Решение б/н РЕШЕНИЕ №048/06/99-1034/2020 по результатам проверки от 6 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №048/06/99-1034/2020

по результатам проверки

«06» ноября 2020 года                                                                              г. Липецк

 

        На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), приказа Липецкого УФАС России от 28.09.2020 №481, Комиссией Липецкого УФАС России,

 проведена проверка соблюдения заказчиком - ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке (реестровый номер 0346200015620000018) (далее – электронный аукцион).

        Проверка начата 28.09.2020, окончена 06.11.2020.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Внеплановая проверка проведена Липецким УФАС России на основании подпункта «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.

Документация об электронном аукционе на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке (реестровый номер 0346200015620000018) и извещение, с учетом внесенных изменений, размещены 29.06.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.07.2020 №0346200015620000018-3-1, аукционной комиссией заказчика рассматривались вторые части 2 заявок участников закупки, поданных на участие в электронном аукционе: ООО «РегионТехСтрой» (заявка №2) и ООО «СМУ-1» (заявка №1).

При этом, в результате рассмотрения данных заявок, аукционная комиссия заказчика приняла решение: признать заявку №2 (ООО «РегионТехСтрой») не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, а заявку №1 (ООО «СМУ-1») соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.

   Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

        Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 и № 2 к Постановлению Правительства № 99.

       В приложении №1 к Постановлению Правительства №99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

       Так, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, Постановлением Правительства N99 (в редакции на момент объявления закупки) к участникам закупки предъявлялись следующие дополнительные требования: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

       При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

 При этом, согласно п.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99 (в редакции на момент объявления закупки), соответствие участника дополнительному требованию подтверждается следующими документами:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

       Таким образом, законодательно установленное дополнительное требование к участникам закупки о наличии у них опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту самого объекта капитального строительства, предполагает наличие, в том числе, опыта по сдаче и вводу капитального объекта в эксплуатацию, а также опыта несения гарантийных обязательств по объекту в целом. При этом, указанные в пункте 2 Приложения N1 Постановления Правительства N99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки.

        Объектом закупки является строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке.

        Начальная (максимальная) цена контракта составляет 749 938 932,00 руб.

        Таким образом, на рассматриваемую закупку распространяются требования Постановления Правительства N99.

        При этом, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, п.11 части II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе содержит дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с вышеупомянутым п.2 Приложения №1 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015г. №99.

В соответствии с ч.8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, указанные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

       Как установлено, заявка №1 участника закупки- ООО «СМУ №1» в качестве документов, подтверждающих его соответствие установленному заказчиком дополнительному требованию, содержала, в числе прочего, копии следующих документов:

- копия договора №36-3СМР-АРХ, заключенного с ООО «РТ-СоцСтрой», на выполнение работ по завершению строительства объекта: «Перинатальный центр по адресу г.Архангельск, пр.Ломоносова, мощностью 130 коек» от 02.02.2017, с приложениями, на сумму 1 062 627 684,17 руб. (согласно дополнительному соглашению №6 от 26.02.2018);

- копии актов о приемке выполненных работ (оформленные по унифицированной форме КС-2), копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (оформленные по унифицированной форме КС-3);

- копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22.02.2018, выданного государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».

Частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской № 14-ФЗ от 26.01.1996 установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Как установлено ч. 1 ст. 51 Градостроительным кодексом Российской Федерации № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".

         Согласно абзацу 11 пункта 2 письма ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 «О рассмотрении обращения»: «На основании изложенного, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)».

При этом, необходимо отметить, что генеральный подрядчик - один из основных участников инвестиционного процесса в строительстве, который на основании договора подряда (контракта), заключенного с заказчиком, полностью отвечает за осуществление строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией и в обусловленный срок, за обеспечение высокого качества выполняемых строительных и монтажных работ по объекту или комплексу строительства. Генподрядчик имеет право поручать по субподрядному договору выполнение отдельных видов и комплексов работ специализированным подрядным организациям, т.е. субподрядчикам.

Субподрядчик - специализированная подрядная организация, привлекаемая генеральным подрядчиком на договорных условиях для выполнения на строящемся объекте строительных, специальных строительных, ремонтных, монтажных работ. При этом субподрядные организации, привлекаемые подрядчиком для выполнения работ по контракту, не являются организаторами строительства, выполняют часть обязательств и работ по объекту, не несут ответственности за своевременный ввод объекта в эксплуатацию, не имеют гражданско-правовых отношений с заказчиком (застройщиком) и не несут перед ним ответственности.

        Как следует из положений раздела 1 «Определения и их толкование» представленного договора №36-3СМР-АРХ от 02.02.2017, в качестве заказчика по данному договору указано ООО «РТ-СоцСтрой». А в качестве подрядчика указано ООО «СМУ №1».

       Из смысла положений п.3.2 данного договора, следует, что настоящий договор предусматривает оказание заказчиком услуг по организации и сопровождению строительства объекта: «Перинатальный центр по адресу г.Архангельск, пр.Ломоносова, мощностью 130 коек», стоимость которых включена в цену договора в размере 2,87% от цены договора.

        Вышеуказанное обстоятельство, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, свидетельствуют о том, что рассматриваемый договор является договором субподряда.

        Так, в подтверждение данного факта, установлено, что согласно технического задания (приложение №1 к договору №36-3СМР-АРХ от 02.02.2017), государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» выступала по данному договору в качестве заказчика, а генеральным подрядчиком являлось ООО «РТ-СоцСтрой».    

        Следовательно, ООО «СМУ №1» выполняло работы по завершению строительства объекта: «Перинатальный центр по адресу г.Архангельск, пр.Ломоносова, мощностью 130 коек» в качестве субподрядчика.

         Исходя из изложенного, представленный в составе заявки ООО «СМУ №1» договор №36-3СМР-АРХ от 02.02.2017 является договором субподряда, и не может считаться надлежащим подтверждением опыта данного участника.

         Более того, согласно абзацу 7 письма ФАС России ФАС России от 11.09.2019 №МЕ/79668/19 «О рассмотрении обращения»: «По вопросу о порядке предоставления в составе заявки копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ФАС России обращает внимание, что согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику и не может рассматриваться подтверждением о соответствии требованиям Постановления N 99 лица, которое выполняло отдельные виды строительных работ в качестве субподрядчика».

         При этом, как установлено, ООО «СМУ №1» в числе документов не представило надлежащего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку заказчиком в представленном в составе заявки общества разрешении выступает государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», т.е. не сторона по представленному договору №36-3СМР-АРХ от 02.02.2017.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что в составе заявки ООО «СМУ №1» не приложены документы, подтверждающие соответствие данного участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99.

        Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе).

При этом, в силу п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

        Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России, из совокупного анализа представленных вместе со второй частью заявки документов, руководствуясь пунктом 2 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99, приходит к выводу, что оснований для признания заявки ООО «СМУ №1» соответствующей требованиям аукционной документации, у аукционной комиссии заказчика не имелось, в связи с чем, аукционной комиссией при проведении электронного аукциона допущены нарушения положений п.2 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, выразившиеся в незаконном признании заявки ООО «СМУ №1» соответствующей требованиям аукционной документации.

       Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

       При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что между заказчиком и ООО «СМУ №1» 01.09.2020 заключен контракт №0346200015620000018-138658 на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке.

        По результатам проведенной Комиссией Липецкого УФАС России проверки соблюдения заказчиком - ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке (реестровый номер 0346200015620000017), установлено, что в составе заявки ООО «СМУ №1» был представлен договор, подтверждающий соответствие общества дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства №99.

        Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

        1. В действиях аукционной комиссии заказчика - ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке (реестровый номер 0346200015620000018) установлены нарушения п.2 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.

        2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, ввиду заключенного контракта.

3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны