Решение №048/06/105-334/2021 РЕШЕНИЕ № 048/06/105-334/2021 от 12 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 048/06/105-334/2021

 

«08» апреля 2021 года                                                                                     г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.04.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2021.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу ООО «Фокус» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции здания, расположенного по адресу: г. Елец, ул. Костенко, д 9 (реестровый номер 0346300082321000001) (далее- электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России № 180 от 02.04.2021,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России 01.04.2021 поступила жалоба ООО «Фокус» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения закона:

1) в составе аукционной документации график выполнения строительно-монтажных работ не соответствует требованиям Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по договору, предметом которого является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства работ, утвержденной приказом Минстроя 05.06.2018 №336/пр;

2) не применены положения п.11, п.12 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017  № 1042.

Представители заказчик не согласны с жалобой заявителя, представили письменные возражения.

 

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в составе аукционной документации график выполнения строительно-монтажных работ не соответствует требованиям Методики, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.

Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В статье 110.2 Закона о контрактной системе установлены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства

         Согласно ч.6 ст. 110.2 вышеуказанного закона объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Согласно ч.7 ст 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее – Методика) утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2018 г. N 336/пр.

Поскольку объектом закупки является выполнение работ по реконструкции здания, следовательно, применение Методики в данном случае является обязательным.

Установлено, что п. II Методики содержит порядок составления графика выполнения строительно-монтажных работ, а п. III Методики содержит порядок составления графика оплаты выполненных работ по контракту. Согласно данной методике, указанные графики должны иметь определенное содержание.

Согласно Методике, графика выполнения строительно-монтажных работ по контракту должен содержать следующие заголовки граф:

2.3.1. порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

2.3.2. наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

2.3.3. сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;

2.3.4. физический объем работ;

2.3.5. сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).

При этом, в п. 2.9 Методики, установлено, что дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:

2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;

2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;

2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;

2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;

2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в приложении №2 к проекту контракта содержится «график выполнения работ по реконструкции здания, расположенного по адресу: г. Елец, ул. Костенко, д 9», который содержит в полном объеме информацию, установленную Методикой.

2. Рассмотрев довод жалобы о том, в проекте контракта не применены положения п.11, п.12 Правил, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

Пунктами  11 и 12 Правил установлено следующее:

- общая сумма начисленных штрафов  за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта;

- общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Однако, в п. 9.9 и 9.12 проекта контракта заказчик  указал:

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта.

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта.

В связи с изложенным, приведенные положения Правил в должном виде не содержатся в проекте контракта, что является нарушением ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч.1,  3, 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, участники закупки должны являться членами саморегулируемых организаций для выполнения работ по контракту.

В п.18 аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.

Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

На основании  п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе  должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Таким образом, в аукционной документации должно быть установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки в качестве документа, подтверждающего соответствие участников установленному по п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе требованию, выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

В ходе анализа документации установлено, что такое требование не содержится в аукционной документации, что является нарушением п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1частями 1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Статьей 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее – Постановление №99).

Пунктом 2 приложения №1 к Постановлению №99 установлено дополнительное требование к участникам  закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей

наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.

Заказчиком является государственное автономное учреждение здравоохранения "Елецкая стоматологическая поликлиника", начальная (максимальная) цена контракта составляет 55 690 580,00 руб. Объектом закупки является выполнение работ по реконструкции здания.

Таким образом, на рассматриваемую закупку распространяются требования п.2 Постановления Правительства N99.

Однако, в п. 11 аукционной документации заказчиком не  установлено требование  в соответствии с п.2 Постановления Правительства N99, что является нарушением ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта» (далее – Приказ Минстроя России № 9/пр) утверждены типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.

Как установлено, объектом закупки является реконструкция здания.

При этом в п. 2 Приложения № 2 «Информационная карта типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства» утвержденном Приказом Минстроя России № 9/пр указано, что типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства не применяются при выполнении работ по строительству и реконструкции:

- объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также на территории посольств, консульств;

- объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, объект закупки не подпадает под указанные исключения, в связи с чем, заказчик обязан применить типовые условия контракта.

Вместе с тем, установлено, что заказчиком не применены типовые условия контрактов, согласно Приказу Минстроя России № 9/пр о приемке и оплате выполненных работ (пункты 5.1-5.6), что нарушает ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

4. Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила).

При этом, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 в Правила внесены изменения.

Согласно данным изменениям, при определении размеров штрафов в соответствии с указанными выше Правилами не используются слова «в виде фиксированной суммы, определяемой…».

Однако в разделе 9 проекта контракта указано, что «размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:…».

Исходя из изложенного, заказчиком не применены требования, установленные Правилами, что нарушает ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

На основании ч.6  ст. 96 Закона о контрактной системе, в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

Проанализировав аукционную документацию Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п. 13 указано, что ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренное ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе не предусмотрено.

При этом, в п.26 аукционной документации указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% от цены контракта.

Таким образом, заказчик установив размер обеспечения исполнения контракта, от его цены, а не от начальной (максимальной) цены контракта, допустил нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения ч.1,3,4 ст.64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении вопроса о выдаче предписания Комиссией установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО «Монолит» на положения документации об электронном аукционе (предписание от 08.04.2021 по делу №048/06/105-331/2021).

Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14, Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Фокус» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции здания, расположенного по адресу: г. Елец, ул. Костенко, д 9 (реестровый номер 0346300082321000001)  обоснованной в части довода 2.

2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.1, ч. 3,4 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных  нарушений не выдавать, поскольку оно выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО «Монолит» на положения документации об электронном аукционе (предписание от 08.04.2021 по делу №048/06/105-331/2021).

4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.      

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны