Решение №РНП-48-228с/2021 Решение №РНП-48-228с/2021 по результатам проверки «13» октяб... от 13 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

Решение №РНП-48-228с/2021

по результатам проверки

«13» октября 2021 года                                                                   г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 13.10.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 18.10.2021.

 

На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее –Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия Липецкого УФАС России)

рассматривается обращение областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области» (далее- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.04.2021 № Ф.2021.846012 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостового перехода через реку Лебедянка на км 38+873 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Доброе - Трубетчино - Вязово - Лебедянь в Лебедянском районе Липецкой области (реестровый номер контракта 2482612972821000049), заключенного с ООО «РУИСЕНЬОР» по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846500000321000012, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО «РУИСЕНЬОР» условий контракта.

На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 08.10.2021 №629 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о   контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.

Проверка проведена при участии представителей областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области»: …,

ООО «РУИСЕНЬОР», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего обращения заказчика и проведения проверки, своих представителей не направило.

Присутствующие при проведении проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что подрядчик принял на себя обязательства по контракту представить в срок до 11.05.2021 технический отчет по обследованию моста и технические отчеты по инженерным изысканиям. Однако, в указанный срок, а также по состоянию на 13.09.2021 данные отчеты заказчику не были предоставлены. Как и не были представлены основные технические решения и проектная документация. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

       От ООО «РУИСЕНЬОР» поступили письменные пояснения причин неисполнения обязательств по контракту в полном объеме в установленный срок, в которых общество, в числе прочего, сообщило, что для разработки основных проектных решений необходимо располагать данными о необходимости проектирования объездных дорог на данных объектах и эта информация была запрошена у заказчика. Так же запрашивались паспорта на объекты, так как в качестве исходных данных был направлен паспорт на один объект, не относящийся к нам контрактам. Однако обратной связи от заказчика до настоящего времени получено не было, исходные данные не были предоставлены в требуемом объеме. Длительное отсутствие обратной связи со стороны заказчика либо не своевременное предоставление мотивированных замечаний, согласований или исходных данных повлекло нарушение сроков исполнения контракта по причинам, не зависящим от подрядчика. Подрядчик принял все зависящие от него меры для исполнения обязательств по контракту.

В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 06.10.2021 от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО «РУИСЕНЬОР» (далее по тексту также – подрядчик, общество) в связи с односторонним отказом  заказчика от исполнения контракта от 05.04.2021 № Ф.2021.846012 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостового перехода через реку Лебедянка на км 38+873 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Доброе - Трубетчино - Вязово - Лебедянь в Лебедянском районе Липецкой области (реестровый номер контракта 2482612972821000049), заключенного с ООО «РУИСЕНЬОР» по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846500000321000012

05.04.2021 между заказчиком и подрядчиком заключен контракт №Ф.2021.846012 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостового перехода через реку Лебедянка на км 38+873 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Доброе - Трубетчино - Вязово - Лебедянь в Лебедянском районе Липецкой области (реестровый номер контракта 2482612972821000049) (далее –контракт).

В силу п.1.1 контракта, подрядчик принимает на себя обязательство по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостового перехода через реку Лебедянка на км 38+873 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Доброе-Трубетчино-Вязово-Лебедянь в Лебедянском районе Липецкой области (далее – Проектная документация) в сроки, установленные п.2.1. настоящего Контракта и Календарным планом работ (Приложение № 2 к настоящему Контракту), в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ (Приложение № 1 к настоящему Контракту) (далее – Задание), а Заказчик обязуется принять выполненные надлежащим образом работы и оплатить их в порядке и сроки, установленные настоящим контрактом.

Приложением №1 к контракту является техническое задание на выполнение предусмотренных контрактом работ.

Пунктом 3 технического задания установлены следующие требуемые виды работ:

3.1. Выполнить обследование моста со сбором всей необходимой информации для проектирования;

3.2. Выполнить инженерные изыскания в объёме необходимом для обоснования и принятия решений по проекту;      

3.3. Разработать проектную, рабочую и сметную документацию.

       Также техническим заданием предъявлены следующие требования к обследованию моста:

4.1. Провести обследование с целью разработки проекта капитального ремонта. Выполнить необходимые измерения, испытания.

4.2. По результатам обследования составить технический отчет с выводами о техническом состоянии отдельных конструктивных элементов и моста в целом.

В пункте 5 технического задания установлены требования к составу инженерных изысканий:  

- инженерно-геодезические изыскания;

- инженерно-геологические изыскания;

- инженерно-экологические изыскания;

- инженерно-гидрометеорологические изыскания.

Кроме этого пунктом 5 технического задания установлено, что при выполнении работ подрядчику необходимо:

       - Разработать и выполнить программу инженерных изысканий в объёме, необходимом для обоснования и принятия проектных решений. Программу изысканий согласовать с заказчиком.

       - Провести все необходимые работы по выявлению объектов археологического наследия. Получить согласование о размещении объекта реконструкции от управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области.

 -  На основании требований ст.47, п. 4.1 Градостроительного кодекса РФ (№ 190-ФЗ от 29.12.2004), а также постановления Правительства РФ от 19.01.2006 №20 выполнить инженерные изыскания, необходимые для получения достаточных материалов по обоснованию проектных решений. Результатом инженерных изысканий являются технические отчёты, т.е. документы, содержащие текстовые и графические материалы в виде карт (схем), отражающих сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой расположен объект, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий указанной территории применительно к объекту,

- Технические отчёты об инженерных изысканиях передаются Заказчику в переплетённом виде в 3 (трёх) экземплярах и на электронном носителе в 1 (одном) экземпляре, в срок, согласно Календарному плану (приложение №2 к настоящему контракту).

Основные условия при разработке проектной документации содержатся в пункте 6 технического задания, в числе которых:

- Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов принять в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

- Разработать документацию по реконструкции мостового перехода в составе достаточном для принятия технических решений и определения параметров, предусмотренных настоящим Заданием, обоснования объёмов и сметной стоимости объекта.

-  Основные технико-экономические показатели и проектные решения представить в виде сводной таблицы.

- Осуществить сбор всех необходимых согласований, технических условий на переустройство инженерных коммуникаций, технических условий на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения и заключений о выполнении полученных технических условий всех служб, чьи инженерные коммуникации находятся в зоне производства работ, а также при необходимости со службами санэпиднадзора, с экологическими службами и т.д.

При подготовке к проектированию определить перечень и состав балансодержателей объектов (включая наземные и подземные коммуникации и сооружения) подлежащих сносу (переустройству), новому строительству и не относящихся к имуществу автомобильной дороги. При необходимости получить соответствующие технические условия и согласования.

Определить перечень, состав и балансодержателей объектов незаконно прикрепленных элементов и конструкций, подлежащих сносу (согласовать с Заказчиком). 

- Отдельным томом оформить проектную документацию по переустройству коммуникаций (при их наличии). Оформить ведомость переустраиваемых коммуникаций с обязательным обоснованием принятого решения о необходимости переустройства каждого участка. Получить подтверждение выполнения технических условий.

- Провести оценку воздействия на водные биоресурсы и расчет ущерба рыбному хозяйству и получить согласование на проектируемую деятельность в подконтрольном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, согласно Федеральному Закону №166-ФЗ от 20.12.2004 г «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

- Предусмотреть в составе проектной документации:

- разработку и утверждение в установленном порядке проекта планировки территории и проекта межевания территории;

- схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и подходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (при их наличии);

- схему планировочной организации земельного участка, подтверждающую расположение линейного объекта в пределах красных линий, утверждённых в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

- схемы, отображающие архитектурные решения;

- сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

- проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости);

- проект организации строительства объекта капитального строительства.

Составить сводную ведомость объёмов работ по объекту.

Составить ведомость материальных ресурсов и технических параметров материалов, технических спецификаций материалов.

Предусмотреть применение дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих действующим нормативным требованиям с учетом требований импортозамещения.

Получение технических условий, заключений об их выполнении, проведение согласований с заинтересованными эксплуатирующими организациями в соответствии с действующим законодательством, осуществляет и оплачивает проектная организация.

Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также достоверности определения сметной стоимости в органах Главгосэкспертизы России осуществляет Подрядчик по доверенности Заказчика. Оплату проведения государственной экспертизы проектной документации производит Заказчик, согласно счёту, за выполненные работы.

- Основные технические решения разрабатываются и принимаются на основе вариантного проектирования, с последующим их согласованием с Заказчиком.

- Разработать проектные решения (два варианта) по организации и обеспечению безопасности движения и ограждения рабочих мест на время производства работ на Объекте. Схему организации движения при производстве работ согласовать с Заказчиком и при необходимости с другими заинтересованными организациями и лицами.

Согласно п.2.1. контракта, календарные сроки выполнения работ составляют: начало работ: с даты подписания контракта, окончание работ: 10.11.2021г.

Сроки выполнения конкретных видов работ определяются Календарным планом работ (Приложение №2).

Так, данным календарным планом работ предусмотрено следующее:

№ п/п

Наименование работ

Сроки выполнения

 

Начало работ

Окончание работ

1

Разработка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостового перехода через реку Лебедянка на км 38+873 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Доброе-Трубетчино-Вязово-Лебедянь в Лебедянском районе Липецкой области,

в том числе:

 

с даты

подписания контракта

 

 

 

 

10 ноября 2021 г.

Представление Технических отчетов на согласование Заказчику

-  Технический отчет по обследованию моста

- Технические отчеты по инженерным изысканиям

 

 

11 мая 2021 г.

 

Представление проектной документации на рассмотрение Заказчику:

  • Раздел 1. Пояснительная записка. Копии документов согласований.
  • Раздел 2. Проект полосы отвода.
  • Раздел 3. Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения:
  • Часть 1. Технологические и конструктивные решения капитального ремонта моста.
  • Часть 2.Технологические и конструктивные решения капитального ремонта подходов.
  • Часть 3. Переустройство коммуникаций (при их наличии).
  • Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта (при их наличии).
  • Раздел 6. Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта.
  • Раздел 7. Мероприятия по охране окружающей среды.
  • Раздел 8. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
  • Раздел 9. Смета на строительство:
  • Ведомости объемов строительно-монтажных работ.

-     Раздел 10. Иная документация, в том числе:

-   Проект планировки территории. Основная часть;

-  Проект планировки территории. Материалы по обоснованию;

-   Проект межевания территории. Основная часть;

-  Проект межевания территории. Материалы по обоснованию.

 

02 сентября 2021 г.

 

Представление проектной документации на рассмотрение Заказчику:

  • Раздел 9. Смета на строительство:
  • Сводный сметный расчет.
  • Локальные сметы. Мост.
  • Локальные сметы. Подходы.

-      Раздел 10. Иная документация, в том числе:

-   Оценка воздействия на водные биоресурсы и расчет ущерба рыбному хозяйству. 

 

10 сентября 2021г.

 

 - Проектная документация с положительным заключением экспертизы.

Рабочая документация.

 

 

 10 ноября 2021 г.

При этом, пунктом 6.4 контракта установлены обязанности подрядчика, в числе которых:

6.4.2. Выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы в объёме, с качеством и в сроки, установленные настоящим Контрактом, и в строгом соответствии с Заданием;

6.4.3. Заблаговременно в письменной форме уведомлять Заказчика о возможности наступления событий, препятствующих нормальному выполнению работ. Если в процессе выполнения работы выяснится неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работы, Подрядчик обязан приостановить её, поставив об этом в известность Заказчика в трёхдневный срок после приостановления работы;

6.4.7. Осуществлять и оплачивать сбор исходных данных, технических условий, необходимых согласований и экспертных заключений;

6.4.8. Согласовать проектную документацию с уполномоченными органами и организациями, выдавшими технические условия;

6.4.16. Предоставить полный комплект Проектной документации в количестве, предусмотренном настоящим Контрактом и приложениями.

Разделом 7 контракта установлено, в том числе, следующее:

7.2. Подрядчик для приемки результатов работ по инженерным изысканиям, согласно Календарному плану (Приложение №2 к настоящему Контракту), представляет Заказчику документацию на согласование.

7.3. Заказчик после получения от Подрядчика документации по инженерным изысканиям в течение 10 (десяти) рабочих дней рассматривает её и в случае отсутствия замечаний согласовывает, а при наличии замечаний, возвращает Подрядчику документацию на доработку с мотивированным отказом с указанием недостатков и сроков для их устранения.

Подрядчик обязан устранить выявленные заказчиком недостатки в установленные сроки. После устранения замечаний Подрядчик повторно с сопроводительным документом представляет документацию Заказчику, после чего Подрядчик вправе приступить к разработке проектной документации.

Неустранение выявленных замечаний в установленные Заказчиком сроки является основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта.

7.4. В соответствии с Календарным планом работ, Подрядчик представляет Заказчику по накладной Проектную документацию.

7.6. Работы по Контракту считаются выполненными после получения положительного заключения государственной экспертизы на Проектную документацию и инженерные изыскания, и приемки Рабочей документации.

Положительное заключение государственной экспертизы и приемка Рабочей документации Заказчиком являются основанием для подписания итогового акта выполненных работ.

7.7. Дата подписания Акта выполненных работ является датой выполнения Подрядчиком работ по настоящему Контракту. Акт выполненных работ подписывается только после выполнения «Подрядчиком» обязательств, предусмотренных п.5.1. настоящего контракта.

7.9. При завершении работ по настоящему Контракту Подрядчик передает Заказчику результаты работ, предусмотренные п. 1.1 настоящего Контракта.

Таким образом, датой выполнения подрядчиком работ по контракту является дата подписания акта выполненных работ.

Между тем, как следует из пояснений представителей заказчика, работы, предусмотренные контрактом в полном объеме и в установленный им срок, подрядчиком выполнены не были, акт выполненных работ сторонами не подписан.

При этом, как следует из представленных сторонами в материалы проверки документов, 13.04.2021 подрядчик письмом (с исх. №111/Р) просил заказчика о предоставлении исходных данных и информации, необходимых для реализации рассматриваемого контракта.

16.04.2021 заказчиком (письмо с исх. №1096) подрядчику была представлена имеющаяся у заказчика документация.

21.05.2021 подрядчик (письмо с исх. №343/Р) направил заказчику на рассмотрение программу работ на выполнение инженерно-экологических изысканий, просил подписать и направить подписанные файлы на электронную почту подрядчика.

Кроме того, в этот же день подрядчик (письмо с исх. №344/Р) направил заказчику на рассмотрение и утверждение технические задания на выполнение инженерных изысканий и программы работ на выполнение инженерных изысканий, с просьбой подписать и направить подписанные файлы на электронную почту подрядчика.

Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что 11.05.2021 истек срок, установленный в календарном плане работ, для предоставления заказчику на согласование технических отчетов: по обследованию моста и по инженерным изысканиям.

Однако, как установлено, данные технические отчеты, в указанный срок заказчику подрядчиком представлены не были.

Доказательств обратного подрядчиком в материалы проверки не предоставлено.

При этом, доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных препятствий для составления и предоставления заказчику на согласование технических отчетов по обследованию моста и по инженерным изысканиям в срок до 11.05.2021, подрядчиком в материалы проверки не представлено.

Более того, о наличии обстоятельств, которые могут повлиять на срок сдачи заказчику технических отчетов по обследованию моста и по инженерным изысканиям, подрядчик не уведомлял заказника.

Частью 1 статьи 716 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения работы в срок.

До 11.05.2021 общество не сообщало заказчику о каких-либо обстоятельствах, препятствующих выполнению работ по обследованию моста и по инженерным изысканиям в установленный контрактом срок и не сообщало заказчику о приостановлении работ.

Таким образом, подрядчиком нарушен установленный в календарном плане работ срок для предоставления заказчику на согласование вышеуказанных Технических отчетов.

Между тем, 28.05.2021 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. №1535), из содержания которого следует, что заказчик утвердил последнему технические задания на выполнение инженерных изысканий и согласовал программы работ на выполнение инженерных изысканий.

Таким образом, технические задания на выполнение инженерных изысканий и программы работ на выполнение инженерных изысканий, разработанные подрядчиком, заказчиком были согласованы и утверждены.

07.06.2021 заказчик в адрес подрядчика письмом (исх. №1630) направляет приказ для разработки и утверждения в установленном порядке проекта планировки территории и проекта межевания территории в рамках выполнения работ по контракту.

02.07.2021 подрядчик в адрес заказчика письмом (исх. №581/Р) направляет на рассмотрение и согласование топографический план объектов. Также, в числе прочего, сообщил, что на текущую дату подрядчиком выполнены полевые работы по экологическим и гидрометеорологическим изысканиям, и ведутся камеральные работы.

08.07.2021 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. №2010), в котором он отказал подрядчику в согласовании топографического плана объектов в связи с тем, что на указанную дату заказчик не располагает всей полнотой информации, которая должна содержаться в полном комплекте отчетов по инженерным изысканиям и отчетах по обследованию моста.

Таким образом, поскольку подрядчиком не были представлены заказчику в установленный календарным планом выполнения работ по контракту срок отчеты по инженерным изысканиям и отчеты по обследованию моста, содержащие все необходимые для него данные для полноты информации, заказчиком было отказано подрядчику в согласовании топографического плана объектов.

26.07.2021 подрядчик в адрес заказчика письмом (исх. №659/Р) направил на согласование программы производства работ по предпроектному обследованию моста в рамках выполнения работ по контракту. Также сообщил, что полевые работы по обследованию подрядчиком выполнены в полном объеме, ведутся камеральные работы.

02.08.2021 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. №3397), которым была согласована программа производства работ по предпроектному обследованию моста.

Таким образом, заказчик согласовал подрядчику программу производства работ по предпроектному обследованию моста.

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно календарного плана на выполнение рассматриваемых работ, подрядчику необходимо представить проектную документацию на рассмотрение заказчику в срок – 02.09.2021.

Однако, как установлено из представленных в материалы проверки документов и следует из пояснений представителей заказчика, подрядчиком по состоянию на 13.09.2021 не были выполнены технические отчеты по обследованию моста и инженерным изысканиям, не разработаны, не приняты и не согласованы с заказчиком основные технические решения, не представлена проектная документация.

Доказательств обратного обществом в материалы проверки не представлено.

Вместе с тем, согласно пояснений представителей подрядчика, невозможность разработки основных проектных решений обусловлена непредставлением заказчиком паспорта на объект.

При этом, как пояснили представители заказчика, все необходимые исходные данные, в том числе, паспорт на соответствующий объект, были представлены подрядчику 16.04.2021.

В тоже время, как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России, даже в случае не предоставления заказчиком требуемого подрядчиком паспорта на рассматриваемый объект, указанное обстоятельство не послужило причиной не разработки и не принятия обществом основных технических решений, необходимость выполнения которых установлена п.6.16 технического задания к контракту.

Доказательств обратного подрядчиком не представлено.

При этом, в ходе проверки установлено, что именно действия подрядчика по нарушению срока выполнения работ по инженерным изысканиям и обследованию моста привели к невозможности выполнения им работ по подготовке проектной документации (основных разделов) и передачи ее заказчику в срок до 02.09.2021.

13.09.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что подрядчиком по состоянию на данную дату не были выполнены технические отчеты по обследованию моста и инженерным изысканиям, не разработаны, не приняты и не согласованы с заказчиком основные технические решения, не представлена проектная документация.

В силу ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 11.6. контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8 – 25 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п.11.7. контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств Контракта, в том числе в случаях:

- если Подрядчик в течение 10 дней с момента заключения Контракта не приступил к его исполнению или выполняет работы настолько медленно, что их выполнение к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;

- в случае нарушения Подрядчиком Календарного плана выполнения работ более чем на 20 дней;

- если Подрядчик не исполнил в срок, указанный Заказчиком, требований об устранении выявленных недостатков;

- если недостатки результата работ, являются существенными и неустранимыми.

В силу ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рассматриваемом случае решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленные законом сроки размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, направлено подрядчику по почтовому адресу, и по адресу его электронной почты.

Как установлено, 21.09.2021 подрядчик (письмо с исх.№828/Р) сообщил заказчику, в числе прочего, о сроках выполнения им работ по контракту:

22.09.2021 –предпроектное обследование,

23.09.2021- варианты проектных решений (мосты),

11.10.2021- технические решения по сооружениям в полном объеме (ТКР, ПОС, ПОД),

11.10.2021- готовность ведомости объемов работ,

15.10.2021- комплект документации в полном объеме. Ориентировочная дата загрузки в экспертизы для определения достоверности сметной стоимости-25.10.2021 (параллельно будет рассчитан размер ущерба рыбному хозяйству). 10.11.2021- заказчиком будет получен результат работ в пределах окончательного срока, установленного контрактом.

В связи с чем, подрядчик просил заказчика отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В ответ на указанное письмо подрядчика заказчик (письмо от 24.09.2021 исх. №4097) сообщил, что не усматривает оснований для отмены принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку проектная документация в полном объеме не была представлена на рассмотрение заказчику (срок для представления- 10.09.2021).

22.09.2021 подрядчик в адрес заказчика письмом (исх. №836/Р) направил на согласование отчеты обследования по объекту.

04.10.2021 заказчик в адрес подрядчика направил письмо (исх. №4196-1), из содержания которого не установлен факт согласования представленных подрядчиком отчетов обследования по объекту, по причине не предоставления заказчику технических отчетов по инженерным изысканиям.

При этом, после указанной даты, проведение требуемых работ, предусмотренных контрактом, а также иных работ, упомянутых подрядчиком в письме от 21.09.2021 с исх.№828/Р (например, предоставление вариантов проектных решений (мосты)), подрядчиком осуществлено не было.

Таким образом, установлено, что результаты работ не были переданы подрядчиком, что позволило бы заказчику отменить не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Доказательств обратного в материалы проверки подрядчиком не представлено.

Вместе с тем, 21.09.2021 заказчик был уведомлен о получении подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вышеупомянутое письмо подрядчика с исх. №828/Р).

Датой расторжения контракта является 04.10.2021.

 

По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных обществом в материалы проверки документов: копий направляемых в адрес заказчика писем, учитывая сроки выполнения работ, не усмотрела в их содержании фактов, подтверждающих наличие каких-либо препятствий обществу в выполнении работ в предусмотренные контрактом сроки.

Кроме того, представленная обществом в материалы проверки переписка с заказчиком не свидетельствует о принятии обществом достаточных мер для надлежащего исполнения условий контракта, в частности, по причине того, что обществом изначально был нарушен промежуточный срок для представления технических отчетов на согласование заказчику (по обследованию моста, по инженерным изысканиям) -  11 мая 2021 года.

Между тем, доказательств, свидетельствующих о совершении обществом действий, направленных на своевременную разработку и согласование с заказчиком технических отчетов по обследованию моста, по инженерным изысканиям, обществом не представлено.

Таким образом, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.

Также в материалы проверки обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Кроме того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.

Подрядчик подавал заявку, им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках выполнения работ. 

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

У подрядчика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.

Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ «О контрактной системе», а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.

Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.

При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

Кроме того, в настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не выполнил необходимые заказчику работы по контракту. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В данном случае получение инженерных изысканий и проектной документации в заявленные в контракте сроки являлось для заказчика крайне важным, поскольку данные документы требовались для проведения на их основе работ в рамках реализации Национального проекта.

На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.

Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,

- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта.

С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года следующие сведения об обществе с ограниченной ответственностью «РУИСЕНЬОР» и его генеральном директоре (учредителе) в связи с односторонним отказом областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области» от исполнения контракта от 05.04.2021 № Ф.2021.846012 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостового перехода через реку Лебедянка на км 38+873 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Доброе - Трубетчино - Вязово - Лебедянь в Лебедянском районе Липецкой области (реестровый номер контракта 2482612972821000049):

- общество с ограниченной ответственностью «РУИСЕНЬОР» (…)

- генеральный директор (учредитель): ….,

- предмет контракта— выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостового перехода через реку Лебедянка на км 38+873 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Доброе - Трубетчино - Вязово - Лебедянь в Лебедянском районе Липецкой области,

- цена контракта — 1 932 610,88 коп., 

- срок исполнения контракта -  31.12.2021 года,

- дата проведения электронного аукциона – 18.03.2021,

- основание расторжения контракта - решение областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области» об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.09.2021,

- дата расторжения контракта - 04.10.2021.

Дата события

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по  II  разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата  изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по  III   разделу

04.10.2021

07.10.2021

06.10.2021

0

06.10.2021

13.10.2021

13.10.2021

0

18.10.2021

18.10.2021

0

0

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны