Решение №3515-03 - от 17 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № РНП-48-79с/19

 

11 июня 2019 года                                                                                          г. Липецк

 

На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062, Комиссией  Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия, Комиссия Липецкого УФАС России) проведена проверка документов и сведений, поступивших от заказчика – областного казенного учреждения "Елецкий городской центр занятости населения" об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан по профессии "Парикмахер", заключенного с Ютазинской местной организацией регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер <...> ), на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность данного исполнителя.

Проверка проведена в присутствии представителей областного казенного учреждения "Елецкий городской центр занятости населения".

В адрес Ютазинской местной организации регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» направлено уведомление о времени и месте рассмотрения обращения.

Проверка начата 06.06.2019, окончена 11.06.2019.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

В Липецкое УФАС России 05.06.2019 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от областного казенного учреждения "Елецкий городской центр занятости населения" (далее – заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с Ютазинской местной организацией регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» (далее – исполнитель).

Присутствующие при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что 11.03.2019 между заказчиком и Ютазинской местной организацией регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» был заключен контракт № 07-19ЭА на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан по профессии "Парикмахер" (реестровый номер <...> ). Согласно данному контракту заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства качественно и своевременно в соответствии с требованиями и условиями настоящего Контракта оказать образовательные услуги по профессиональному обучению безработных граждан по профессии «Парикмахер» (далее - услуги), в количестве 10 человек, согласно Спецификации (Приложение №1 к настоящему Контракту). Однако, Ютазинская местная организация регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» обязательства по контракту в срок, предусмотренный контрактом, не выполнило. В связи с чем, 25.04.2019 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, в результате рассмотрения сведений о недобросовестном исполнителе, установлено следующее.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещена документация о проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан по профессии "Парикмахер" (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена контракта – 209 666,70  рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.02.2019 №0146200003119000007-3, победителем электронного аукциона признана Ютазинская местная организация регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан».

11.03.2019 между заказчиком и Ютазинской местной организацией регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» заключен контракт № 07-19ЭА на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан по профессии "Парикмахер" (реестровый номер <...> ) (далее – контракт).

По условиям контракта исполнитель принял на себя обязательства качественно и своевременно в соответствии с требованиями и условиями настоящего контракта оказать образовательные услуги по профессиональному обучению безработных граждан по профессии «Парикмахер» (далее - услуги), в количестве 10 человек, согласно Спецификации (Приложение №1 к контракту).

Контрактом также установлено, что дата начала обучения групп устанавливается заказчиком.

Согласно представленным документам, 11.04.2019 заказчиком в адрес исполнителя направлено письмо, в котором заказчик уведомляет об укомплектованности группы безработных граждан по профессии «Парикмахер» в количестве 10 человек, и которые готовы приступить к занятиям с 15.04.2019.

Вместе с тем, 12.04.2019 заказчиком получено письмо от исполнителя, в котором исполнитель просит расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с увольнением преподавателя и невозможностью исполнения контракта.

В ответ на данное письмо 15.04.2019 заказчиком в адрес исполнителя направлено письмо, в котором заказчик сообщает о несогласии расторжения контракта по соглашению сторон. Также в данном письме заказчик просит до 18.04.2019 сообщить о месте и времени начала проведения занятий.

19.04.2019 заказчиком в адрес исполнителя направлена телеграмма, в которой заказчик повторно уведомляет исполнителя об укомплектованности группы, а также просит до 24.04.2019 сообщить о начале оказания услуг.

Согласно представленным документам, указанная телеграмма получена исполнителем 19.04.2019.

В ходе рассмотрения представленных документов и сведений установлено, что исполнитель не приступил к оказанию услуг в сроки, установленные заказчиком и контрактом.

Заказчиком 25.04.2019 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что в установленный контрактом срок, исполнителем не были исполнены обязательства по контракту.

Пунктом 9.4. контракта установлено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон настоящего Контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.

         В соответствии с пунктом 9.5. контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным действующим Гражданским кодексом Российской Федерации. Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 8 - 25 статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рассматриваемом случае решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.04.2019 размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, 26.04.2019 направлено исполнителю по адресу электронной почты и почтовому адресу, указанным в контракте.

Уведомление о вручении исполнителю решения было получено заказчиком 21.05.2019.

Рассмотрев представленные заказчиком доказательства, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования Закона о контрактной системе при принятии вышеуказанного решения заказчиком соблюдены, решение вступило в законную силу. Таким образом, вышеуказанный контракт расторгнут 03.06.2019, в силу выше обозначенных положений Закона о контрактной системе и информации о его расторжении.

Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

В результате проверки предоставленных документов и информации на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Ютазинской местной организации регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» Комиссия считает, что сведения об Ютазинской местной организации регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» подлежат включению в реестр, исходя из вышеприведенных обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении исполнителя при исполнении контракта.

Кроме того, в силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Однако, не представлено документов, подтверждающих исполнение в установленный законом срок исполнителем своих обязательств по контракту. Таким образом, у заказчика не было оснований для отмены принятого им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В настоящем случае исполнитель не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не оказал необходимые заказчику образовательные услуги по профессиональному обучению безработных граждан по профессии "Парикмахер". Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов исполнителя, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, участник принял на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности и соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

При проведении проверки доказательств возникновения у исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта, не установлено (о возникновении таких обстоятельств исполнитель не уведомлял заказчика). Также не установлено, что исполнителем приняты иные меры, которые были бы направлены на исполнение обязательств согласно условиям контракта.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что исполнитель проявил такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту.

При указанных выше обстоятельствах, включение сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением данным исполнителем условий контракта, является необходимой мерой государственного регулирования правоотношений, возникающих в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контракту сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Как было уже указано выше, юридическое лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

В рамках проверки, исходя из представленных доводов и доказательств Комиссией Липецкого УФАС России не установлено добросовестного поведения исполнителя при исполнении контракта.

При этом включение в данном случае сведений о исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной систем и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки -юридического лица.

Каким-либо иным образом, включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года следующие сведения о Ютазинской местной организации регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» (его председателе, учредителях), контракт с которым расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика – областного казенного учреждения "Елецкий городской центр занятости населения" от исполнения контракта от 11.03.2019 с реестровым номером 2482101317319000011, заключенного по итогам проведения электронного аукциона  на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан по профессии "Парикмахер" (реестровый номер <...> ), в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта:

- Ютазинская местная организация регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» (<…>);

- председатель совета организации – <…>;

- учредители:

1) <…>,

2) <…>,

3 <…>,

4) <…>,

5) <…>,

6) <…>,

7) <…>,

8) <…>,

9) <…>.

- дата заключения контракта – 11.03.2019;

- реестровый номер контракта - 2482101317319000011;

- предмет контракта – оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан по профессии "Парикмахер";

- цена контракта – 172 975,15 рублей;

- срок исполнения обязательств исполнителя по контракту – с даты заключения контракта по 25.12.2019;

- основание расторжения контракта – решение областного казенного учреждения "Елецкий городской центр занятости населения" от 25.04.2019 об одностороннем отказе от исполнения контракта;

- дата расторжения контракта - 03.06.2019.

2. Датой включения сведений о Ютазинской местной организации регионального общественно - государственного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) Республики Татарстан» его председателе, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны