Решение №РНП-48-187м/2021 Решение №РНП-48-187м/2021 по результатам проверки от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

Решение №РНП-48-187м/2021

по результатам проверки

 

«05» августа 2021 года                                                                                    г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 09.08.2021.

 

На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее –Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия Липецкого УФАС России)

рассматривается обращение муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства г.Липецка», содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.03.2021 №2021-02 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000020), заключенного с индивидуальным предпринимателем Подвойским А.П. по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146300030221000023, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями индивидуальным предпринимателем Подвойским А.П. условий контракта.

На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 02.08.2021 №459 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.

Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению вышеуказанных проверок назначено на 05.08.2021 в 12 ч. 10 мин.

Проверка проведена в присутствии представителей:

- муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства г.Липецка»: Солонникова А.М. (по доверенности),

- индивидуального предпринимателя Подвойского А.П.: Межитовой З.К., Пановой Я.Ю. (по доверенности), посредством видеоконференцсвязи.

 

В Липецкое УФАС России 29.07.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Подвойского Алексея Петровича (далее по тексту также – поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 03.03.2021 №2021-02 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000020), заключенного с индивидуальным предпринимателем Подвойским А.П. по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146300030221000023

Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что поскольку поставщик по состоянию на 23.06.2021 не поставил требуемый товар, чем нарушил условия заключенного контракта, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении исполнителя подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Представители индивидуального предпринимателя Подвойского А.П., в числе прочего, пояснили, что поставщиком был заключен контракт с производителем требуемого заказчику товара- Челябинским заводом котельного оборудования. 15.03.2021 от данного производителя поступило письмо, что поставка товара задерживается по причине пандемии Covid-19 и выходом из строя индукционной печи в литейном цехе завода. О наличии данных обстоятельств поставщик на следующий день письмом уведомил заказчика.  23.03.2021 поставщик отгрузил заказчику часть товара. Однако, заказчик данный товар не принял и вернул его поставщику. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик считает неправомерным.

 

В ходе анализа представленных сторонами документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

03.03.2021 между заказчиком и поставщиком заключен контракт №2021-02 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000020) (далее –контракт).

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно п.8 ст.3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 526 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

       Согласно п.1.1 контракта, поставщик обязуется поставить товар заказчику, в соответствии со спецификацией (Приложение №1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар. Условия исполнения настоящего контракта соответствуют условиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой поставщика на участие в закупке. Организация взаимодействия поставщика и заказчика производится через контрактную службу заказчика.

Приложение №1 (Спецификация) к контракту содержит следующий перечень товаров:

№№

п/п

Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, наименование страны происхождения товара

Ед. изм.

Количество

Цена единицы, руб.

Сумма,

руб.

1

2

3

4

5

6

1

Дождеприемник ливнесточного колодца ДМ2 (С250)-2-37х78.

Тип и наименование: ДМ2 (С250) - магистральный дождеприемник.

Нагрузка номинальная, кН: 250.

Исполнение: с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги

Размер проема: 37х78 см.

Комплект поставки:

1. Корпус;

2. Крышка.

ГОСТ 3634-2019.

Страна происхождения: Россия (РФ)

Компл

80

7344,36

587 548,80

2

Люк смотрового колодца Т (С250)-1-60

Тип и наименование: Т (С250) –

тяжелый люк.
Нагрузка номинальная, кН: 250.
Исполнение: общего назначения.
Диаметр проема в корпусе: 60 см.
Комплект поставки:
1. Корпус;
2. Крышка.
ГОСТ 3634-2019.

Страна происхождения: Россия (РФ)

Компл

25

6099,35

152 483,75

Итого:

740 032,55

             

        В соответствии с п.2.1 контракта, поставщик за свой счет осуществляет доставку товаров и разгрузку по адресу: г. Липецк, Универсальный проезд, д.10

          А согласно п.2.3-2.4 контракта, товар поставляется: в течение 15 календарных дней после заключения контракта. Один раз в год.

          Днем поставки товара считается день приемки всего предусмотренного контрактом товара Заказчиком (его представителем) и завершения его проверки по количеству, комплектности и качеству (подписания документа о приемке). Поставщик при передаче товара Заказчику также производит передачу всех необходимых для нормального использования товара документов на русском языке, а также сопроводительные документы о номенклатуре и количестве. Поставка товара без документов, подтверждающих качество товара, не допускается. Товар должен быть маркирован согласно действующей нормативной документации, маркировка выполнена на русском языке.

         Таким образом, вышеуказанными положениями контракта установлено требование о поставке товара один раз в год, т.е. одной партией, в течение 15 календарных дней после заключения контракта. При этом, днем поставки товара будет считаться день подписания документа о приемке.

        Приемка товара по количеству и качеству осуществляется заказчиком в соответствии с условиями настоящего контракта (п.2.6 контракта).   

        При этом, в силу п.3.2 контракта, заказчик вправе отказать в приемке товара в случае отличия его наименования от указанного в спецификации (синонимическая замена), несвоевременной поставки, некачественности (низшего качества по сравнению с условиями контракта) товара, непредоставления документов и сведений, указанных в п.2.4. настоящего контракта.

        Как следует из материалов проверки, в срок, предусмотренный контрактом: в течение 15 календарных дней после заключения контракта (т.е. до 19.03.2021), требуемый заказчику товар, одной партией, поставщиком поставлен не был.

       Таким образом, поставщиком был нарушен срок поставки товара.

        Между тем, как следует из представленного поставщиком в материалы проверки письма (исх.№53 от 16.03.2021), адресованного заказчику, поставщик, в числе прочего, уведомил последнего о задержке поставки товара по причине выхода из строя индукционной печи в литейном цехе завода-производителя, где были заказаны люки.

        Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.

        В тоже время, как установлено из представленных заказчиком в материалы проверки документов, 05.04.2021 поставщиком заказчику была поставлена только часть товара (люки смотрового колодца Т (С250)-1-60 ГОСТ 3634-99 в количестве 25 комплектов), что не соответствует требованиям п.2.3 контракта в части поставки товара один раз в год.

       При этом, как следует из представленного акта приемки товаров (работ, услуг) от 06.04.2021, приемочной комиссией заказчика установлено, что указанный товар не соответствует условиям заключенного контракта. А именно:

-не соответствует ГОСТ 3634-99 п.5.2.1: раковины глубиной более 3 мм;

-не соответствует маркировка п.5.5.1;

-не соответствует п.5.2.7: крышки люков не плотно прилегают к соответствующим опорным поверхностям их корпусов;

-не соответствует п.5.2.8: отсутствует эластичная прокладка.

       В связи с чем, товар приемочной комиссией заказчика принят не был.

       07.04.2021 по адресу электронной почты, указанному в контракте, заказчик уведомил поставщика об отказе от принятия поставленной им части товара, по основаниям, содержащимся в акте приемки товаров (работ, услуг) от 06.04.2021, а также в связи с нарушением срока поставки товара. До 09.04.2021 заказчик просил поставщика дать ответ по устранению выявленных приемочной комиссией недостатков товара. Данное письмо также содержало копию вышеупомянутого акта приемки товаров.

       При этом, как следует из пояснений представителя заказчика и представленных им документов, поставщик в установленный заказчиком срок -до 09.04.2021 не предоставил ему ответ по устранению выявленных приемочной комиссией недостатков товара.

        Вместе с тем, присутствующие на проведении проверки представители поставщика не подтвердили факт не получения поставщиком вышеуказанного письма заказчика от 07.04.2021.

        16.04.2021 по адресу электронной почты, указанному в контракте, заказчик направил поставщику письмо, в котором, в числе прочего, указал, что ввиду наличия в поставленной им части товара недостатков, данный товар заказчиком не принят, соответственно, оплате не подлежит. Кроме того, поскольку в срок, обозначенный в направленном ранее письме, от поставщика не поступило никакой информации о дальнейшем исполнении контракта, то в срок до 30.04.2021 поставщику необходимо исполнить обязательства по контракту. А именно: заменить ненадлежащий товар на надлежащий и осуществить допоставку дождеприемников.

        Как установлено, в указанный заказчиком в письме от 16.04.2021 срок поставщиком не был заменен ненадлежащий товар, допоставка дождеприемников не осуществлена. Доказательств обратного поставщиком в материалы проверки не представлено.

        Также, 27.04.2021 заказчик по электронной почте, уведомил поставщика о том, что ответственность за сохранность непринятого им товара заказчик не несет. Кроме того, указал поставщику о неосуществлении им поставки решетки.

        Как установлено, в ответ на данное письмо поставщик лишь 31.05.2021 направил заказчику письмо, в котором просил произвести возврат части поставленного товара -люков смотрового колодца Т (С250)-1-60 в количестве 25 комплектов, который, как пояснил представитель заказчика, был поставщику возвращен.

        Вместе с тем, как следует из пояснений представителей поставщика и представленной им копии письма (исх.№56 от 28.04.2021), адресованного заказчику, поставщик с актом приемки товаров (работ, услуг) от 06.04.2021 не согласен, поскольку данный акт содержит характеристики и ссылку на недействующий ГОСТ 3634-99, что не соответствует действующим нормативно-техническим документам. Более того, поставленный поставщиком товар- люки смотрового колодца соответствует ГОСТ 3634-2019, в связи с чем, поставщик просил заказчика провести повторную приемку поставленного товара, о чем необходимо было уведомить поставщика.  

        Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.

        Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России не может согласиться с доводами поставщика, изложенными в вышеуказанном письме, относительно поставки им заказчику товара (люки смотрового колодца), соответствующего ГОСТ 3634-2019 и необходимости повторной приемки поставленного товара, ввиду неправомерности осуществления приемки товара на соответствие ГОСТ 3634-99, о чем свидетельствует указанная приемочной комиссией в акте приемки товаров (работ, услуг) от 06.04.2021 ссылка на ГОСТ 3634-99.

       Так, из пояснений представителя заказчика и представленной им в материалы проверки фотографии одного из поставленных ему поставщиком 05.04.2021 люков смотрового колодца установлено, что крышка указанного люка содержит следующую информацию: «ГОСТ 3634-99 Т (С250)-1-57». Следовательно, поставленные поставщиком 05.04.2021 люки смотрового колодца, с информацией на крышке: «ГОСТ 3634-99 Т (С250)-1-57», не соответствуют требованиям заключенного контракта, в котором данный товар должен соответствовать ГОСТ 3634-2019. Доказательств обратного, а также доказательств того, что данные люки соответствуют требованиям ГОСТ 3634-2019, поставщиком в материалы проверки не представлено.

        При этом, как пояснил представитель заказчика, поскольку на крышке полученной от поставщика 05.04.2021 части товаров- люков смотрового колодца в количестве 25 комплектов, содержалась информация: «ГОСТ 3634-99 Т (С250)-1-57», то приемочная комиссия посчитала правильным при приемке данного товара проверить соответствие поставленной продукции требованиям указанного на ней ГОСТа, а именно: ГОСТа 3634-99. Как было установлено, поставленная поставщиком часть вышеуказанного товара не соответствовала требованиям ГОСТа 3634-99. В связи с чем, по итогам проведенной приемочной комиссией приемки товара был составлен соответствующий акт, в котором указана ссылка на положения ГОСТа 3634-99, которым не соответствует поставленная поставщиком часть товара.

        Таким образом, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, поскольку 05.04.2021 поставщиком заказчику была поставлена только часть товара- люки смотрового колодца, на крышках которых содержалась информация: «ГОСТ 3634-99 Т (С250)-1-57», то действия приемочной комиссии заказчика, при приемке, являются правомерными и в сложившейся ситуации отсутствует необходимость проведения повторной приемки поставленного товара.

         В тоже время, 03.06.2021 по адресу электронной почты, указанному в контракте, заказчик направил поставщику письмо, в котором сообщил, что по состоянию на данную дату обязательства по контракту не исполнены. В связи с чем, в срок до 11.06.2021 просил поставщика исполнить обязательства по контракту.

Однако, как установлено, в указанный заказчиком в письме срок, товар, соответствующий условиям контракта, одной партией, также заказчику поставлен не был. Доказательств обратного поставщиком не представлено.    

Таким образом, как следует из вышеизложенного, поставщиком допущено неоднократное нарушение сроков поставки товара.

        Вместе с тем, как следует из пояснений представителей поставщика и представленной им копии письма (исх.№72 от 21.06.2021), адресованного заказчику, поставщик уведомил заказчика, в том числе, о том, что гарантирует поставку товара по заключенному контракту в полном объеме до 30.07.2021.

        Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.

        При этом, заказчиком в материалы проверки представлен скриншот из его электронной почты, согласно которому в его адрес иных писем (кроме датированных от 17.02., 31.05., 15.07. и 26.07.2021) от поставщика не поступало.

        Между тем, поставщиком в материалы проверки представлены скриншоты направления заказчику на адрес его электронной почты писем, датированных от 16.03., 28.04., 21.06., 02.08.2021).

        К данным скриншотам, представленным в материалы проверки поставщиком, Комиссия Липецкого УФАС России относится критически, поскольку они содержат ненадлежащие номера отправляемых писем («https://e.mail.ru/message/16272980001260218353/print/?folder_id=5...», «https://e.mail.ru/message/16224680330851758475/print/?folder_id=5...»), которые при каждой отправке присваиваются индивидуально каждому отправляемому письму. Между тем, установлено, что данные номера принадлежат письмам, отправленным поставщиком заказчику от 26.07.2021 и 31.05.2021.

Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).

При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (ч.2 ст.523 ГК РФ).

Следовательно, неоднократное нарушение сроков поставки товара для данного контракта является существенным нарушением контракта.

Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

        Необходимо отметить, что в соответствии с п.7.1 контракта, в случае поставки товара ненадлежащего качества Заказчик вправе предъявить Поставщику требование о расторжении контракта и возвратить товар Поставщику за счет Поставщика.

         А согласно п.7.7 контракта, при неисполнении существенного условия контракта Заказчик имеет право расторгнуть настоящий контракт в судебном порядке. При этом под существенными условиями контракта понимаются: цена, качество, комплектность, функциональные характеристики (потребительские свойства), количество товара, место, срок и условия его поставки.

          При этом, в соответствии с п.12.3 контракта, основания расторжения и прекращения действия настоящего контракта определяются в соответствии с действующим законодательством и п.7.1., п.7.7., п.12.1. настоящего контракта. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

23.06.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день направлено поставщику заказным письмом с уведомлением, телеграммой по почтовому адресу, указанному в контракте, размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и направлено по адресу электронной почты, указанному в контракте.

В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу.

        Контракт расторгнут 27.07.2021, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе.

Между тем, 26.07.2021 поставщиком по электронной почте в адрес заказчика направлено письмо, датированное 23.07.2021, в котором он, в числе прочего, просил заказчика продлить срок действия заключенного контракта и сообщить о готовности принять товар.

Более того, сведения о готовности поставщика произвести поставку требуемого заказчику товара, с просьбой согласовать и сообщить время и дату готовности его приемки, направлены в адрес последнего письмом по электронной почте, датированным 02.08.2021. Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.

 

По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Так, согласно представленного в материалы проверки договора поставки №П-027/2021 от 15.02.2021, между поставщиком и НАО «Челябинский завод котельного оборудования», общество обязалось поставить поставщику товар:

-дождеприемник ливнесточного колодца ДМ2 (С250)-2-37х78 в количестве-80шт,

-люк смотрового колодца Т (С250)-1-60 в количестве- 25шт.

Срок изготовления товара: 12 дней с момента подписания спецификации, датированной 03.03.2021 (т.е. не позднее 15.03.2021).

Однако, как следует из представленного письма общества, датированного 15.03.2021 и направленного в адрес поставщика, общество указывает о задержке поставки требуемых в соответствии с заключенным договором чугунных изделий. При этом, задержка в поставке возникла по причине пандемии Covid-19 и выходом из строя индукционной печи в литейном цехе завода.

Кроме того, поставщиком в материалы проверки представлены копии писем от производителей требуемого заказчику товара: ООО «Весна-К», ФКУ ИК-9 УФСИН по республике Башкортостан, ОАО НТМЗ «Вента» и ООО ТПК «Волжский завод-Деталь» от 16.03., 17.03., 07.07., 08.07.2021, из анализа содержания которых следует, что указанные производители не имеют возможности изготовить и поставить требуемый заказчику товар.  

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что данные юридические лица являются единственными поставщиками люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев, в материалы проверки поставщиком не представлено.

В тоже время, как следует из пояснений представителя заказчика и представленных им копий счетов на оплату за товар, заказчиком, в связи с наличием срочной потребности в товаре- люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев и по причине не осуществления поставщиком в установленный срок поставки требуемого товара, была осуществлена закупка у единственного поставщика таких товаров. При этом, поставщиками являлись следующие лица: ИП Дейнеко В.А. г.Липецк, ОАО «БКМЗлит» г.Борисоглебск, ООО «Спецкомплект» г.Липецк, ООО «Железобетон» г.Ростов-На-Дону.

Таким образом, данное обстоятельство подтверждает наличие возможности у поставщика исполнить условия рассматриваемого контракта.

Между тем, сведений о совершении поставщиком действий по заключению договоров на поставку требуемого заказчику товара в установленный контрактом срок (в течение 15 календарных дней после заключения контракта) с иными поставщиками товара (при условии неисполнения контрагентом- НАО «Челябинский завод котельного оборудования» своих обязательств по заключенному договору), в материалы проверки поставщиком не представлено.

На основании вышеизложенного и исходя из представленных сторонами в материалы проверки документов, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, намерений надлежащим образом исполнить условия заключенного контракта поставщик не имел.

Более того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.

Исполнитель подавал заявку, им выражено согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках поставки товара, о характеристиках поставляемого товара. 

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

У поставщика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.

Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ «О контрактной системе», а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.

Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставки товара, необходимого для реализации государственных полномочий и функций.

При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.

Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,

- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.

С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, следующие сведения об индивидуальном предпринимателе Подвойском Алексее Петровиче в связи с односторонним отказом муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства г.Липецка», от исполнения контракта от 03.03.2021 №2021-02 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000020):

- индивидуальный предприниматель Подвойский Алексей Петрович (адрес: 454000, г.Челябинск, ул.Кирова, 130-65; ОГРНИП: 304744903700242, ИНН: 744900275546);

- дата заключения контракта – 03.03.2021;

- реестровый номер контракта - 3482511529621000020;

- предмет контракта — поставка люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев;

- цена контракта — 740 032,55 коп.;

- основание расторжения контракта - решение муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства г.Липецка» от 23.06.2021;

- дата расторжения контракта -27.07.2021.

Дата события

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по  II  разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата  изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по  III   разделу

27.07.2021

30.07.2021

29.07.2021

0

29.07.2021

05.08.2021

05.08.2021

0

10.08.2021

10.08.2021

0

0

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение №РНП-48-187м/2021

по результатам проверки

 

«05» августа 2021 года                                                                                    г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 09.08.2021.

 

На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее –Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия Липецкого УФАС России)

рассматривается обращение муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства г.Липецка», содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.03.2021 №2021-02 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000020), заключенного с индивидуальным предпринимателем Подвойским А.П. по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146300030221000023, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями индивидуальным предпринимателем Подвойским А.П. условий контракта.

На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 02.08.2021 №459 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.

Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению вышеуказанных проверок назначено на 05.08.2021 в 12 ч. 10 мин.

Проверка проведена в присутствии представителей:

- муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства г.Липецка»: Солонникова А.М. (по доверенности),

- индивидуального предпринимателя Подвойского А.П.: Межитовой З.К., Пановой Я.Ю. (по доверенности), посредством видеоконференцсвязи.

 

В Липецкое УФАС России 29.07.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Подвойского Алексея Петровича (далее по тексту также – поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 03.03.2021 №2021-02 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000020), заключенного с индивидуальным предпринимателем Подвойским А.П. по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146300030221000023

Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что поскольку поставщик по состоянию на 23.06.2021 не поставил требуемый товар, чем нарушил условия заключенного контракта, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении исполнителя подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Представители индивидуального предпринимателя Подвойского А.П., в числе прочего, пояснили, что поставщиком был заключен контракт с производителем требуемого заказчику товара- Челябинским заводом котельного оборудования. 15.03.2021 от данного производителя поступило письмо, что поставка товара задерживается по причине пандемии Covid-19 и выходом из строя индукционной печи в литейном цехе завода. О наличии данных обстоятельств поставщик на следующий день письмом уведомил заказчика.  23.03.2021 поставщик отгрузил заказчику часть товара. Однако, заказчик данный товар не принял и вернул его поставщику. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик считает неправомерным.

 

В ходе анализа представленных сторонами документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

03.03.2021 между заказчиком и поставщиком заключен контракт №2021-02 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000020) (далее –контракт).

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно п.8 ст.3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 526 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

       Согласно п.1.1 контракта, поставщик обязуется поставить товар заказчику, в соответствии со спецификацией (Приложение №1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар. Условия исполнения настоящего контракта соответствуют условиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой поставщика на участие в закупке. Организация взаимодействия поставщика и заказчика производится через контрактную службу заказчика.

Приложение №1 (Спецификация) к контракту содержит следующий перечень товаров:

№№

п/п

Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, наименование страны происхождения товара

Ед. изм.

Количество

Цена единицы, руб.

Сумма,

руб.

1

2

3

4

5

6

1

Дождеприемник ливнесточного колодца ДМ2 (С250)-2-37х78.

Тип и наименование: ДМ2 (С250) - магистральный дождеприемник.

Нагрузка номинальная, кН: 250.

Исполнение: с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги

Размер проема: 37х78 см.

Комплект поставки:

1. Корпус;

2. Крышка.

ГОСТ 3634-2019.

Страна происхождения: Россия (РФ)

Компл

80

7344,36

587 548,80

2

Люк смотрового колодца Т (С250)-1-60

Тип и наименование: Т (С250) –

тяжелый люк.
Нагрузка номинальная, кН: 250.
Исполнение: общего назначения.
Диаметр проема в корпусе: 60 см.
Комплект поставки:
1. Корпус;
2. Крышка.
ГОСТ 3634-2019.

Страна происхождения: Россия (РФ)

Компл

25

6099,35

152 483,75

Итого:

740 032,55

             

        В соответствии с п.2.1 контракта, поставщик за свой счет осуществляет доставку товаров и разгрузку по адресу: г. Липецк, Универсальный проезд, д.10

          А согласно п.2.3-2.4 контракта, товар поставляется: в течение 15 календарных дней после заключения контракта. Один раз в год.

          Днем поставки товара считается день приемки всего предусмотренного контрактом товара Заказчиком (его представителем) и завершения его проверки по количеству, комплектности и качеству (подписания документа о приемке). Поставщик при передаче товара Заказчику также производит передачу всех необходимых для нормального использования товара документов на русском языке, а также сопроводительные документы о номенклатуре и количестве. Поставка товара без документов, подтверждающих качество товара, не допускается. Товар должен быть маркирован согласно действующей нормативной документации, маркировка выполнена на русском языке.

         Таким образом, вышеуказанными положениями контракта установлено требование о поставке товара один раз в год, т.е. одной партией, в течение 15 календарных дней после заключения контракта. При этом, днем поставки товара будет считаться день подписания документа о приемке.

        Приемка товара по количеству и качеству осуществляется заказчиком в соответствии с условиями настоящего контракта (п.2.6 контракта).   

        При этом, в силу п.3.2 контракта, заказчик вправе отказать в приемке товара в случае отличия его наименования от указанного в спецификации (синонимическая замена), несвоевременной поставки, некачественности (низшего качества по сравнению с условиями контракта) товара, непредоставления документов и сведений, указанных в п.2.4. настоящего контракта.

        Как следует из материалов проверки, в срок, предусмотренный контрактом: в течение 15 календарных дней после заключения контракта (т.е. до 19.03.2021), требуемый заказчику товар, одной партией, поставщиком поставлен не был.

       Таким образом, поставщиком был нарушен срок поставки товара.

        Между тем, как следует из представленного поставщиком в материалы проверки письма (исх.№53 от 16.03.2021), адресованного заказчику, поставщик, в числе прочего, уведомил последнего о задержке поставки товара по причине выхода из строя индукционной печи в литейном цехе завода-производителя, где были заказаны люки.

        Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.

        В тоже время, как установлено из представленных заказчиком в материалы проверки документов, 05.04.2021 поставщиком заказчику была поставлена только часть товара (люки смотрового колодца Т (С250)-1-60 ГОСТ 3634-99 в количестве 25 комплектов), что не соответствует требованиям п.2.3 контракта в части поставки товара один раз в год.

       При этом, как следует из представленного акта приемки товаров (работ, услуг) от 06.04.2021, приемочной комиссией заказчика установлено, что указанный товар не соответствует условиям заключенного контракта. А именно:

-не соответствует ГОСТ 3634-99 п.5.2.1: раковины глубиной более 3 мм;

-не соответствует маркировка п.5.5.1;

-не соответствует п.5.2.7: крышки люков не плотно прилегают к соответствующим опорным поверхностям их корпусов;

-не соответствует п.5.2.8: отсутствует эластичная прокладка.

       В связи с чем, товар приемочной комиссией заказчика принят не был.

       07.04.2021 по адресу электронной почты, указанному в контракте, заказчик уведомил поставщика об отказе от принятия поставленной им части товара, по основаниям, содержащимся в акте приемки товаров (работ, услуг) от 06.04.2021, а также в связи с нарушением срока поставки товара. До 09.04.2021 заказчик просил поставщика дать ответ по устранению выявленных приемочной комиссией недостатков товара. Данное письмо также содержало копию вышеупомянутого акта приемки товаров.

       При этом, как следует из пояснений представителя заказчика и представленных им документов, поставщик в установленный заказчиком срок -до 09.04.2021 не предоставил ему ответ по устранению выявленных приемочной комиссией недостатков товара.

        Вместе с тем, присутствующие на проведении проверки представители поставщика не подтвердили факт не получения поставщиком вышеуказанного письма заказчика от 07.04.2021.

        16.04.2021 по адресу электронной почты, указанному в контракте, заказчик направил поставщику письмо, в котором, в числе прочего, указал, что ввиду наличия в поставленной им части товара недостатков, данный товар заказчиком не принят, соответственно, оплате не подлежит. Кроме того, поскольку в срок, обозначенный в направленном ранее письме, от поставщика не поступило никакой информации о дальнейшем исполнении контракта, то в срок до 30.04.2021 поставщику необходимо исполнить обязательства по контракту. А именно: заменить ненадлежащий товар на надлежащий и осуществить допоставку дождеприемников.

        Как установлено, в указанный заказчиком в письме от 16.04.2021 срок поставщиком не был заменен ненадлежащий товар, допоставка дождеприемников не осуществлена. Доказательств обратного поставщиком в материалы проверки не представлено.

        Также, 27.04.2021 заказчик по электронной почте, уведомил поставщика о том, что ответственность за сохранность непринятого им товара заказчик не несет. Кроме того, указал поставщику о неосуществлении им поставки решетки.

        Как установлено, в ответ на данное письмо поставщик лишь 31.05.2021 направил заказчику письмо, в котором просил произвести возврат части поставленного товара -люков смотрового колодца Т (С250)-1-60 в количестве 25 комплектов, который, как пояснил представитель заказчика, был поставщику возвращен.

        Вместе с тем, как следует из пояснений представителей поставщика и представленной им копии письма (исх.№56 от 28.04.2021), адресованного заказчику, поставщик с актом приемки товаров (работ, услуг) от 06.04.2021 не согласен, поскольку данный акт содержит характеристики и ссылку на недействующий ГОСТ 3634-99, что не соответствует действующим нормативно-техническим документам. Более того, поставленный поставщиком товар- люки смотрового колодца соответствует ГОСТ 3634-2019, в связи с чем, поставщик просил заказчика провести повторную приемку поставленного товара, о чем необходимо было уведомить поставщика.  

        Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.

        Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России не может согласиться с доводами поставщика, изложенными в вышеуказанном письме, относительно поставки им заказчику товара (люки смотрового колодца), соответствующего ГОСТ 3634-2019 и необходимости повторной приемки поставленного товара, ввиду неправомерности осуществления приемки товара на соответствие ГОСТ 3634-99, о чем свидетельствует указанная приемочной комиссией в акте приемки товаров (работ, услуг) от 06.04.2021 ссылка на ГОСТ 3634-99.

       Так, из пояснений представителя заказчика и представленной им в материалы проверки фотографии одного из поставленных ему поставщиком 05.04.2021 люков смотрового колодца установлено, что крышка указанного люка содержит следующую информацию: «ГОСТ 3634-99 Т (С250)-1-57». Следовательно, поставленные поставщиком 05.04.2021 люки смотрового колодца, с информацией на крышке: «ГОСТ 3634-99 Т (С250)-1-57», не соответствуют требованиям заключенного контракта, в котором данный товар должен соответствовать ГОСТ 3634-2019. Доказательств обратного, а также доказательств того, что данные люки соответствуют требованиям ГОСТ 3634-2019, поставщиком в материалы проверки не представлено.

        При этом, как пояснил представитель заказчика, поскольку на крышке полученной от поставщика 05.04.2021 части товаров- люков смотрового колодца в количестве 25 комплектов, содержалась информация: «ГОСТ 3634-99 Т (С250)-1-57», то приемочная комиссия посчитала правильным при приемке данного товара проверить соответствие поставленной продукции требованиям указанного на ней ГОСТа, а именно: ГОСТа 3634-99. Как было установлено, поставленная поставщиком часть вышеуказанного товара не соответствовала требованиям ГОСТа 3634-99. В связи с чем, по итогам проведенной приемочной комиссией приемки товара был составлен соответствующий акт, в котором указана ссылка на положения ГОСТа 3634-99, которым не соответствует поставленная поставщиком часть товара.

        Таким образом, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, поскольку 05.04.2021 поставщиком заказчику была поставлена только часть товара- люки смотрового колодца, на крышках которых содержалась информация: «ГОСТ 3634-99 Т (С250)-1-57», то действия приемочной комиссии заказчика, при приемке, являются правомерными и в сложившейся ситуации отсутствует необходимость проведения повторной приемки поставленного товара.

         В тоже время, 03.06.2021 по адресу электронной почты, указанному в контракте, заказчик направил поставщику письмо, в котором сообщил, что по состоянию на данную дату обязательства по контракту не исполнены. В связи с чем, в срок до 11.06.2021 просил поставщика исполнить обязательства по контракту.

Однако, как установлено, в указанный заказчиком в письме срок, товар, соответствующий условиям контракта, одной партией, также заказчику поставлен не был. Доказательств обратного поставщиком не представлено.    

Таким образом, как следует из вышеизложенного, поставщиком допущено неоднократное нарушение сроков поставки товара.

        Вместе с тем, как следует из пояснений представителей поставщика и представленной им копии письма (исх.№72 от 21.06.2021), адресованного заказчику, поставщик уведомил заказчика, в том числе, о том, что гарантирует поставку товара по заключенному контракту в полном объеме до 30.07.2021.

        Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.

        При этом, заказчиком в материалы проверки представлен скриншот из его электронной почты, согласно которому в его адрес иных писем (кроме датированных от 17.02., 31.05., 15.07. и 26.07.2021) от поставщика не поступало.

        Между тем, поставщиком в материалы проверки представлены скриншоты направления заказчику на адрес его электронной почты писем, датированных от 16.03., 28.04., 21.06., 02.08.2021).

        К данным скриншотам, представленным в материалы проверки поставщиком, Комиссия Липецкого УФАС России относится критически, поскольку они содержат ненадлежащие номера отправляемых писем («https://e.mail.ru/message/16272980001260218353/print/?folder_id=5...», «https://e.mail.ru/message/16224680330851758475/print/?folder_id=5...»), которые при каждой отправке присваиваются индивидуально каждому отправляемому письму. Между тем, установлено, что данные номера принадлежат письмам, отправленным поставщиком заказчику от 26.07.2021 и 31.05.2021.

Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).

При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (ч.2 ст.523 ГК РФ).

Следовательно, неоднократное нарушение сроков поставки товара для данного контракта является существенным нарушением контракта.

Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

        Необходимо отметить, что в соответствии с п.7.1 контракта, в случае поставки товара ненадлежащего качества Заказчик вправе предъявить Поставщику требование о расторжении контракта и возвратить товар Поставщику за счет Поставщика.

         А согласно п.7.7 контракта, при неисполнении существенного условия контракта Заказчик имеет право расторгнуть настоящий контракт в судебном порядке. При этом под существенными условиями контракта понимаются: цена, качество, комплектность, функциональные характеристики (потребительские свойства), количество товара, место, срок и условия его поставки.

          При этом, в соответствии с п.12.3 контракта, основания расторжения и прекращения действия настоящего контракта определяются в соответствии с действующим законодательством и п.7.1., п.7.7., п.12.1. настоящего контракта. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

23.06.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день направлено поставщику заказным письмом с уведомлением, телеграммой по почтовому адресу, указанному в контракте, размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и направлено по адресу электронной почты, указанному в контракте.

В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу.

        Контракт расторгнут 27.07.2021, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе.

Между тем, 26.07.2021 поставщиком по электронной почте в адрес заказчика направлено письмо, датированное 23.07.2021, в котором он, в числе прочего, просил заказчика продлить срок действия заключенного контракта и сообщить о готовности принять товар.

Более того, сведения о готовности поставщика произвести поставку требуемого заказчику товара, с просьбой согласовать и сообщить время и дату готовности его приемки, направлены в адрес последнего письмом по электронной почте, датированным 02.08.2021. Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.

 

По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Так, согласно представленного в материалы проверки договора поставки №П-027/2021 от 15.02.2021, между поставщиком и НАО «Челябинский завод котельного оборудования», общество обязалось поставить поставщику товар:

-дождеприемник ливнесточного колодца ДМ2 (С250)-2-37х78 в количестве-80шт,

-люк смотрового колодца Т (С250)-1-60 в количестве- 25шт.

Срок изготовления товара: 12 дней с момента подписания спецификации, датированной 03.03.2021 (т.е. не позднее 15.03.2021).

Однако, как следует из представленного письма общества, датированного 15.03.2021 и направленного в адрес поставщика, общество указывает о задержке поставки требуемых в соответствии с заключенным договором чугунных изделий. При этом, задержка в поставке возникла по причине пандемии Covid-19 и выходом из строя индукционной печи в литейном цехе завода.

Кроме того, поставщиком в материалы проверки представлены копии писем от производителей требуемого заказчику товара: ООО «Весна-К», ФКУ ИК-9 УФСИН по республике Башкортостан, ОАО НТМЗ «Вента» и ООО ТПК «Волжский завод-Деталь» от 16.03., 17.03., 07.07., 08.07.2021, из анализа содержания которых следует, что указанные производители не имеют возможности изготовить и поставить требуемый заказчику товар.  

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что данные юридические лица являются единственными поставщиками люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев, в материалы проверки поставщиком не представлено.

В тоже время, как следует из пояснений представителя заказчика и представленных им копий счетов на оплату за товар, заказчиком, в связи с наличием срочной потребности в товаре- люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев и по причине не осуществления поставщиком в установленный срок поставки требуемого товара, была осуществлена закупка у единственного поставщика таких товаров. При этом, поставщиками являлись следующие лица: ИП Дейнеко В.А. г.Липецк, ОАО «БКМЗлит» г.Борисоглебск, ООО «Спецкомплект» г.Липецк, ООО «Железобетон» г.Ростов-На-Дону.

Таким образом, данное обстоятельство подтверждает наличие возможности у поставщика исполнить условия рассматриваемого контракта.

Между тем, сведений о совершении поставщиком действий по заключению договоров на поставку требуемого заказчику товара в установленный контрактом срок (в течение 15 календарных дней после заключения контракта) с иными поставщиками товара (при условии неисполнения контрагентом- НАО «Челябинский завод котельного оборудования» своих обязательств по заключенному договору), в материалы проверки поставщиком не представлено.

На основании вышеизложенного и исходя из представленных сторонами в материалы проверки документов, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, намерений надлежащим образом исполнить условия заключенного контракта поставщик не имел.

Более того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.

Исполнитель подавал заявку, им выражено согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках поставки товара, о характеристиках поставляемого товара. 

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

У поставщика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.

Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ «О контрактной системе», а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.

Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставки товара, необходимого для реализации государственных полномочий и функций.

При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.

Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,

- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.

С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, следующие сведения об индивидуальном предпринимателе Подвойском Алексее Петровиче в связи с односторонним отказом муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства г.Липецка», от исполнения контракта от 03.03.2021 №2021-02 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000020):

- индивидуальный предприниматель Подвойский Алексей Петрович (адрес: 454000, г.Челябинск, ул.Кирова, 130-65; ОГРНИП: 304744903700242, ИНН: 744900275546);

- дата заключения контракта – 03.03.2021;

- реестровый номер контракта - 3482511529621000020;

- предмет контракта — поставка люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев;

- цена контракта — 740 032,55 коп.;

- основание расторжения контракта - решение муниципального бюджетного учреждения «Управление благоустройства г.Липецка» от 23.06.2021;

- дата расторжения контракта -27.07.2021.

Дата события

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по  II  разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата  изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по  III   разделу

27.07.2021

30.07.2021

29.07.2021

0

29.07.2021

05.08.2021

05.08.2021

0

10.08.2021

10.08.2021

0

0

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны