Решение (комиссия) №ДШ/6166/23 Решение 501 от 11 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение 501

 

ИП <...>

<...>

 

<...>


<...>@gmail.com

 

ООО "РВК-ЛИПЕЦК
398059, г. Липецк, пл. Петра Великого, д. 4а, этаж 2, помещ. 16 (каб. 210А)

lipetsk@rosvodokanal.ru

 

<...>

<...>@mail.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

08 сентября 2023 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена: 07 сентября 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено: 08 сентября 2023 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<...> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

рассмотрев дело № 048/01/14.2-501/2023 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <...> (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, зарегистрирован в качестве ИП — 04.03.2014; <...>) (далее — ИП <...>) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в распространении листовок «ЖКХ-Сервис Липецк» о проведении поверки средств измерений воды без разрешительных на то документов, а также путём введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей,

в присутствии:

представителя заявителя - ООО «РВК-Липецк» - <...> (по доверенности № 193-22 от 26.12.2022);

заявитель (представитель заявителя) — <...> - не явился, уведомлен надлежащим образом;

лицо (представитель лица), в чьих действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства — не явился, уведомлен надлежащим образом;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступили обращения ООО «РВК-Липецк» (вх. № 1286-ЭП/23 от 20.02.2023) и <...> (вх. № 1431-ИП/23 от 27.02.2023) по вопросу нарушения ИП <...> (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, зарегистрирован в качестве ИП — 04.03.2014; <...>) принципов добросовестной конкуренции.

Из материалов представленных заявителями следует, что в почтовые ящики города Липецка рекламных объявлений ЖКХ-Сервис Липецк об обязательной метрологической поверки приборов учета в почтовых ящиках многоквартирных домов города Липецка следующего содержания:

«Извещение №6415-14. Извещение за Февраль 2023 г. Телефон для справок: 8 (4742) 39-28-84. Номер штрих кода 7845129685331.

<ТАБЛИЦА>

Предупреждаем Вас, что, согласно Федеральному закону №102-ФЗ «Об обеспечении единств измерений» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. за № 354 индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления

Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону 8 (4742) 39-28-84.

В случае невыполнения п. 60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т.е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5.

Категория Плательщика Б Категории (количество просроченных периодов):

А — Добросовестный плательщик

Б — Умеренный плательщик (1-3 мес)

В — Неплательщик (4-12 мес)

Г — Систематический неплательщик (13-29 мес)

Д — Агрессивный неплательщик (30 мес и более)

Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета и несанкционированное вмешательство в работу приборов КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ!»

Работы по поверке будут проводиться с 06.02. по 28.02.2023г и с 20.02. по 10.03.2023г.

Согласно информации, имеющейся в антимонопольном органе, номер телефона, указанный в рекламе: 8(4742)39-28-84, выделен ИП <...> (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, зарегистрирован в качестве ИП — 04.03.2014; <...>) в соответствии с договором оказания услуг связи от 17.12.2020 г. № 148305710878, заключенному с ПАО «Мобильные ТелеСистемы».

Распространяемые листовки об оказании услуг по метрологической поверке приборов учета воды оформлена в виде листовок по форме схожих с бланками – извещениями (извещениями – счетами), выставляемыми ресурсоснабжающими организациями за оказание коммунальных услуг (изображение штрих-кода, размер листовки, расположение текста, ссылка на нормативные документы) и обращена к собственникам жилых помещений (плательщикам за коммунальные услуги). Однако в этой листовке отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, оказывающей такие услуги.

Информация о правомерности проведения указанной организацией поверки в уведомлении отсутствует.

В данном случае предполагается, что наименование ЖКХ-Сервис Липецк использовано в листовках в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды. Вместе с тем использование коммерческих обозначений без указания данных лица, в действительности оказывающего предлагаемые услуги, может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг, в связи с отсутствуем в них соответствующей информации.

Кроме того, содержание и внешнее оформление листовки может восприниматься гражданами как квитанция коммунальной службы, по которой необходимо оплатить услуги (указаны начисления по итогу оказания услуг в тыс. рублях). Подобная форма и содержание листовки может вводить в заблуждение потребителей относительно исполнителя услуг, формировать неверное мнение по поводу лица, производящего поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у ЖКХ-Сервис Липецк, а отсутствие в тексте указания на непосредственного исполнителя, искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей и свидетельствует о наличии нарушения требований антимонопольного законодательства. Кроме того, на листовке размещены нерабочие штрих коды.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

На официальном сайте Росаккредитации, по адресу информационно-телекоммуникационной сети интернет: https://pub.fsa.gov.ru/ral публикуется открытый Реестр организаций, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счетчиков воды, в котором ИП <...> и «ЖКХ-Сервис Липецк» не числятся.

Согласно положениям пунктам 2, 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Глава 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещает недобросовестную конкуренцию. В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Как разъяснено в пункте 30 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:

2.1 факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;

2.2 отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;

2.3 направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 14.1 - 14.7 Закона, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Таким образом, поскольку ИП <...> на сегодняшний день не имеет права осуществлять поверку приборов учета воды, данную деятельность он вправе осуществляться только посредством привлечения сторонних исполнителей данных услуг.

Следовательно, путем размещения на листовках недостоверных сведений, ИП <...> сообщает неограниченному кругу лиц о наличии у него (его работников) специального статуса организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, которого у него нет. Данные сведения вводят в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности данной организации к числу аккредитованных.

То есть ИП <...> вводит в заблуждение потенциальных потребителей услуг, создавая тем самым впечатление об особом статусе общества. В этой связи потребители могут вступить в правоотношения с ИП <...> вместо того, чтобы обратиться к конкурентам, добросовестно выполняющим услуги. Своими действиями ИП <...> так же лишает хозяйствующих субъектов-конкурентов возможности получить доход от законной и добросовестной деятельности.

Статья 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно п. 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции), под недобро-совестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьёй 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Статья 14.8 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на иные формы недобросовестной конкуренции, наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Таким образом действия ИП <...>, выразившиеся в распространении листовок «ЖКХ-Сервис Липецк» о проведении поверки средств измерений воды без разрешительных на то документов, а также путём введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, могут расцениваться как недобросовестная конкуренция.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

Согласно ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

10.03.2023 года (исх. №ДШ/1504/23) Липецким УФАС России было выдано предупреждение ИП <...> (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, зарегистрирован в качестве ИП — 04.03.2014; <...>) № 8-А-23, согласно которому ИП надлежало прекратить нарушение п.1 ст.14.2 и ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем:

-прекращения распространения листовок вводящих потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги по метрологической поверке приборов учёта воды;

-прекращения оказания услуг по метрологической поверке приборов учёта воды без аккредитации на право проведения государственной поверки в области обеспечения единства измерений (поверки средств измерений).

Срок исполнения данного предупреждения – в течении 15 рабочих дней с момента его получения. О выполнении предупреждения сообщить в Липецкое УФАС России в течении трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно материалам дела, данное предупреждение было получено ИП <...> 10.05.2023.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Об исполнении выданного предупреждения ИП <...> в Липецкое УФАС России не сообщалось.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что предупреждение № 8-А-23 от 10.03.2023 г. ИП <...> не было исполнено в установленные сроки.

На основании изложенного приказом Липецкого УФАС России от «19» июня 2023 № 262/23 возбуждено дело № 048/01/14.2-501/2023 по признакам нарушения антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение дела назначено на 15 августа 2023 года.

На рассмотрении дела представитель ООО «РВК-Липецк» поддержал доводы, изложенные в заявлении.

После оглашения позиции представителя заявителя Комиссия объявила перерыв до 18.08.2023 года.

После перерыва от иных участников дела заявлений, письменных пояснений, предложенных представить в Липецкое УФАС России согласно определению от 20.06.2023 года, не поступило.

Установив фактические обстоятельства дела, проанализировав указанные доказательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ИП <...> по статье 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в распространении листовок «ЖКХ-Сервис Липецк» о проведении поверки средств измерений воды без разрешительных на то документов, а также путём введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, могут расцениваться как недобросовестная конкуренция.

На сновании имеющихся доказательств и собранных материалов Комиссия приняла решение о возможности принять заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии со статьей 48.1. Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

21 августа 2023 года Комиссией Липецкого УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела № 048/01/14.2-501/2023, согласно которому в действиях ИП <...> усматривается нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно — статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Копии заключения направлены сторонам, возражения на заключение об обстоятельствах дела № 048/01/14.2-501/2023 в адрес Липецкого УФАС России не поступали.

Проанализировав все имеющиеся в материалах дела доказательства, в ходе совещания, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях индивидуального предпринимателя <...> (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057, зарегистрирован в качестве ИП — 04.03.2014; <...>), как акта недобросовестной конкуренции, выразившегося в распространении листовок «ЖКХ-Сервис Липецк» о проведении поверки средств измерений воды без разрешительных на то документов, а также путём введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

2. Выдать ИП <...> предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, в течение 3 месяцев.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2023-7548

 

 

Связанные организации

ООО «РВК-Липецк»
ИНН 7730263904, ОГРН 1217700177353