Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ООО «Регионэнергос... от 10 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

04 июля 2017 года                                                                                     г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена: 20 июня 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено: 04 июля 2017 года.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Д. А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции;

С.А. Святова государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

рассмотрела  дело № 38, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергосервис» (398526, Липецкая обл., Липецкий р-он, с. Крутогорье ул. Свободы, д. 8 ИНН 4813025418 ОГРН 1134813000816) (далее - ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418)),

в присутствии:

представителей заявителя ООО «РегионЭнергоСервис» – <…>;

в отсутствие:

представителей лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «РегионЭнергоСервис» (398533, Липецкая обл., Липецкий р-он, с. Сырское, ул. Танкистов, дом № 1 ИНН 4826075536 ОГРН 1104823016671) (далее - ООО «РегионЭнергоСервис») о признаках нарушения антимонопольного законодательства ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418).

Согласно заявлению ООО «РегионЭнергоСервис» общество с ограниченной ответственность  «Росэнергосервис» в 2016 году было переименовано в ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418).

В целях исполнения возложенных на антимонопольный орган статьёй 22 Федерального закона «О защите конкуренции» функций по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Липецким УФАС России в адрес ООО «Регионэнергосервис» был направлен запрос о предоставлении информации о причине переименования в 2016 году из ООО «Росэнергосервис» в ООО «Регионэнергосервис» (с приложением соответствующих документов).

Согласно пояснениям ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) общество было переименовано на основании письма инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Липецкой области. Однако копия указанного письма приложена не была.

Статья 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с письмом ФАС России от 24.03.2017 № АК/19028/17 действия по приобретению и осуществлению деятельности на одном и том же товарном рынке под фирменным наименованием или коммерческим обозначением, тождественным фирменному наименованию или коммерческому обозначению субъекта-конкурента, чья деятельность осуществляется с более ранней даты, содержит признаки нарушения статьи 14.4 ФЗ «О защите конкуренции».

Статья 14.4 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг, в частности - не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Российская Федерация является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности, статья 10 bis которой возлагает на страны-участницы обязанность обеспечить гражданам стран, участвующих в союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Одной из форм недобросовестной конкуренции, предусмотренной в данной конвенции, являются все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента.

Одним из признаков юридического лица Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) называет приобретение и осуществление гражданских прав, несение обязанностей от своего имени. Юридические лица, отнесенные законом к коммерческим, наделяются фирменными наименованиями.

Средством, позволяющим общественности узнавать, идентифицировать, отличать одну организацию от других, является не только фирменное наименование, но и товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначения. Фирменное наименование приравнивается в своей правовой охране к результатам интеллектуальной деятельности.

Исключительное право на фирменное наименование принадлежит юридическому лицу, которое в установленном порядке зарегистрировано с этим наименованием. Исключительность означает, что только данное лицо, и никто иной, может воспользоваться теми правами и преимуществами, которые предоставляет обладание правом на фирменное наименование. Исключительное право на фирменное наименование включает в себя возможность его правомерного использования. Использование применительно к наименованию юридических лиц означает любое применение названия в процессе участия в гражданском обороте. В силу тесной взаимосвязи фирменного наименования и деловой репутации юридического лица возможна недобросовестная конкуренция путем использования тождественного или похожего названия.

Частью 1 статьи 1539 ГК РФ установлено, что правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Кроме того, стоит отметить, что действующий порядок регистрации фирменных наименований позволяет регистрационным органам производить регистрацию юридических лиц практически с любыми наименованиями. При этом регистрирующим государственным органом степень сходства наименований не анализируется.

Необходимо отметить, что индивидуализировать продукцию могут как обозначения, не зарегистрированные в качестве товарных знаков, так и общий внешний вид, элементы оформления упаковки и другие средства. При смешении продукция хозяйствующего субъекта по тем или иным параметрам настолько напоминает продукцию конкурента, что потребитель способен принять его товар за товар конкурента.

Кроме того, заявитель, ООО «РегионЭнергоСервис» осуществляет следующие виды деятельности на территории Липецкой области:

43.21 - Производство электромонтажных работ;

33.14 - Ремонт электрического оборудования;

33.20 - Монтаж промышленных машин и оборудования;

35.30.4 - Обеспечение работоспособности котельных;

41.20 - Строительство жилых и нежилых зданий;

42.21 - Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения;

42.22.2 - Строительство местных линий электропередачи и связи;

43.31 - Производство штукатурных работ;

47.78.9 - Торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах;

69.20.1 - Деятельность по проведению финансового аудита;

71.11.1 - Деятельность в области архитектуры, связанная со зданиями и сооружениями;

71.12.1 - Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора;

71.20.4 - Испытания, исследования и анализ целостных механических и электрических систем, энергетическое обследование.

Вместе с тем, ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) осуществляет следующие виды деятельности на территории Липецкой области:

42.22.1 - Строительство междугородних линий электропередачи и связи;

42.22.2 - Строительство местных линий электропередачи и связи;

43.21 - Производство электромонтажных работ;

71.12 - Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях.

Следовательно, ООО «РегионЭнергоСервис» и ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) осуществляют деятельность на одном товарном рынке - рынок электромонтажных работ, общестроительных работ по прокладке трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, проектированию, и являются конкурентами.

Следовательно, фирменные наименования заявителя и ответчика являются тождественными, и, кроме того, происходит смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента.

В соответствии с частью 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Частью 1 ст. 1474 ГК РФ установлено, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

Кроме того, согласно заявлению ООО «РегионЭнергоСервис», переименованое ООО «Росэнергосервис» в ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) являлось и является ответчиком по делам в арбитражных судах, чем наносит вред репутации заявителя и причиняет убытки, т.к. потребители вводятся в заблуждение из-за тождественного названия хозяйствующих субъектов.

Фирменное наименование представляет собой средство индивидуализации коммерческого юридического лица, а значит, должно обладать высокой степенью различительной способности. Фирменное наименование служит для обозначения коммерческого юридического лица в целях участия в гражданском обороте, а потому тесно связано с его деловой репутацией.

Деловая репутация юридического лица представляет собой общественную оценку его предпринимательской деятельности. Формирование деловой репутации осуществляется в процессе всей жизнедеятельности юридического лица. Информация может поступать от самой организации, средств массовой информации, иных общедоступных источников. На деловой репутации негативным образом может сказаться информация о конфликтах в организации, судебных процессах, уголовном преследовании руководителей, несчастных случаях на производстве, агрессивная рекламная кампания и т.д. Позитивное восприятие формируется в том случае, если компания осуществляет производство товаров или оказание услуг неизменно высокого качества в течение длительного времени, исполняет надлежащим образом все принятые на себя обязательства, занимается социально значимой деятельностью и т.д.

В соответствии с частью 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Рассматриваемые действия ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) способны причинить убытки ООО «РегионЭнергоСервис», путем перераспределения спроса на товарном рынке, так как существует возможность оттока потребителей от ООО «РегионЭнергоСервис», занимающейся теми же видами деятельности к ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418), вследствие осуществления ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) деятельности по введению в гражданский оборот на территории Липецкой области с использованием фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием другого юридического лица.

В ходе рассмотрения дела заявителем - ООО «РегионЭнергоСервис» - были представлены сведения об изменении выручки после переименования ООО «Росэнергосервис» в ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418).

В ходе анализа представленных сведений, можно сделать вывод о том, что ООО «РегионЭнергоСервис» несет убытки в виде реального ущерба (снижение выручки за 9 месяцев 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, на 31,2 %), а также в виде упущенной выгоды (уменьшение числа заключенных договоров с потребителями).

В соответствии с частью 6 ст. 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет.

ООО «РегионЭнергоСервис» осуществляет свою деятельность с указанным наименованием с 04.06.2012 г., в то время как ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) - с 01.03.2016 г.

Поскольку ООО «РегионЭнергоСервис» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ранее чем ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418), то оно также ранее приобрело исключительное право на средство индивидуализации.

Согласно части 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В качестве недобросовестной конкуренции рассматриваются действия, связанные с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Следует отметить, что для целей применения данного законодательного запрета следует рассматривать исключительно совокупность действий по приобретению и использованию исключительных прав на средство индивидуализации, а не одно из них. На данный факт было обращено внимание в п. 63 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Термин «приобретение» исключительных прав на средства индивидуализации понимается исходя из соответствующих положений ГК РФ. Так, приобретением исключительных прав на фирменное наименование в соответствии со ст. 1474 ГК РФ является государственная регистрация юридического лица и указание фирменного наименования в его учредительных документах.

Под использованием исключительных прав на средства индивидуализации исходя, в частности, из ст. 1483 ГК РФ, понимается в том числе их размещение на этикетках, упаковках товаров, в документации, в доменных именах, т.е. выполнение ими непосредственной задачи по отличию их обладателя и реализуемых им товаров (услуг) от других хозяйствующих субъектов и их товаров (услуг).

Исходя из материалов дела установлено, и не опровергается сторонами, что ООО «РегионЭнергоСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица ранее, чем  ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418). Кроме того, ответчик использует фирменное наименование ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418), в том числе, в документации, предоставляемой Липецкому УФАС России.

Следовательно, действия ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) противоречат ч. 3 ст. 1474 ГК РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют убытки и наносят вред деловой репутации субъекту-конкуренту ООО «РегионЭнергоСервис» и следовательно, являются недобросовестной конкуренцией.

При этом ООО «Регионэнергосервис» (ИНН4813025418) не согласно с выводом Липецкого УФАС России, представленным в заключении об обстоятельствах дела, о том, что рассматриваемые действия общества являются недобросовестной конкуренцией.

  • все имеющиеся в материалах дела доказательства, в ходе совещания, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать наличие нарушения части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергосервис» (398526, Липецкая обл., Липецкий р-он, с. Крутогорье ул. Свободы, д. 8 ИНН 4813025418 ОГРН 1134813000816), как акт недобросовестной конкуренции, выразившийся в создании смешения с наименованием и деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента.

2. Выдать ООО «Регионэнергосервис» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е   №  38

 

04 июля 2017 года                                                                                    г. Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Д. А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

Д.Д. Тарабрина специалист-эксперт отдела защиты конкуренции;

С.А. Святова государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от  «04» июля 2017 г. по делу № 38 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Регионэнергосервис» (398526, Липецкая обл., Липецкий р-он, с. Крутогорье ул. Свободы, д. 8 ИНН 4813025418 ОГРН 1134813000816) части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

Обществу с ограниченной ответственностью «Регионэнергосервис» (398526, Липецкая обл., Липецкий р-он, с. Крутогорье ул. Свободы, д. 8 ИНН 4813025418 ОГРН 1134813000816) в десятидневный срок с момента получения данного предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем изменения фирменного наименования общества.

 

        О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

    

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны