Решение №3081-04 - от 22 мая 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
22 мая 2019 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<…>
Члены комиссии:
<…>
<…>
рассмотрела дело № 048/05/28-259/2019 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «СТИРУС» (<…>) (далее – ООО «СТИРУС»), обществом с ограниченной ответственностью «Компания регионстрой» (<…>) (далее – ООО «Компания регионстрой»),
в присутствии:
представителя лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «СТИРУС», ООО «Компания регионстрой» <…>,
в отсутствии: заявителя – <…>.,
УСТАНОВИЛА:
В Липецкое УФАС России поступило обращение гражданина <…> о распространении рекламы об участии в долевом строительстве жилого дома в г. Липецк по ул. Семашко на интернет-сайте ООО «Компания регионстрой».
В ходе рассмотрения указанного заявления установлено, что в сети «Интернет» на странице по адресу <…> распространяется информация со следующим содержанием: «Застройщик: ООО «СТИРУС» Технический заказчик: ООО «Компания регионстрой» ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Многоэтажное здание по улице им. Семашко в Советском округе г. Липецка (13 жилых этажей) 2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года г. Липецк, ул. В.Терешковой, 30, помещение 8, оф. 1, Тел.: (4742) 35-77-09, факс 35-77-09 стирус.рф» с изображением будущего жилого дома. Вместе с тем, в баннере имеется нечитаемый текст ввиду мелкого шрифта.
На сайте в сети «Интернет», расположенного по адресу <…>, в разделе «Объекты» в строящихся объектах указана информация следующего содержания: «Многоэтажное жилое здание по ул.Семашко в Советском округе г.Липецка фото.».
Перейдя по ссылке «фото» открывается следующая информация о строительстве: «Многоэтажное жилое здание по ул.Семашко в Советском округе г.Липецка» Начато строительство. Застройщик: ООО СТИРУС. www.Стирус.рф Технический заказчик: ООО Компания регионстрой.»
В информации, которая размещена ниже, содержится следующий текст: «Застройщик: ООО «СТИРУС» Технический заказчик: ООО «Компания регионстрой» ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Многоэтажное здание по улице им. Семашко в Советском округе г. Липецка (13 жилых этажей) 2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года г. Липецк, ул. В.Терешковой, 30, помещение 8, оф. 1, Тел.: (4742) 35-77-09, факс 35-77-09 стирус.рф».
Вместе с тем, в данной информации содержится текст, который расположен ниже. Однако шрифт текста не позволяет прочесть информацию ввиду мелкого шрифта. Ниже баннера расположены фото строящегося дома.
Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пояснениям ФАС России, изложенным в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети интернет», Федеральный закон «О рекламе» не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Также не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования. Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.
Вместе с тем, как указано в пояснениях, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, такая информация может быть признана рекламой.
Информация, размещенная ООО «Компания регионстрой» на сайте в сети «Интернет», о строящемся жилом доме по ул. Семашко содержит в себе не только сведения, распространяемые в целях доведения до потребителей необходимой информации в силу закона, но и информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, о привлекательных условиях его приобретения, способствующих его реализации: «ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», «2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года». Текст сопровождается изображением будущего жилого дома, а также фотографиями уже начатого строительства.
Разграничение рекламной информации и информации, обязательной к размещению, может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной информации.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от04.03.1997 №4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ услуг на общий рынок Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Одним из важнейших условий размещения рекламы является то, что реклама должна быть распознаваема потребителями непосредственно в момент её представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58
О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Вся информация, размещенная на сайте в сети «Интернет» <…> находится в открытом доступе (т.е. без регистрации на сайте), следовательно, адресована неопределенному кругу лиц. Каких – либо ограничений по территории распространения и кругу лиц – потребителей рекламы, не установлено.
Таким образом, информация, распространяемая на интернет-сайте <…>, о долевом участии в строительстве «Многоэтажного жилого здания по улице им. Семашко», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона и является рекламной, где объектом рекламирования является «Многоэтажное жилое здание по улице им. Семашко», равно как и возможность участия в долевом строительстве жилого здания.
Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе имеется мелкий шрифт, который является нечитаемым в силу используемого размера текста.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Сообщение такой информации может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, в том числе финансовых услуг, то есть ввести их в заблуждение. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 № 8287/09 по делу № А32-17357/08-59/223-105АЖ).
На основании изложенного информацию, указанную в рекламе мелким шрифтом, следует признавать фактически отсутствующей, так как она не доведена до потребителя надлежащим образом, что является нарушением требований Закона «О рекламе».
Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг.
Согласно, ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Проектная декларация представляет собой документ, необходимый для получения разрешения на строительство и содержащий сведения о застройщике (его наименовании, месте нахождении, видах деятельности, государственной регистрации, учредителях, строительных проектах, в которых принимал участие застройщик); о проекте настоящего строительства (целях, этапах реализации, результатах государственных экспертиз, разрешении на строительство, правах на землю; конструктивных и технических характеристиках проекта, способах обеспечения обязательств застройщика) и иные положения. Застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, финансовых результатов по итогам текущего года, а также размере кредиторской задолженности.
Требование информирования о месте и способах получения проектной декларации является для законодательства о рекламе стандартным способом раскрытия существенной для потребителя информации.
Проектная декларация позволяет судить об истинных целях и возможностях организации осуществить проект. Информация проектной декларации является общедоступной. Закон обязывает публиковать ее в средствах массовой информации или иным образом обеспечивать к ней доступ любому заинтересованному лицу. В рекламе должна быть ссылка на место или способ ознакомления со сведениями данного документа.
Данная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе, в связи с отсутствием информации о месте размещения проектной декларации.
На основании вышеизложенного на интернет-сайте <…>в рекламе следующего содержания: «Застройщик: ООО «СТИРУС» Технический заказчик: ООО «Компания регионстрой» ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Многоэтажное здание по улице им. Семашко в Советском округе г. Липецка (13 жилых этажей) 2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года г. Липецк, ул. В.Терешковой, 30, помещение 8, оф. 1, Тел.: (4742) 35-77-09, факс 35-77-09 стирус.рф», выявлены признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель. Согласно ч.7 ст. 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 28 несет рекламораспространитель.
П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.
Рекламодатель - это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и т.д.
Таким образом, одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является предложение принять участие в долевом строительстве от ООО «СТИРУС». Следовательно, рекламодателем рекламы является ООО «СТИРУС».
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространителем рекламы может быть любой субъект, которые доносит до конечного потребителя информацию о рекламируемом товаре, услуге, лице с использованием допустимых средств, способов, методов. К ним относятся все средства массовой информации, владельцы рекламных конструкций, промоутеры, организации, в которых распространяются (размещаются) флаеры и дисконты других организаций.
Спорная реклама распространяется на интернет-сайте ООО «Компания регионстрой» по адресу <…>. Наименование заказчика совпадает с названием домена сайта <…>. Следовательно, ООО «Компания регионстрой» является рекламораспространителем рекламы.
Таким образом, реклама участия в долевом строительстве многоэтажного жилого здания по ул. Семашко г. Липецка, распространенная в сети «Интернет» на странице по адресу <…>, содержит признаки нарушения ч.7 ст. 5, ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.
В связи с наличием признаков нарушения ч.7 ст. 5, ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе, Липецким УФАС России было возбуждено дело № 048/05/28-259/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе рассмотрения дела представитель <…> пояснил, что реклама ООО «СТИРУС» была размещена на интернет-сайте ООО «Компания регионстрой по адресу: <…> из-за технической ошибки сотрудника организации.
Кроме того, в Липецкое УФАС России ООО «СТИРУС» был представлен макет рекламы, содержащий мелкий шрифт, который при изучении рекламы на интернет сайте ООО «Компания регионстрой» по адресу: <…>, являлся нечитаемым.
Изучив информацию, изложенную мелким шрифтом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, т. к. наличие либо отсутствие рассматриваемого текста не способно ввести потребителей в заблуждение.
При этом представитель <…> признает нарушение ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.
Также <…> пояснил, что рассматриваемая реклама в настоящий момент не распространяется на интернет-сайте ООО «Компания-регионстрой» по адресу: <…>.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Прекратить производство дела № 048/05/28-259/2019 в отношении ООО «СТИРУС» по ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
2. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «Застройщик: ООО «СТИРУС» Технический заказчик: ООО «Компания регионстрой» ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Многоэтажное здание по улице им. Семашко в Советском округе г. Липецка (13 жилых этажей) 2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года г. Липецк, ул. В.Терешковой, 30, помещение 8, оф. 1, Тел.: (4742) 35-77-09, факс 35-77-09 стирус.рф», рекламораспространителем которой является ООО «Компания регионстрой», т.к. нарушена часть ч. 7 ст. 28 статьи ФЗ «О рекламе».
3. Не выдавать ООО «Компания регионстрой» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении ООО «Компания регионстрой».