поступило заявление САО «ВСК» о признаках нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации ОАО «Альфастрахование, выразившихся в совершении действий, направленных на получение преимуществ в ходе проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), принадлежащих Г(О)БУ «ЦПД им. Э.Б. Белана» путем необоснованного снижения цены контракта (извещение о проведении электронного аукциона от 07.07.2017 № 0346200007217000012).

07 июля 2017 года извещение о проведении электронного аукциона № 0346200007217000012 и конкурсная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - http://zakupki.gov.ru, с информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно документам аукциона в электронной форме, Заказчиком (Г(О)БУ «ЦПД им. Э.Б. Белана») установлена начальная (максимальная) цена контракта 28 818,88 руб. Объектом закупки являлось оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности заказчика как владельца 4 транспортных средств в течение 1 года.

21 июля 2017 года была проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Протоколом от 21.07.2017 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном аукционе № 0346200007217000012 и на процедуру рассмотрения и оценки были представлены заявки на участие в электронном аукционе от трех страховых компаний:

1. ОАО «Альфастрахование» - цена услуг 25 947 рублей 42 копейки;

2. САО «ВСК» - цена услуг 26 607 рублей 39 копеек;

3. АО «Согаз» - цена услуг 26 607 рублей 39 копеек.

Победителем аукциона, проводимого в электронной форме признан участник ОАО «Альфастрахование». Цена услуги в заявке ОАО «Альфастрахование» является наименьшей среди всех заявок претендентов на участие в электронном аукционе и составляет - цена услуг 25 947 рублей 42 копейки.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации.

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В силу ст. 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

В целях исполнения возложенных на антимонопольный орган статьёй 22 Федерального закона «О защите конкуренции» функций по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в адрес ОАО «Альфастрахование» был направлен запрос информации об обоснованности цены контракта в 25 947 рублей 42 копейки.

Согласно документам, представленным ОАО «Альфастрахование» расчет цены контракта произведен на основании Указаний Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее  - Указания Банка России № 3384-У).

В ходе анализа полученных документов установлено, что по позиции 2 (транспортное средство ГАЗ-330232, гос. номер К594ХМ48) ОАО «Альфастрахование» при расчете страховой премии использован коэффициент КМ равный 1,1.

При этом Указаниями Банка России № 3384-У установлен коэффициент (КМ) страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", "BE"):

 

№ п/п

Мощность двигателя (лошадиных сил)

Коэффициент

1

До 50 включительно

0,6

2

Свыше 50 до 70 включительно

1

3

Свыше 70 до 100 включительно

1,1

4

Свыше 100 до 120 включительно

1,2

5

Свыше 120 до 150 включительно

1,4

6

Свыше 150

1,6

 

Кроме того, в конкурсной документации указано, что мощность двигателя транспортного средства ГАЗ-330232, гос. номер К594ХМ48 (позиция 2) составляет 106,8 л/с.

Следовательно, при расчете страховой премии по ОСАГО по позиции 2 ОАО «Альфастрахование» обязано было применить коэффициент КМ равный 1,2.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – «Закон об ОСАГО»).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.

Согласно ч. 1, п. «б» ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО».

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Указанием ЦБ РФ № 3384-У, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа; от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Таким образом, рассматриваемые действия ЗАО «МАКС» по снижению цены контракта противоречат:

- ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО -  установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя;

- Указаниям Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

С учетом однородности товаров (работ, услуг), выставленных на электронный аукцион, хозяйствующие субъекты, принявшие в нем участие, являются конкурентами, осуществляют (планируют осуществлять) деятельность на одном товарном рынке.

Поскольку, страховщики – участники электронного аукциона состязались за право заключения контракта на оказание услуг ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности в объеме, предусмотренном контрактом, каждый из страховщиков в конкурентных условиях претендовал и имел равные шансы на получение данного дохода в размере страховой премии, рассчитанной без нарушений законодательства, следовательно, неполучение данного дохода добросовестными участниками конкурса рассматривается как упущенная выгода.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, действия ОАО «Альфастрахование» по необоснованному занижению суммы страховой премии, при расчете ценового предложения о цене контракта по ОСАГО, при участии в электронном аукционе 07.07.2017 № 0346200007217000012 направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки конкурентам-страховщикам в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта), и следовательно, являются недобросовестной конкуренцией.

Следовательно, в действиях ОАО «Альфастрахование» содержатся признаки нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам, в том числе, в случае выявления признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с вышеизложенным, Липецкое УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О  защите конкуренции»

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д А Е Т

 

Открытое акционерное общество «Альфастрахование» (115162, г. Москва, ул. Шабаловка, д. 31Б ОГРН 1027739431730 ИНН 7713056834)  о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

- издания распорядительного документа ОАО «Альфастрахование» о недопущении сотрудниками ОАО «Альфастрахование» действий по незаконному занижению коэффициентов страховых тарифов, в том числе, действий по использованию коэффициентов не соответствующих конкурсной документации, при расчете суммы страховых премий для транспортных средств при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Липецкой области;

- установления ответственности за нарушение указанного распорядительного документа в соответствии с действующим трудовым законодательством,

в течение десяти дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Липецкое УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

     

   Примечание.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Федерального   закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны