Решение №3081-04 - от 22 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

22 мая 2019 года                                                                                                    г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2019 года.

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

рассмотрела  дело № 048/05/28-259/2019 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»  обществом с ограниченной ответственностью «СТИРУС» (<…>) (далее – ООО «СТИРУС»), обществом с ограниченной ответственностью «Компания регионстрой» (<…>) (далее – ООО «Компания регионстрой»),

 

в присутствии:

представителя лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «СТИРУС», ООО «Компания регионстрой» <…>,

 

в отсутствии: заявителя – <…>.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России поступило обращение гражданина <…> о распространении рекламы об участии в долевом строительстве жилого дома в г. Липецк по ул. Семашко на интернет-сайте ООО «Компания регионстрой».

В ходе рассмотрения указанного заявления установлено, что в сети «Интернет» на странице по адресу <…> распространяется информация со следующим содержанием: «Застройщик: ООО «СТИРУС» Технический заказчик: ООО «Компания регионстрой» ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Многоэтажное здание по улице им. Семашко в Советском округе г. Липецка (13 жилых этажей) 2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года г. Липецк, ул. В.Терешковой, 30, помещение 8, оф. 1, Тел.: (4742) 35-77-09, факс 35-77-09 стирус.рф» с изображением будущего жилого дома. Вместе с тем, в баннере имеется нечитаемый текст ввиду мелкого шрифта.

На сайте в сети «Интернет», расположенного по адресу <…>, в разделе «Объекты» в строящихся объектах указана информация следующего содержания: «Многоэтажное жилое здание по ул.Семашко в Советском округе г.Липецка фото.».

Перейдя по ссылке «фото» открывается следующая информация о строительстве: «Многоэтажное жилое здание по ул.Семашко в Советском округе г.Липецка» Начато строительство. Застройщик: ООО СТИРУС. www.Стирус.рф Технический заказчик: ООО Компания регионстрой.»

В информации, которая размещена ниже, содержится следующий текст: «Застройщик: ООО «СТИРУС» Технический заказчик: ООО «Компания регионстрой» ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Многоэтажное здание по улице им. Семашко в Советском округе г. Липецка (13 жилых этажей) 2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года г. Липецк, ул. В.Терешковой, 30, помещение 8, оф. 1, Тел.: (4742) 35-77-09, факс 35-77-09 стирус.рф».

Вместе с тем, в данной информации содержится текст, который расположен ниже. Однако шрифт текста не позволяет прочесть информацию ввиду мелкого шрифта. Ниже баннера расположены фото строящегося дома.

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пояснениям ФАС России, изложенным в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети интернет», Федеральный закон «О рекламе» не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Также не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования. Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.

Вместе с тем, как указано в пояснениях, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, такая информация может быть признана рекламой.

Информация, размещенная ООО «Компания регионстрой» на сайте в сети «Интернет», о строящемся жилом доме по ул. Семашко содержит в себе не только сведения, распространяемые в целях доведения до потребителей необходимой информации в силу закона, но и информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, о привлекательных условиях его приобретения, способствующих его реализации: «ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», «2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года». Текст сопровождается изображением будущего жилого дома, а также фотографиями уже начатого строительства.

Разграничение рекламной информации и информации, обязательной к размещению, может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной информации.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от04.03.1997 №4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Одним из важнейших условий размещения рекламы является то, что реклама должна быть распознаваема потребителями непосредственно в момент её представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58

О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Вся  информация, размещенная на сайте в сети «Интернет» <…> находится в открытом доступе (т.е. без регистрации на сайте), следовательно, адресована неопределенному кругу лиц. Каких – либо ограничений по территории распространения и кругу лиц – потребителей рекламы, не установлено.

Таким образом, информация, распространяемая на интернет-сайте <…>, о долевом участии в строительстве «Многоэтажного жилого здания по улице им. Семашко», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона и является рекламной, где объектом рекламирования является «Многоэтажное жилое здание по улице им. Семашко», равно как и возможность участия в долевом строительстве жилого здания.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе имеется мелкий шрифт, который является нечитаемым в силу используемого размера текста.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Сообщение такой информации может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, в том числе финансовых услуг, то есть ввести их в заблуждение. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 № 8287/09 по делу № А32-17357/08-59/223-105АЖ).

На основании изложенного информацию, указанную в рекламе мелким шрифтом, следует признавать фактически отсутствующей, так как она не доведена до потребителя надлежащим образом, что является нарушением требований Закона «О рекламе».

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг.

Согласно, ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе  реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Проектная декларация представляет собой документ, необходимый для получения разрешения на строительство и содержащий сведения о застройщике (его наименовании, месте нахождении, видах деятельности, государственной регистрации, учредителях, строительных проектах, в которых принимал участие застройщик); о проекте настоящего строительства (целях, этапах реализации, результатах государственных экспертиз, разрешении на строительство, правах на землю; конструктивных и технических характеристиках проекта, способах обеспечения обязательств застройщика) и иные положения. Застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, финансовых результатов по итогам текущего года, а также размере кредиторской задолженности.

Требование информирования о месте и способах получения проектной декларации является для законодательства о рекламе стандартным способом раскрытия существенной для потребителя информации.

Проектная декларация позволяет судить об истинных целях и возможностях организации осуществить проект. Информация проектной декларации является общедоступной. Закон обязывает публиковать ее в средствах массовой информации или иным образом обеспечивать к ней доступ любому заинтересованному лицу. В рекламе должна быть ссылка на место или способ ознакомления со сведениями данного документа.

Данная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе, в связи с отсутствием информации о месте размещения проектной декларации.

На основании вышеизложенного на интернет-сайте <…>в рекламе следующего содержания: «Застройщик: ООО «СТИРУС» Технический заказчик: ООО «Компания регионстрой» ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Многоэтажное здание по улице им. Семашко в Советском округе г. Липецка (13 жилых этажей) 2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года г. Липецк, ул. В.Терешковой, 30, помещение 8, оф. 1, Тел.: (4742) 35-77-09, факс 35-77-09 стирус.рф», выявлены признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель. Согласно ч.7 ст. 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 28 несет рекламораспространитель.

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

Рекламодатель - это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и т.д.

Таким образом, одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является предложение принять участие в долевом строительстве от ООО «СТИРУС». Следовательно, рекламодателем рекламы является ООО «СТИРУС».

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Распространителем рекламы может быть любой субъект, которые доносит до конечного потребителя информацию о рекламируемом товаре, услуге, лице с использованием допустимых средств, способов, методов. К ним относятся все средства массовой информации, владельцы рекламных конструкций, промоутеры, организации, в которых распространяются (размещаются) флаеры и дисконты других организаций.

Спорная реклама распространяется на интернет-сайте ООО «Компания регионстрой» по адресу <…>. Наименование заказчика совпадает с названием домена сайта <…>. Следовательно, ООО «Компания регионстрой» является рекламораспространителем рекламы.

Таким образом, реклама участия в долевом строительстве многоэтажного жилого здания по ул. Семашко г. Липецка, распространенная в сети «Интернет» на странице по адресу <…>, содержит признаки нарушения ч.7 ст. 5, ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.

В связи с наличием признаков нарушения ч.7 ст. 5, ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе, Липецким УФАС России было возбуждено дело                   № 048/05/28-259/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела представитель <…> пояснил, что реклама ООО «СТИРУС» была размещена на интернет-сайте ООО «Компания регионстрой по адресу: <…> из-за технической ошибки сотрудника организации.

Кроме того, в Липецкое УФАС России ООО «СТИРУС» был представлен макет рекламы, содержащий мелкий шрифт, который при изучении рекламы на интернет сайте ООО «Компания регионстрой» по адресу: <…>, являлся нечитаемым.

Изучив информацию, изложенную мелким шрифтом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, т. к. наличие либо отсутствие рассматриваемого текста не способно ввести потребителей в заблуждение.

При этом представитель <…> признает нарушение ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.

Также <…> пояснил, что рассматриваемая реклама в настоящий момент не распространяется на интернет-сайте ООО «Компания-регионстрой» по адресу: <…>.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить производство дела № 048/05/28-259/2019 в отношении ООО «СТИРУС» по ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «Застройщик: ООО «СТИРУС» Технический заказчик: ООО «Компания регионстрой» ООО «СТИРУС» предлагает принять ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Многоэтажное здание по улице им. Семашко в Советском округе г. Липецка (13 жилых этажей) 2-комнатные квартиры 3-комнатные квартиры счетчики учета эл. энергии х/в, г/в и тепла лоджии от 3,7 до 4,3 кв. м высота потолком 2,85 СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ от 55 000 руб/кв. м ПЛАНИРУЕМЫЙ СРОК СДАЧИ – 2 КВАРТАЛ 2021 года г. Липецк, ул. В.Терешковой, 30, помещение 8, оф. 1, Тел.: (4742) 35-77-09, факс 35-77-09 стирус.рф», рекламораспространителем которой является ООО «Компания регионстрой», т.к. нарушена часть ч. 7 ст. 28 статьи ФЗ «О рекламе».

3. Не выдавать ООО «Компания регионстрой» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении ООО «Компания регионстрой».

Связанные организации

Связанные организации не указаны