Решение б/н Решение и предписание по делу №48 в отношении ООО «Медиа-Мар... от 1 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

28 октября 2011 г. г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,рассмотрев дело № 48, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Обществом с ограниченной ответственностью «Медиа-Маркт-Сатурн» <...>,

в отсутствие:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — ООО «Медиа-Маркт-Сатурн»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России 22 апреля 2011 года поступило заявление гражданина <...> о нарушениях действующего законодательства со стороны магазина «Медиа Маркт», в котором он сообщает о том, что «Магазин «Медиа Маркт» <...> с момента своего открытия в рекламных целях использует слоган «Сделано в Германии». Он часто размещается на рекламных баннерах, а также на официальном сайте компании. Несмотря на громкие обещания, в магазине «Медиа Маркт» представлена бытовая техника, произведённая в разных странах мира. Германские товары едва составляют и десятую долю в ассортименте товаров, представленных на прилавках магазина. С таким же успехом можно написать «Сделано в Китае» или «Сделано в Индонезии».

Используя рекламный слоган «Сделано в Германии», магазин «Медиа Маркт» вводит в заблуждение покупателей. Тем самым магазин нарушает статью 5 (пункт 3.2) Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», указывая неверное место происхождения товара. Германская техника славится своей надёжностью и высокими потребительскими качествами, но под видом германской техники покупателю предлагают товары из Кореи, Китая, Индонезии и других стран.».

Для рассмотрения заявления в адрес ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» был сделан запрос за исх. № 2033 от 30.05.2011 г., в ответ на который ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» сообщило, что «Обществу принадлежит сеть розничных магазинов бытовой техники «Медиа-Маркт», расположенных на территории Российской Федерации. Цель Общества — это создание на территории Российской Федерации сети крупных розничных магазинов бытовой электроники, предлагающих качественные электронные товары по приемлемым ценам, качественное обслуживание потребителей с высоким уровнем сервиса.

В соответствии с указанной концепцией Общество использует слоган «Мегамагазин Электроники», поскольку приставка «мега-» в сложных словах имеет значение «большой, большого размера» (см. Приложение № 1 — распечатка с сайта словаря Ожегова). Использование данной фразы призвано подчеркнуть, что магазины «Медиа-Маркт» предлагают широкий ассортимент товаров бытовой техники и электроники. Использование фразы «Мегамагазин Электроники» также призвано обратить внимание потребителя на значительные торговые площади магазинов «Медиа-Маркт», что позволяет выбирать товары и совершать покупки в комфортной обстановке.

Касательно фразы «Сделано в Германии» Общество поясняет следующее. Общество на 100% принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Медиа-Сатурн-Руссланд» (см. Приложение № 2). В свою очередь общество с ограниченной ответственностью «Медиа-Сатурн-Руссланд» принадлежит на 99% Медиа-Сатурн-Холдинг ГмбХ. Указанный участник общества с ограниченной ответственностью «Медиа-Сатурн-Руссланд» создан и действует в соответствии с законодательством Федеративной Республики Германии (см. Приложение № 3). Медиа-Сатурн-Холдинг ГмбХ является оператором сети магазинов «Медиа-Маркт» на территории Федеративной Республики Германии.

Рассматриваемое утверждение («Сделано в Германии») относится к способам организации предпринимательской деятельности Общества, в частности: принципы планировки пространства магазинов, качество обслуживания, атмосфера в магазинах и рекламная политика. За более чем двадцать лет работы магазинов «Медиа-Маркт» в различных странах мира был накоплен большой опыт организации предпринимательской деятельности по розничной продаже бытовой электроники. Общество, как компания, входящая в состав холдинга Медиа-Сатурн, использует то лучшее, что было накоплено за указанный период времени в части продвижения рекламы и построения бизнес-процессов. Рассматриваемое утверждение призвано привлечь внимание потенциальных потребителей к указанному обстоятельству.».

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»:

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Так как ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» в целях продажи осуществляет действия по рекламе в отношении товаров бытовой техники и электроники, реализуемых через магазин «Медиа Маркт» <...>, используя при этом слоган «Мегамагазин Электроники. Сделано в Германии.», то такие товары бытовой техники и электроники подпадают под понятие объект рекламирования и при осуществлении действий по рекламе должны соблюдаться требования рекламного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о месте его происхождения.

Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, гражданин <...> является одним из потребителей рекламы, на привлечение внимания которых к товарам бытовой техники и электроники направлена реклама ООО «Медиа-Маркт-Сатурн».

При восприятии потребителями рекламы, одним из которых является гражданин <...>, рекламы товаров бытовой техники и электроники ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», в которой используется слоган «Мегамагазин Электроники. Сделано в Германии.» при отсутствии сведений о месте происхождения каждого товара бытовой техники и электроники, потребители воспринимают сведения о месте происхождения каждого товара бытовой техники и электроники, предлагаемых к продаже ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», как о стране производителе — Германия.

Сведения о том, что слоган «Мегамагазин Электроники. Сделано в Германии.» несёт в себе сведения о том, что «магазины «Медиа-Маркт» предлагают широкий ассортимент товаров бытовой техники и электроники. Использование фразы «Мегамагазин Электроники» также призвано обратить внимание потребителя на значительные торговые площади магазинов «Медиа-Маркт», что позволяет выбирать товары и совершать покупки в комфортной обстановке.

Общество на 100% принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Медиа-Сатурн-Руссланд». В свою очередь общество с ограниченной ответственностью «Медиа-Сатурн-Руссланд» принадлежит на 99% Медиа-Сатурн-Холдинг ГмбХ. Указанный участник общества с ограниченной ответственностью «Медиа-Сатурн-Руссланд» создан и действует в соответствии с законодательством Федеративной Республики Германии. Медиа-Сатурн-Холдинг ГмбХ является оператором сети магазинов «Медиа-Маркт» на территории Федеративной Республики Германии.

Рассматриваемое утверждение («Сделано в Германии») относится к способам организации предпринимательской деятельности Общества, в частности: принципы планировки пространства магазинов, качество обслуживания, атмосфера в магазинах и рекламная политика. За более чем двадцать лет работы магазинов «Медиа-Маркт» в различных странах мира был накоплен большой опыт организации предпринимательской деятельности по розничной продаже бытовой электроники. Общество, как компания, входящая в состав холдинга Медиа-Сатурн, использует то лучшее, что было накоплено за указанный период времени в части продвижения рекламы и построения бизнес-процессов. Рассматриваемое утверждение призвано привлечь внимание потенциальных потребителей к указанному обстоятельству.», как это в своём ответе на запрос Липецкого УФАС России утверждает ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», потребители рекламы, одним из которых является гражданин <...>, не воспринимают, так как такую информацию ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» при рекламе товаров бытовой техники и электроники до потребителей рекламы не доводит.

Таким образом, реклама товаров бытовой техники и электроники ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», в которой используется слоган «Мегамагазин Электроники. Сделано в Германии.», подразумевающий не место происхождения, а потребителями рекламы воспринимаемый как место происхождения товаров бытовой техники и электроники, при отсутствии сведений о месте происхождения каждого товара бытовой техники и электроники, содержит признаки нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в рекламе указаны не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о месте его происхождения.

На рассмотрении дела № 48 23 августа 2011 года, представитель ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» - <...> пояснил, что в настоящее время Обществом ведутся переговоры (обсуждаются вопросы для исследования) с социологическим факультетом МГУ им. Ломоносова о возможности проведения социологического опроса с целью выяснения восприятия потребителями слогана «Сделано в Германии».

При таких обстоятельствах, Комиссия полагает, что данный вопрос может быть разрешен посредством проведения экспертизы.

24 августа 2011 года Липецким УФАС России а адрес Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет» был направлен материал для проведения экспертизы. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

- является ли фраза в рекламе ООО «Медиа-Маркт-Сатурн»: «Мегамагазин Электроники. Сделано в Германии», утверждением об изложенных в письменных объяснениях по запросу о предоставлении информации от 30.05.2011 № 2033 фактах: о принадлежности Общества к участнику Общества, действующего в соответствии с законодательством ФРГ, и способе организации предпринимательской деятельности Общества или побуждением к приобретению рекламируемого товара, произведенного в Германии?

- воспринимается ли фраза в рекламе ООО «Медиа-Маркт-Сатурн»: «Мегамагазин Электроники. Сделано в Германии» так, как сообщает в письменных объяснениях по запросу о предоставлении информации от 30.05.2011 № 2033 Общество или же воспринимается потребителями рекламы так, что продаваемая в магазинах «Медиа Маркт» рекламируемая техника произведена в Германии?

- кому адресована указанная фраза: неопределенному кругу лиц или группе лиц, если группе лиц, то каковы критерии этой группы?

Согласно экспертному заключению: фраза в рекламе ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» «Мегамагазин Электроники. Сделано в Германии» является частью рекламного текста, побуждающего к приобретению рекламируемого товара, произведенного в Германии. Восприятие какой-либо информации, оформленной вербальными и невербальными средствами, определяется комплексом когнитивных, языковых, социальных и исторических факторов.

26 сентября 2011 года в адрес Липецкого УФАС России от ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» поступили письменные пояснения по делу по поводу не согласия общества с позицией УФАС по Липецкой области, что проведение лингвистической экспертизы соответствует рассматриваемым обстоятельствам дела.

С пояснениями общества нельзя согласится, так как реклама ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» заявителем изначально воспринималась как недостоверная и вводила его в заблуждение по поводу места происхождения товаров продаваемых в магазинах общества.

20 октября 2011 года при рассмотрении дела № 48 комиссия Липецкого УФАС России на основании исследования материалов дела № 48, экспертного заключения, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» нарушений пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащим рекламный слоган «Сделано в Германии» используемый в рекламной продукции ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», поскольку в нем нарушены требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 48

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

28 октября 2011 г. г. Липецк

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 28 октября 2011г. по делу № 48 о признании ненадлежащим рекламного слогана «Сделано в Германии» используемого в рекламной продукции ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» <...> поскольку в нем нарушены требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

2. ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 ноября 2011г.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении.

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны