Решение б/н - от 8 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №048/07/3-316/2020

 

«08» апреля 2020 года                                                                                   г. Липецк

 

          Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2020

Решение в полном объеме изготовлено 13.04.2020

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

         рассмотрев жалобу ООО «Медицинский комплекс» на действия заказчика - публичного акционерного общества «Квадра – Генерирующая компания» (филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация») при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников филиала в г.Липецк (1451740) (извещение №32008893631) (далее- открытый запрос предложений),

У С Т А Н О В И Л А:

 

12.03.2020 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «Медицинский комплекс» на действия заказчика - публичного акционерного общества «Квадра – Генерирующая компания» (филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация») при проведении открытого запроса предложений.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

Рассмотрение жалобы было назначено на 23.03.2020 в 11.00 часов. В связи с возникновением необходимости получения от заказчика дополнительной информации, рассмотрение жалобы было отложено на 01.04.2020 в 11.00 часов.      

Вместе с тем, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года объявлены нерабочими днями, то рассмотрение жалобы было назначено на 08.04.2020 в 10 ч. 00 мин., о чем стороны надлежащим образом были уведомлены.

Рассмотрение жалобы 08.04.2020 в 10 ч. 00 мин. осуществлялось Комиссией в отсутствие представителей сторон.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

Как пояснил представитель заявителя, присутствующий 23.03.2020 на рассмотрении жалобы, заказчиком при проведении рассматриваемой закупки были допущены ряд нарушений ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), не позволившие заявителю подать заявку на участие в закупке, и которые заключаются в следующем:

1). Заказчиком в п.4.1.23.6 информационной карты закупочной документации неправомерно установлены требования о наличии у участника закупки заключенного с ОКУ «Липецкая областная психоневрологическая больница» договора на проведение комиссионного психиатрического освидетельствования;

2). Заказчиком в п.4.1.23.1 информационной карты закупочной документации неправомерно установлены требования о том, что участник должен работать в единой медицинской информационной системе, на базе которой создан Центр профпатологии, при этом, имеется единственный такой центр, созданный на базе ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», которая может принимать участие в закупке;

3). Заказчиком в п.4.1.24 информационной карты закупочной документации неправомерно установлены требования о предоставлении участником копии письма территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области;

4). Заказчиком в п.4.3 договора (приложение №2 к закупочной документации) неправомерно установлено условие об оказании исполнителем услуг по адресу заказчика;

5). Заказчиком в п.п.14 и п.п.15 п.4.1.25 информационной карты закупочной документации некорректно определены отборочные критерии оценки заявок участников закупки.

Представители заказчика, присутствующие 23.03.2020 на рассмотрении жалобы, не согласны с доводами жалобы заявителя, считают ее необоснованной и пояснили, что в силу требований ч.10-11 ст.3 Закона о закупках заявитель не имеет право на подачу жалобы в антимонопольный орган, поскольку не подавал заявку на участие в рассматриваемой закупке. Более того, пояснили, что требования Закона о закупках и Положения о закупках заказчиком при проведении настоящей закупки были соблюдены.

Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлены случаи обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Данный перечень является закрытым, поскольку указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из приведенных нормативных положений следует, что правовое значение имеет как установленный антимонопольным органом порядок для соответствующего обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

       Так, исходя из содержания жалобы заявителя следует, что документация открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников филиала в г.Липецк не соответствует требованиям статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, заявитель имел право подать жалобу в антимонопольный орган на несоответствие закупочной документации требованиям Закона о закупках.

Совокупное толкование части 10 статьи 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции позволяет сделать вывод о том, что жалобы на действия заказчиков, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, подлежат рассмотрению в порядке, установленном антимонопольным органом, а жалобы на иные действия заказчиков - в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Тем самым, действующее законодательство Российской Федерации позволяет антимонопольному органу рассматривать жалобы участников закупки, иных лиц, права и законные интересы которых могут быть ущемлены.

Перечень оснований для обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика исчерпывающим не является и не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Таким образом, у Липецкого УФАС России имеется достаточно оснований для рассмотрения жалобы заявителя в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, необходимо учесть, частью ч.13 ст.3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

       Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

       Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Законом о закупках.

       В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоя-щим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

         При этом, Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 ст.3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         Как установлено, советом директоров ПАО «Квадра» 29.06.2018 утверждено Положение о закупке для нужд ПАО «Квадра» (далее- Положение о закупке), которое размещено на сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.  

         В силу ч.5 ст.4 Закона о закупках, при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

        Так, заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников филиала в г.Липецк (1451740) и закупочная документация (извещение №32008893631).

        Начальная (максимальная) цена договора составляет: 3 681 320, 00 коп.

 

       Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в п.4.1.23.6 информационной карты закупочной документации неправомерно установлены требования о наличии у участника закупки заключенного с ОКУ «Липецкая областная психоневрологическая больница» договора на проведение комиссионного психиатрического освидетельствования, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

       В силу положений ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ), работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

       Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  • Правительством РФ принято постановление от 23.09.2002 N695, которым утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее- Правила, утвержденные постановлением N695).

Согласно п.1-4 Правил утвержденных постановлением N695, настоящие Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется - освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень).

Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.

Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.

Согласно п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

А согласно п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

        При этом, в соответствии с п.7.1.9 Положения о закупке, иные (не указанные в настоящем Положении) требования устанавливаются документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

       Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчик в п.4.1.23.6 информационной карты закупочной документации установил следующие дополнительные требования к участникам закупки: «Участник должен иметь договор с ОКУ «Липецкая областная психоневрологическая больница» на проведение комиссионного психиатрического освидетельствования».

        При этом, в п.4.1.24 информационной карты закупочной документации заказчиком установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным в вышеуказанном пункте дополнительным требованиям. Так, в соответствии с данным пунктом, участнику необходимо предоставить: копию договора, заключенного между медицинской организацией и ОКУ «Липецкая областная психоневрологическая больница» на проведение комиссионного психиатрического обследования и копию лицензии ОКУ «Липецкая областная психоневрологическая больница».

        Вместе с тем, установлено, что управлением здравоохранения Липецкой области принят приказ от 9 ноября 2016 г. N1431 "О врачебных комиссиях, создаваемых для прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, и признании утратившим силу приказа управления здравоохранения Липецкой области от 10 июля 2012 года N630 "О создании комиссии" (далее- приказ №1431).

       Согласно п.1-2 приказа №1431, главным врачам ОКУ "Липецкая областная психоневрологическая больница", ОКУ "Елецкий психоневрологический диспансер", районных и межрайонных больниц:

       1) обеспечить в возглавляемых медицинских организациях создание и работу врачебных комиссий для прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - врачебные комиссии), в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением N695;

2) состав, место и график работы врачебных комиссий, информацию о порядке прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, разместить на официальных сайтах медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационных стендах в общедоступных местах медицинской организации;

3) представить в управление здравоохранения Липецкой области копии приказов по медицинской организации об организации работы указанных врачебных комиссий.

       Главному внештатному специалисту - психиатру управления здравоохранения Липецкой области, главному врачу ОКУ "Липецкая областная психоневрологическая больница" Гальцову Б.И. оказывать организационно-методическую и консультативную помощь медицинским организациям, на базе которых созданы врачебные комиссии.

       Следовательно, ОКУ "Липецкая областная психоневрологическая больница" является не единственным учреждением здравоохранения на территории Липецкой области, в котором создана врачебная комиссия для прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что дополнительное требование к участникам закупки установленное заказчиком в п.4.1.23.6 информационной карты закупочной документации является ненадлежащим и нарушает требования п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках и п.7.1.9 Положения о закупке.

 

       Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в п.4.1.23.1 информационной карты закупочной документации неправомерно установлены требования о том, что участник должен работать в единой медицинской информационной системе, на базе которой создан Центр профпатологии, при этом, имеется единственный такой центр, созданный на базе ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», которая может принимать участие в закупке, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

Как было вышеизложено, согласно п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

А согласно п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

       При этом, в соответствии с п.7.1.9 Положения о закупке, иные (не указанные в настоящем Положении) требования устанавливаются документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

       Согласно п.4.1.23.1 информационной карты закупочной документации заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: «Участник должен работать в единой медицинской информационной системе, на базе которой создан Центр профпатологии».

        При этом, в п.4.1.24 информационной карты закупочной документации заказчиком установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным в вышеуказанном пункте дополнительным требованиям. Так, в соответствии с данным пунктом, участнику необходимо предоставить: копию письма территориального фонда обязательного медицинского страхования  Липецкой области, о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области, копию приказа Управления здравоохранения Липецкой области о создании Центра профпатологии на базе медицинской организации и копию положения о Центре профпатологии.

       Согласно ч.1 ст.91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система).

А в соответствии с ч.2 данной нормы закона, Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации.

Так, Правительством РФ принято постановление от 05.05.2018 N555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения", которым утверждено Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее- Положение).       

Согласно п.37 Положения, участниками информационного взаимодействия с использованием единой системы являются:

а) оператор единой системы;

б) поставщики информации в единую систему;

в) пользователи информации, содержащейся в единой системе.

А в силу п.п.к п.40 и п.42 Положения, поставщиками информации в единую систему и пользователями информации, содержащейся в единой системе являются: медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

     Кроме того, необходимо отметить, что приказом Минздрава России от 13.11.2012 N911 н утвержден порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях (далее- Порядок).

       Приложением №7 к Порядку утверждены правила организации деятельности центра профессиональной патологии (далее- Правила).

В соответствии с п.1-2 Правил, настоящие Правила определяют порядок организации деятельности центра профессиональной патологии (далее - Центр).  Центр создается в виде самостоятельной медицинской организации или структурного подразделения медицинской организации, имеющей лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы и услуги по специальностям "профпатология", "экспертиза связи заболевания с профессией", "экспертиза профессиональной пригодности".

В силу п.7 Правил, основными функциями Центра являются, в том числе, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых на работах с вредными производственными факторами.

При этом, Центр может использоваться в качестве клинической базы образовательных организаций (п.8 Правил).

        На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что Центр является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации и не может быть создан на базе единой системы.

        Также установлено, что ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» является единственным учреждением здравоохранения в г.Липецк, на базе которой создан Центр профпатологии.

        Доказательств обратного заказчиком представлено не было.

        Более того, как следует из представленных в материалы протокола вскрытия конверта с заявкой участника от 28.02.2020 и итогового протокола от 12.03.2020, на участие в рассматриваемой закупке поступила заявка единственного участника -  ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», которая закупочной комиссией заказчика была признана соответствующей требованиям закупочной документации.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что дополнительное требование к участникам закупки установленное заказчиком в п.4.1.23.1 информационной карты закупочной документации является ненадлежащим и нарушает требования п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках и п.7.1.9 Положения о закупке.

   

         Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в п.4.1.24 информационной карты закупочной документации неправомерно установлены требования о предоставлении участником копии письма территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

Согласно п.п.2 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

        Аналогичное требование содержится в п.п.б п.8.2.2.3 Положения о закупке.

        Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, п.4.1.24 информационной карты закупочной документации содержит требование о предоставлении участником копии письма территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области.

         Между тем, согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 29.11.2010 N326-ФЗ), для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

        А в соответствии с ч.2 вышеуказанной нормы закона, медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Из вышеуказанной нормы закона следует, что критериями участия медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования являются следующие.

        Во-первых, принадлежность к организациям любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы или статус индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность.

        Во-вторых, включение в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

        При этом следует отметить, что в п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"  медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность

        Необходимо учесть, что частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

В частной собственности могут находиться лечебно-профилактические и аптечные учреждения, а также юридические лица, занимающиеся частной медицинской и частной фармацевтической деятельностью. Организации частной системы здравоохранения создаются и финансируются частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Государственные и частные медицинские организации могут быть некоммерческими организациями. Чаще всего, медицинские организации создаются в организационно-правовой форме медицинских учреждений. Медицинские учреждения создаются как гражданами, так и юридическими лицами (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное медицинское учреждение).

Таким образом, существует несколько классификаций медицинских организаций.

Тем не менее любые медицинские организации при соответствии их ряду условий могут участвовать в системе обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, согласно вышеуказанным положениям ст.15 Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ, обязательного участия всех частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, не предусмотрено.

        Соответственно, сведения о частной медицинской организации, которая не осуществляет и не намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, территориальным фондом не будут указаны.

         В связи с чем, у таких медицинских организаций, как потенциальных участников рассматриваемой закупки, отсутствует возможность предоставления в составе заявки копии письма территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области, предусмотренного п.4.1.24 информационной карты закупочной документации.

         Более того, необходимо отметить, что предусмотренные статьей 213 ТК РФ обязательные медицинские осмотры осуществляются и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при, выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N 302н), которым также не предусмотрено обязательное участие частной медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования.

        Доказательств обратного заказчиком представлено не было.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что требования к предоставлению участником закупки в составе заявок документа - копии письма территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области, предусмотренного п.4.1.24 информационной карты закупочной документации, являются ненадлежащими и нарушают п.п.2 ч.10 ст.4 Закона о закупках, п.п.б п.8.2.2.3 Положения о закупке.

 

       Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в п.4.3 договора (приложение №2 к закупочной документации) неправомерно установлено условие об оказании исполнителем услуг по адресу заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

        Предметом закупки является оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников филиала в г.Липецк.

 Согласно ч.1-2 статьи 46 ФЗ от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – ФЗ №323-ФЗ), медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров, в том числе, являются: периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

        Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее- Закон о лицензировании) установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. А медицинские осмотры (предварительные, периодические) являются самостоятельным видом работ (услуг), включенным в Приложение (Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность) к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства N291, и соответственно, подлежит лицензированию.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.   

Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N121н.

Согласно пункту 7 указанных Требований, а также перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), к данной деятельности отнесены медицинские осмотры (предварительные, периодические).

Таким образом, на основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность, в том числе по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических), подлежит обязательному лицензированию.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании, под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с п.8 ст.3 Закона о лицензировании, место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании, в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения об адресах места осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).

При этом, согласно п.4 Постановления Правительства N291, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.

Также необходимо отметить, что частью 5 статьи 9 Закона о лицензировании предусмотрено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" указано, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. Данным пунктом определены обязательные для указания сведения, а также необходимые для представления документы (оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии).

Согласно части 1 статьи 18 Закона о лицензировании, лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).

До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 названной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 этой статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона о лицензировании).

При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (часть 7 статьи 18 Закона о лицензировании).

Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что законодателем установлен запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии до того момента как будет переоформлена лицензия. Иными словами, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.

        Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком в п.4.1.23.2. информационной карты закупочной документации установлено дополнительное требование о том, что участник должен иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая услуги при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика», «психиатрия - наркология», «экспертиза профессиональной пригодности», «проведение медицинских осмотров: предварительных, периодических».

        Согласно п.п.4 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

        Аналогичные условия содержатся в п.п.г п.8.2.2.3 Положения о закупке.

        При этом, также установлено, что п.4.3 договора (приложение №2 к закупочной документации) предусмотрено условие, из содержания которого следует, что проведение: периодического медицинского осмотра работников «Данковская ТЭЦ», должно осуществляться по адресу Заказчика г. Данков, ул. Первомайская, 16, с 9.00, по 25-30 человек;

-  периодического медицинского осмотра работников ПП ЕТЭЦ должно осуществляться по адресу Заказчика г. Елец 5, поселок ТЭЦ, с 9.00, по 25-30 человек;

 - периодического медицинского осмотра работников ПП ЕТЭЦ (котельные) должно осуществляться по адресу Заказчика г. Елец, ул. Коммунаров, 89, с 9.00, по 25-30 человек».

     Таким образом, заказчик установил требования об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра своих работников по адресам местонахождения своих объектов: г. Данков, ул. Первомайская, 16; г. Елец 5, поселок ТЭЦ; г. Елец, ул. Коммунаров, 89.

       Вместе с тем, как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России, из представленной заказчиком в материалы лицензии на осуществление медицинской деятельности №ЛО-48-01-001772 от 15.02.2018 единственного участника закупки, подавшего заявку на участие в ней – ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», данное учреждение здравоохранения не осуществляет лицензируемый вид деятельности по адресам, указанным в п.4.3 договора (приложение №2 к закупочной документации).

Следовательно, заказчиком в п.4.3 договора (приложение №2 к закупочной документации) неправомерно и в нарушение требований п.п.4 ч.10 ст.4 Закона о закупках и п.п.г п.8.2.2.3 Положения о закупке установлено условие об оказании исполнителем услуг по адресу заказчика. Довод жалобы заявителя нашел свое подтверждение.

Доказательств обратного заказчиком представлено не было.

 

         Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в п.п.14 и п.п.15 п.4.1.25 информационной карты закупочной документации некорректно определены отборочные критерии оценки заявок участников закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.

         В силу ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, определенные положением о закупке.

        Согласно п.8.7.2.3 Положения о закупке, документация о закупке, должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 0 настоящего Положения.

При этом, пунктом 0 Положения о закупке предусмотрено, что документация о закупке должна содержать следующие сведения:

   н) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

   о) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

    Кроме того, в соответствии с п.8.2.10.6 – 8.2.10.9 Положения о закупке, оценка и сопоставление заявок осуществляется в строгом соответствии с критериями и порядком, указанными в документации о закупке.

При ранжировании заявок закупочная комиссия принимает оценки и рекомендации экспертов, однако может принимать любые самостоятельные решения.

При публикации критериев оценки заявок в документации о закупке Организатор конкурса вправе указать порядок (в т.ч. иерархию) их применения при оценке заявок.

Критерии могут касаться:

  • надежности Участника и заявленных соисполнителей (субподрядчиков);
  • экономической, технической, организационной, финансовой, юридической привлекательности заявки, представленной Участником, с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;
  • цены заявки;
  • иных условий, которые Заказчик считает существенными при выборе наилучшей заявки.

При оценке количественных параметров деятельности членов объединения (коллективного участника) эти параметры суммируются. Не подлежащие суммированию показатели должны быть в наличии хотя бы у одного члена объединения.

         Более того, согласно п.п.л п.2.5.4.1 закупочной документации заказчиком установлено, что участник запроса предложений должен включить в состав заявки, в том числе, следующие документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям: Сведения (в форме электронного документа) из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", содержащие информацию об участнике закупки, или декларация о соответствии участника запроса предложений критериямотнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (форма 12) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации о закупке (подраздел 7.12) - в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (если в соответствии с п.4.1.3 настоящей документации принимать участие в закупке могут только субъекты малого и среднего предпринимательства).

Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком в п.п.14 и п.п.15 п.4.1.25 информационной карты закупочной документации установлены следующие требования:

Номер критерия

Наименование отборочного критерия

Направления оценки предложений

 
 

 

Документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям документации о закупке, а именно:

 

 

14

Документы, подтверждающие принадлежность Участника субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями документации о закупке

Юр

 

15

Соответствие Участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями документации о закупке.

Юр

 

Проанализировав вышеуказанные требования заказчика, Комиссия Липецкого УФАС России не усматривает в его действиях нарушений Закона о закупках и Положения о закупке. Доказательств обратного заявителем представлено не было.

На основании вышеизложенного, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.  

        Руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

         1. Признать жалобу ООО «Медицинский комплекс» на действия заказчика - публичного акционерного общества «Квадра – Генерирующая компания» (филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация») при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников филиала в г.Липецк (1451740) (извещение №32008893631) обоснованной.

          2. В действиях заказчика установлены нарушения п.4 ч.1 ст.3, п.п.2, п.п.4 ч.10 ст.4 Закона о закупках и п.7.1.9, п.п.б, п.п.г п.8.2.2.3 Положения о закупке.

          3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

          Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

                   Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны