Постановление №ТБ/524/22 Постановление по делу 048/04/14.3-709/2022 от 10 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Постановление по делу 048/04/14.3-709/2022

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮГ-КЛИНИКА" 344002, ОБЛАСТЬ РОСТОВСКАЯ, Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, ПР-КТ БУДЕННОВСКИЙ, Д. 6 ug-clinic@yandex.ru

 

 

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении 048/04/14.3-709/2022

 

 

10 августа 2022 года г. Липецк

 

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2022 года

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области <...>, рассмотрев дело об административном правонарушении № 048/04/14.3-709/2022, возбужденное в отношении ООО «ЮГ-Клиника» (ИНН: 6161082125; ОГРН: 1176196030999; адрес: 344002, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пр-т. Буденновский, д. 6 лит. Д) (далее — ООО «ЮГ-Клиника») по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие представителя ООО «ЮГ-Клиника», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области из Прокуратуры Липецкой области поступило (вх № 2615 от 29.03.2022) обращение гражданина К. (исх. № 72-р-1535-22/2291 от 25.03.2022) по вопросу распространения в поисковой системе Яндекс контекстной рекламы медицинских услуг (вывод из запоя, услуги психиатра-нарколога) без соответствующей лицензии услуг следующего содержания: «Наркология, выведение из запоя. Поможем за 1 визит! lipetsk.ug-clinica.com. Реклама. Вызов нарколога на дом круглосуточно. Вызвать наркологическую помощь анонимно. Круглосуточно. Анонимно. Клиника с лицензией. Вызов нарколога на дом. Вызов нарколога на дом. Кодирование. Цены. Бесплатная консультация. Контактная информация: +7 (931) 106-12-13. Круглосуточно. Липецк. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.».

При переходе по гиперссылке «Наркология, выведение из запоя. Поможем за 1 визит!…» осуществляется переход на страницу https://lipetsk.ug-clinica.com. На указанной странице распространяется информация о частной медицинской клинике ЮГ-Клиника в Липецке с указанием адреса: г. Липецк, ул. Лесная, 27. На сайте представлена медицинская лицензия № ЛО-61-01-007523, выданная ООО «ЮГ-Клиника» Министерством здравоохранения Ростовской области для осуществления деятельности (оказание медицинских услуг) по адресу Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Ленинский район, пр. Буденновский, д. 6. Информация о лицензировании деятельности на территории Липецкой области отсутствует.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

П. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация, распространяющиеся в поисковой системе Яндекс, следующего содержания: «Наркология, выведение из запоя. Поможем за 1 визит! lipetsk.ug-clinica.com. Реклама. Вызов нарколога на дом круглосуточно. Вызвать наркологическую помощь анонимно. Круглосуточно. Анонимно. Клиника с лицензией. Вызов нарколога на дом. Вызов нарколога на дом. Кодирование. Цены. Бесплатная консультация. Контактная информация: +7 (931) 106-12-13. Круглосуточно. Липецк. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.» соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

В соответствии с указанной номенклатурой медицинских услуг к таким услугам относится: 036 - психиатрия-наркология; A01.29.005 - Сбор жалоб и анамнеза (объективный и субъективный) в психиатрии-наркологии; B01.036.001 Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный.

Таким образом, объектом рекламирования в данном случае являются медицинские услуги.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Лицензирование государством отдельных видов деятельности направлено на защиту прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка. Лицензия гарантирует потребителю обязательное соблюдение хозяйствующим субъектом лицензионных требований и условий, предъявляемых законом к данному виду деятельности. Несоблюдение таких требований и условий несет в себе угрозу законным правам и интересам граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

С учетом изложенного, реклама медицинской деятельности, оказываемой лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом «О рекламе» не допускается.

ООО «ЮГ-Клиника» в своем ответе на запрос Липецкого УФАС России указало, что: «Сайт lipetsk.ug-clinica.com носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 гражданского кодекса Российской Федерации. На данный момент реклама данного сайта не производится. В период рекламирования медицинские услуги предоставляла организация ООО "Медлайт" г. Воронеж ул. Хользунова 74Б ЛО-36-01-004383 на основе договора между компаниями. Обслуживание данного сайта и оказание медицинских услуг на территории Липецкой области оказалось не рентабельным, в связи с этим ООО "Медлайт" и lipetsk.ug-clinica.com на данной территории не работают».

Вместе с тем, по состоянию на 13.04.2022 г. сайт lipetsk.ug-clinica.com продолжал функционировать, а местом оказания услуг был указан г. Липецк. На 02.06.2022 г. сайт lipetsk.ug-clinica.com продолжал работать, с указанием адреса г. Липецк, ул. Лесная, 27. На момент объявления резолютивной части решения 06.06.2022 сайт lipetsk.ug-clinica.com продолжал работу.

Кроме того, из пояснений следует, что ООО «ЮГ-Клиника» рекламировала через свой домен и сервис «Яндекс.Директ» медицинские услуги, оказываемые иной организацией, без указания сведений о лице, оказывающим данные услуги, информации о лицензии на оказание медицинских услуг, выданной ООО «Медлайт» для осуществления деятельности на территории г. Липецка и Липецкой области, иной информации о товаре, без указания которой потребители рекламы могут вводиться в заблуждение.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ответе на запрос, полученном от ООО «Яндекс» рекламодателем рассматриваемой рекламы является <...> (тел. +<...>), что подтверждается счетами и актами об оказании услуг. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, <...> является генеральным директором ООО «ЮГ-Клиника». В ответ на запрос Липецкого УФАС России регистратор доменных имен ООО «Бегет» указал, что владельцем домена ug-clinica.com и, соответственно поддомена lipetsk.ug-clinica.com, является <...> (тел. +<...>). Кроме того, из ответа ООО «ЮГ-Клиника» на запрос следует, что ООО «ЮГ-Клиника» является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЮГ-Клиника».

Из имеющихся в Липецком УФАС России сведений не установлено наличия лицензии у ООО «ЮГ-Клиника» на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем, данная реклама противоречит п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

П. 7 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как следует из ответа ООО «Яндекс», рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Яндекс» (ИНН: 77362075431; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

По делу № 048/05/7-363/2022 ООО «Яндекс» в ответе на запрос Липецкого УФАС России указало, что: «Реклама была размещена в рамках договора, заключенного между Яндексом и физическим лицом Ковалевым Сергеем Сергеевичем (тел. +79185360205) (далее – Рекламодатель 2) на условиях Оферты. Договор между Яндексом и Рекламодателем 3 был заключен посредством акцепта Рекламодателем 3 Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты. При этом обращаем Ваше внимание на то, что информация о Рекламодателе 2 была заполнена Рекламодателем 2 самостоятельно посредством клиентского веб-интерфейса сервиса «Яндекс.Директ». Яндекс не осуществляет проверку достоверности указанной информации. Счета, выставленные Яндексом и оплаченные Рекламодателем 3, а также акты об оказанных услугах и счета-фактуры приложены к настоящему ответу.»

Определением от 06.05.2022 г. № 3361-04 ООО «Яндекс» привлечено к участию в деле № 048/05/7-363/2022 в качестве лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением № 3362-04 от 06.05.2022 срок рассмотрения дела продлен до15.06.2022 г. Определением № 3361-04 от 06.05.2022 г. рассмотрение дела назначено на 06.06.2022 на 11:20. На рассмотрение дела представитель ООО «ЮГ-Клиника» не явился, ходатайства о рассмотрении дела № 048/05/7-363/2022 в его отсутствие не поступало. ООО «ЮГ-Клиника» надлежащим образом уведомлено о дате, месте и времени рассмотрении дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 39802550041180.

От ООО «Яндекс» поступило (вх. № 4359 от 24.05.2022 г.) ходатайство о рассмотрении дела № 048/05/7-363/2022 в отсутствие его представителя.

Руководствуясь п. 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия рассмотрела дело № 048/05/7-363/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Доводы ООО «ЮГ-Клиника» признаны Комиссией несостоятельными ввиду следующего:

1. Реклама «Наркология, выведение из запоя. Поможем за 1 визит! lipetsk.ug-clinica.com.…» содержит гиперссылку на сайт https://lipetsk.ug-clinica.com На указанном сайте и в рассматриваемой рекламе отсутствует информация об ООО «Медлайт» как лице, оказывающем медицинские услуги, однако имеется указание лица ООО «ЮГ Клиника» с его фирменным логотипом.

2. Местом осуществления деятельности на сайте https://lipetsk.ug-clinica.com указано г. Липецк, ул. Лесная, 27. ООО «ЮГ-Клиника» оказывает услуги по адресу г. Ростов-на-Дону, Ленинский район, пр-т Буденновский, д 6, как следует из лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-61-01-007523, размещенной на сайте https://lipetsk.ug-clinica.com. Информация об этом на сайте и в рекламе отсутствуют.

3. На сайте https://lipetsk.ug-clinica.com и в рекламе «Наркология, выведение из запоя. Поможем за 1 визит! lipetsk.ug-clinica.com.…» отсутствует информация о медицинской лицензии, выданной ООО «ЮГ-Клиника» или ООО «Медлайт» для оказания медицинских услуг по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Лесная, д. 7, в то время как в рекламе медицинские услуги предлагаются к осуществлению в г. Липецк.

Таким образом, потребители рекламы «Наркология, выведение из запоя. Поможем за 1 визит! lipetsk.ug-clinica.com.…» вводятся в заблуждение относительно лица, оказывающего медицинские услуги, места оказания медицинских услуг и наличия у лица лицензии на оказание медицинских услуг на территории г. Липецка и Липецкой области. В связи с этим рассматриваемая реклама соответствует понятию недостоверной, предусмотренного ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, и противоречит п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

Доводы ООО «Яндекс» признаны Комиссией несостоятельными ввиду следующего:

1. В Правилах и требованиях размещения рекламы сервиса Яндекс.Директ (Раздел Тематики рекламирования – Медицинские услуги) указано, что «рекламные объявления должны соответствовать законодательству тех стран, в которых вы хотите показывать рекламу. Для размещения рекламы дефектологов и логопедов не требуются специальные документы, если в объявлении нет упоминания медицинских услуг, клиник или услуг других врачей. В противном случае согласно законодательству и политике Яндекса потребуются определенные документы. Какие нужны документы - Копия лицензии, включая оборотную сторону и приложения с адресом и перечнем разрешенных видов медицинской деятельности. Адрес оказания медицинских услуг в лицензии должен совпадать с адресом, указанным в контактных данных и на сайте. Юридическое наименование в лицензии должно совпадать с юридическим наименованием на сайте. Если вы рекламируете товары и услуги нескольких категорий (например, медицинские услуги и лекарства), документы нужно предоставить для каждой из них.» В рубрике «Ответы на вопросы» сервиса Яндекс.Директ указано, что: «Как объявления проходят модерацию? Объявления в Яндексе проходят проверку на соответствие требованиям к рекламным материалам. Так мы убеждаемся, что реклама не касается запрещенных или ограниченных по закону товаров и сервисов. Читайте подробнее об ограничениях в Справке. Обычно на это требуется несколько часов (для кампаний с большим количеством объявлений — дольше).

Часто реклама проходит модерацию автоматически за несколько минут. Однако в течение трех дней ее проверит специалист Яндекса. Если такое объявление нужно доработать, мы сообщим об этом в письме».

На основании вышеизложенного, реклама медицинских услуг следующего содержания: «Наркология, выведение из запоя. Поможем за 1 визит! lipetsk.ug-clinica.com. Реклама. Вызов нарколога на дом круглосуточно. Вызвать наркологическую помощь анонимно. Круглосуточно. Анонимно. Клиника с лицензией. Вызов нарколога на дом. Вызов нарколога на дом. Кодирование. Цены. Бесплатная консультация. Контактная информация: +7 (931) 106-12-13. Круглосуточно. Липецк. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.», распространяемая в поисковой системе Яндекс без соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг, не соответствует требованиям части 3 статьи 5, пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, признана Комиссией ненадлежащей рекламой (решение по делу № 048/05/7-363/2022 от 17.06.2022).

Учитывая, что рассматриваемая реклама на момент вынесения решения не распространяется, Комиссией принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному выше, ООО «ЮГ-Клиника» совершило административное правонарушение, наказание за которое предусмотрено ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления, в частности, в сфере государственного контроля и надзора.

Объективная сторона состоит в нарушении и ООО «ЮГ-Клиника» установленных рекламным законодательством норм и заключается в том, что оно нарушило ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

Субъект правонарушения – ООО «ЮГ-Клиника» (ИНН: 6161082125; ОГРН: 1176196030999; адрес: 344002, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пр-т. Буденновский, д. 6 лит. Д).

Субъективная сторона выражается в форме вины, так как ООО «ЮГ-Клиника» не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения законодательно установленных обязанностей, не приняло всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства, не осуществило надлежащего контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе при размещении рекламы, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – г. Липецк.

Время совершения административного правонарушения - 21.03.2022.

ООО «ЮГ-Клиника» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составлении протокола, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления 39802551087736. Ходатайства о составлении протокола в отсутствие представителя не поступало. ООО «ЮГ-Клиника» прислало ответ (вх. № 5584 от 12.07.2022) на решение по делу № 048/05/7-363/2022, в котором указало, что: «ЮГ-Клиника» проводила рекламу на территории Липецкой области, предоставляя медицинские услуги на территории Ростовской области, г. Ростов-на-Дону, Буденновский проспект 6. Таким образом, мы предоставляли информацию о клинике в Ростовской области, что не является нарушением закона «О рекламе». Ответ приобщен к протоколу.

Руководствуясь ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составлен в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направлена лицу, в отношении которого он составлен.

Определением от 26.07.2022 № ТБ/129/22 о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 048/04/14.3-709/2022 назначено на 09.08.2022 г. на 12:30. ООО «ЮГ-Клиника» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается отчетом об отправке почтового отправления № 39802550044990. ООО «ЮГ-Клиника» представило ходатайство о рассмотрении дела в режиме видеоконференцсвязи. В удовлетворении ходатайства отказано (Определение № ТБ/485/22 от 08.08.2022).

В ответ на протокол № 048/04/14.3-709/2022 об административном правонарушении ООО «ЮГ-Клиника» представило возражения, в которых указало, что не согласно с указанными обвинениями. Доводы ООО «ЮГ-Клиника» признаны несостоятельными ввиду следующего.

1. ООО «ЮГ-Клиника» ссылается на п. 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 01.06.2021 г. № 852, в соответствии с которым, при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также соответствующие сведения (документы), предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения.

Выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.

Согласно Приказу № 14 от 01.02.2022 г. «Об организации мобильной медицинской бригады», в ООО «ЮГ-Клиника» организована соответствующая бригада в составе медицинской сестры Карпухиной Т.А., врача психиатра-нарколога Масаловой Т.А., врача психиатра Анцыборова А.В. Вместе с тем в Приказе отсутствует указание на место нахождения мобильной медицинской бригады, что противоречит п. 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности и, следовательно, не является основанием для оказания медицинских услуг ООО «ЮГ-Клиника» вне места осуществления деятельности, указанного в лицензии ЛО-61-01-007889: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 6.

2. ООО «ЮГ-Клиника» указывает, что на сайте https://lipetsk.ug-clinica.com в нижней его части указана информация об оказании медицинских услуг ООО «ЮГ-Клиника» по лицензии № ЛО-61-01-007889 по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 6., на территории Ростовской области. В подтверждение ООО «ЮГ-Клиника» представило скриншот страницы сайта. Однако, согласно информации, имеющейся в Липецком УФАС России, на момент распространения рекламы, на сайте https://lipetsk.ug-clinica.com была размещена информация, однозначно и недвусмысленно указывающая на оказание медицинских услуг в медицинском центре на территории г. Липецка. Согласно архивным копиям сайта, полученным с помощью ресурса Wayback Machine (web.archive.org), по состоянию на 29.03.2022 (https://web.archive.org/web/20220329012430/https://ug-clinica.com/) и 01.04.2022 (https://web.archive.org/web/20220401135939/https://ug-clinica.com/) на домене https://ug-clinica.com и, соответственно, поддомене lipetsk.ug-clinica.com, указанная информация отсутствовала. В архивной копии от 25.05.2022 (https://web.archive.org/web/20220525141729/https://ug-clinica.com/) данная информация присутствует на основном домене https://ug-clinica.com. Из этого следует, что информация об оказании медицинских услуг ООО «ЮГ-Клиника» по лицензии № ЛО-61-01-007889 по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 6., на территории Ростовской области была добавлена в период с 02.04.2022 по 25.05.2022, т.е. уже после распространения ненадлежащей рекламы. Кроме того, по состоянию на 02.06.2022 г. указанная ООО «ЮГ-Клиника» информация на сайте https://lipetsk.ug-clinica.com отсутствовала, что также подтверждается скриншотами сайта. Данные обстоятельства свидетельствуют о намеренном искажении информации со стороны ООО «ЮГ-Клиника» с целью избежать административной ответственности.

3. ООО «ЮГ-Клиника» указывает, что договор с ООО «Яндекс» о размещении ненадлежащей рекламы заключил <...> как физическое лицо. Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ, <...> является генеральным директором ООО «ЮГ-Клиника» и лицом, имеющим право действовать от лица ООО «ЮГ-Клиника» без доверенности. Согласно материалам, предоставленным ООО «Яндекс», <...> при размещении рекламы ООО «ЮГ-Клиника» представил материалы: гарантийные письма и медицинские лицензии. При этом все гарантийные письма направлены от лица ООО «ЮГ-Клиника» и подписаны не физическим лицом <...>, а генеральным директором ООО «ЮГ-Клиника» <...>, и скреплены фирменной печатью ООО «ЮГ-Клиника» (ИНН: 6161082125; ОГРН: 1176196030999). На основании изложенного, при размещении рекламы ООО «ЮГ-Клиника» в Яндекс.Директ <...> действовал от лица юридического лица ООО «ЮГ-Клиника», в связи с чем оно признано рекламодателем ненадлежащей рекламы.

Кроме того, ООО «ЮГ-Клиника» в возражениях указывает на «искажение сути пояснений» <...> и «выбирание из контекста необходимой для установления вины информации» со стороны Липецкого УФАС России. Данное заявление является необоснованным. В адрес Липецкого УФАС России поступили объяснения <...> в ответ на запрос (вх. № 3158 от 12.04.2022). Указанные пояснения полностью и дословно включены в протокол № 048/04/14.3-709/2022 об административном правонарушении (страница 4). Кроме того, на решение по делу № 048/05/7-363/2022 и уведомление о составлении протокола об административном правонарушении в Липецкое УФАС России поступил ответ <...> (вх. № 5584 от 12.07.2022). Данный ответ также полностью и дословно включен в текст протокола № 048/04/14.3-709/2022 об административном правонарушении (страница 8), а также приобщен к протоколу. Иных объяснений в адрес Липецкого УФАС России от <...> или ООО «ЮГ-Клиника» не поступало. В соответствии с изложенным, заявление ООО «ЮГ-Клиника» не соответствует действительности и противоречит материалам дела.

4. ООО «ЮГ-Клиника» указывает, что выводы антимонопольного органа противоречат письму ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15.

В соответствии с письмом ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19, рекламой признаётся информация, отвечающая признакам рекламы, указанным в статье 3 Федерального закона «О рекламе». Кроме того, в статье 2 Федерального закона «О рекламе» указаны отдельные виды информации, которые сходны с рекламой, однако таковой не являются.

2.1. Не является рекламой выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя. При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса), такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге не выполняется, поскольку однородная информация, размещённая среди таких же, однородных, сведений о различных товарах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.

Однако, когда на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещённая посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой. Указанная позиция ранее также направлялась в адрес территориальных органов ФАС России письмом ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15.

В соответствии с материалами дела № 048/05/7-363/2022 ненадлежащая реклама ООО «ЮГ-Клиника» распространялась через сервис контекстной рекламы Яндекс.Директ с пометками «Реклама», «Есть противопоказания. Необходима консультация специалиста». Кроме того, ответ ООО «Яндекс» подтверждает факт того, что указанная информация являлась именно рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 4 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении ООО «ЮГ-Клиника» к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

Таким образом, вина ООО «ЮГ-Клиника» в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

В ходе рассмотрения должностным лицом рассмотрена возможность квалификации правонарушения как малозначительного в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ. Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО «ЮГ-Клиника» несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы. Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения ООО «ЮГ-Клиника» как исключительный, не установлено, а Обществом таковых не приведено.

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 статьи 3.4 предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг обладают повышенной опасностью. Общественные отношения, связанные с рекламой медицинских услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в сфере здравоохранения. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья человека, несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Конституция Российской Федерации признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь - самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20).

Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).

В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Об общественной опасности правонарушений, связанных с рекламой медицинских услуг, свидетельствует выделение законодателем ответственности за такие нарушения в отдельный состав - часть 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой: Постановление Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2018 г. по делу N А63-19622/2017, Определение Верховного суда Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 308-АД18-21678.

В соответствии с изложенным, замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение при обстоятельствах данного дела не представляется возможным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, руководствуясь 3.2, 3.5, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Признать общество с ограниченной ответственностью «ЮГ-Клиника» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Сумму штрафа за нарушение антимонопольного законодательства надлежит уплатить по следующим реквизитам:

УФК по Липецкой области (Липецкое УФАС России л/с № 04461056940);

ИНН 4826018513

КПП 482601001

ОГРН 1024840864432

ЕКС № 40102810945370000039

Казначейский счет № 03100643000000014600

БИК 014206212

ОКТМО 42701000

Отделение Липецк Банка России//УФК по Липецкой области г. Липецк

КБК 16111601141010003140

(УИН: 16100500000001474288)

Назначение платежа: «Оплата штрафа по постановлению 048/04/14.3-709/2022 за ООО "ЮГ-Клиника"».

Заверенную копию документа, подтверждающую уплату штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по адресу: 398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1, каб. 516.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ, при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

В соответствии частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Дата вступления постановления в силу ___________________

Дата направления постановления в ФССП России ____________________

 

Врио руководителя Липецкого УФАС России

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2022-549

 

 

Связанные организации

ООО "ЮГ-КЛИНИКА"
ИНН 6161082125, ОГРН 1176196030999