Решение б/н Решение по жалобе ООО «Первая Медицинская Клиника» от 3 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №361с/17

 

24 октября 2017 года                                                                                   г.Липецк

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 октября 2017 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

Председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления;

Заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;

Член Комиссии: Т.С. Рябкова – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов;

        в присутствии представителей:

- заказчика: Управление делами администрации Липецкой области – <…> (доверенность от 23.10.2017),

- уполномоченного органа: Управление по размещению госзаказа Липецкой области – <…> (доверенность от 24.10.2017),

- заявителя: ООО «Первая Медицинская Клиника» - <…> (доверенность от 23.10.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Первая Медицинская Клиника» на положения документации об электронном аукционе №17 - ЭА 2 - 1833: услуги по проведению периодического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Липецкой области (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

  В адрес Липецкого УФАС России, из ФАС России, 18.10.2017 поступила жалоба ООО «Первая Медицинская Клиника» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru  в разделе «Реестр жалоб с 01.01.2011».  

На заседании комиссии велась аудиозапись.

  Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя указывает, что установленное заказчиком в аукционной документации условие относительно места оказания услуг- в медицинском учреждении, находящемся в г. Липецке (на одной из следующих улиц: Ленина, Желябова, Шкатова,  Интернациональная, Калинина, Гагарина, Советская, Зегеля), влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки и нарушает требования ст.8 Закона о контрактной системе и ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Представители заказчика, уполномоченного органа, присутствующие на рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились и пояснили, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований данного закона.

          Относительно довода о наличие признаков нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции в действиях заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.

         Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

         Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.

         В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

        Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен Главой 9 Закона о защите конкуренции.

       Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы нарушение антимонопольного законодательства при проведении конкурентной процедуры не может быть установлено.

         Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

         Документация об электронном аукционе №17 - ЭА 2 - 1833: услуги по проведению периодического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Липецкой области и извещение (реестровый номер <...> ) размещены на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.  

 Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, информация:  краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.

  В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

 Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, заказчику, в рамках названного Закона, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к закупаемым товарам, работам, услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Вместе с тем, данные потребности должны быть объективны. Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Более того, в силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе, в части определения предмета контракта.

Объектом рассматриваемого электронного аукциона является оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Липецкой области.

        Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, п.8 аукционной документации содержит следующее требование: «услуги должны оказываться в течение 25 дней с даты заключения контракта в медицинском учреждении, находящемся в г.Липецке  (на одной из следующих улиц:  Ленина,  Желябова,  Шкатова,  Интернациональная, Калинина, Гагарина, Советская, Зегеля)».  

 На заседании Комиссии Липецкого УФАС России представители заказчика пояснили, что установление места оказания услуг подобным образом обусловлено потребностью заказчика получить необходимые услуги в шаговой доступности от его местонахождения до местонахождения медицинского учреждения, в целях оперативного прохождения медицинского осмотра работников в процессе рабочего времени. Кроме того сообщили, что необходимые заказчику услуги, как следует из проработки рынка, могут быть оказаны как минимум 3-мя медицинскими учреждениями, в подтверждение чего были представлены соответствующие доказательства.

       Также, представителями заказчика были представлены сведения Яндекс Карты с указанием расстояния (выраженного временными показателями- часами, минутами, а также метрами, километрами) от адреса места нахождения заказчика и до улиц, указанных в п.8 аукционной документации, и, кроме того, до адреса места нахождения заявителя (г.Липецк, ул.Ушинского, д.1а).  

        Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об ущемлении интересов заявителя не представлено, поскольку не был представлен документ, свидетельствующий о том, что местонахождение заявителя расположено в шаговой доступности от заказчика. Следовательно, права и законные интересы заявителя не ущемлены.   

       Таким образом, жалоба заявителя является необоснованной.

В то же время, в результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссия Липецкого УФАС России установила в действиях заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.

 В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.

        Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

        Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемых товаров, работ, услуг, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара, работы, услуги, вместе с тем, данная потребность должна быть объективна.

Объектом рассматриваемого электронного аукциона является оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Липецкой области.

        Как было вышеизложено, п.8 аукционной документации содержит следующее требование к описанию объекта закупки: «услуги должны оказываться в течение 25 дней с даты заключения контракта в медицинском учреждении, находящемся в г.Липецке (на одной из следующих улиц: Ленина, Желябова,  Шкатова, Интернациональная, Калинина, Гагарина, Советская, Зегеля)».

Согласно Письма Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2016г. NД28и-1214, заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах.

       Вместе с тем, проанализировав п.8 аукционной документации, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком следующих требований к месту оказания услуг: «в медицинском учреждении, находящемся в г.Липецке (на одной из следующих улиц: Ленина, Желябова,  Шкатова,  Интернациональная, Калинина, Гагарина, Советская, Зегеля)», является необъективным, ввиду следующего.

        Как следует из пояснений представителей заказчика, потребностью заказчика является оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Липецкой области в медицинском учреждении, находящемся в г.Липецке, в шаговой доступности от местонахождения заказчика, а именно, на одной из следующих улиц:  Ленина,  Желябова,  Шкатова, Интернациональная, Калинина, Гагарина, Советская, Зегеля.

        Пунктом 4 аукционной документации установлено место нахождения и почтовый адрес заказчика: 398014, г.Липецк, пл.Ленина-Соборная, д.1.

         При этом, согласно сведениям, полученным из Википедии:

«- У́лица Ле́нина — магистраль в Правобережном округе города Липецка. Её протяженность — около 1,3 км.

- У́лица Желя́бова — улица в Правобережном округе Липецка. Проходит от улицы Ленина до площади Героев. Её протяженность — около 690 м.

- У́лица Шка́това — улица в Правобережном округе города Липецка. Её протяженность — около 520 м.

- Интернациона́льная у́лица — улица в Правобережном и Советском округах Липецка. Проходит от Сапёрной улицы до улицы Гагарина (между улицам Плеханова и Ленина). Её протяженность — около 1,4 км.

- У́лица Кали́нина — кольцевая улица в Советском округе Липецка. Её протяженность — около 1,2 км.

- У́лица Гага́рина — крупная магистраль в Советском и Правобережном округах Липецка. Проходит от улицы Ленина до кольца Трубного завода. Улица Гагарина — одна из самых длинных в Липецке; её протяженность — около 5 км.

- Сове́тская у́лица — магистраль в Советском округе города Липецка. Её протяженность — около 1,4 км.

- У́лица Зе́геля — улица в центральной части города Липецка. Проходит по границе Правобережного и Советского округов от улицы Ленина и Петровского проезда до площади Героев. Её протяженность — около 900 м».

       Вместе с тем, из пояснений представителя заявителя установлено, что на иных улицах г.Липецка, в частности: на улице Октябрьская, в шаговой доступности от местонахождения заказчика, находятся медицинские учреждения (например, медицинский центр «Здоровье нации»), которые осуществляют деятельность по оказанию услуг по проведению периодического медицинского осмотра.

        На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком в п.8 аукционной документации требований об оказании услуг в медицинском учреждении, находящемся в г.Липецке, с указанием конкретной улицы, например, улица Гагарина, которая имеет протяженность около 5 км, в совокупности с пояснениями представителей заказчика об имеющейся у заказчика потребности получить необходимую услугу в медицинском учреждении, находящемся в шаговой доступности от места нахождения заказчика (г.Липецк, пл.Ленина-Соборная, д.1) и представителя заявителя, является необъективным описанием объекта закупки и нарушает требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. 

       Вместе с тем, следует отметить, что жалоб от иных участников закупки на положения аукционной документации не поступало.

        Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения.

       Руководствуясь ст.99, ч. 8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

          1. Признать жалобу ООО «Первая Медицинская Клиника» на положения документации об электронном аукционе №17 - ЭА2 - 1833: услуги по проведению периодического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Липецкой области (реестровый номер <...> ) необоснованной.

          2. В действиях заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

          3. Предписание не выдавать, ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.

          4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

         Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны