Решение б/н РЕШЕНИЕ №048/01/18.1-471/20 от 28 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №048/01/18.1-471/20

«28» мая 2020 года                                                                                     г. Липецк

          Резолютивная часть решения объявлена 28.05.2020

Решение в полном объеме изготовлено 29.05.2020

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции»,

         рассмотрев жалобу гражданина <…> на действия организатора торгов — арбитражного управляющего <…> при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже следующего имущества должника: Земельный участок (категория земель: Земли сельхоз назначения), расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский р-н, с/т «Русская Мамайка», участок №50, кадастровый номер <...> :49:0306001:303 (извещение №3842 размещено на сайте электронной торговой площадки: "Ru-Trade24") (далее- торги, публичное предложение),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

12 мая 2020 года в Липецкое УФАС России, из Краснодарского УФАС России по подведомственности, поступила жалоба от гражданина <…> (далее- заявитель) на действия организатора торгов — арбитражного управляющего <…> (далее- организатор торгов) при проведении торгов посредством публичного предложения.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению.

Информация о поступлении жалобы, а также сведения о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещены на официальном сайте Липецкого УФАС России - lipetsk.fas.gov.ru.

          Рассмотрение жалобы назначено на 21.05.2020 в 10-00ч.

          Липецким УФАС России (письма исх.№3631-03, №3632-03 от 14.05.2020) стороны были уведомлены о возможности принять участие в рассмотрении жалобы как непосредственно, так и посредством системы видеоконференцсвязи. Однако, заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, соответствующего ходатайства в антимонопольный орган не направил. Жалоба рассматривалась 21.05.2020 Комиссией Липецкого УФАС России в присутствии организатора торгов.

          С целью получения дополнительной информации, рассмотрение жалобы было отложено на 28.05.2020 в 10.00 ч. на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

          Как следует из доводов жалобы заявителя, заявителем была подана заявка на участие в торгах. Однако, ему было отказано в допуске к участию в торгах по основанию, указанному в протоколе об определении участников торгов №3842 от 21.04.2020: «нет поступления задатка на дату составления протокола».  

Присутствующий 21.05.2020 на рассмотрении жалобы организатор торгов не согласился с доводами жалобы заявителя и пояснил, что заявителю правомерно было отказано в допуске к участию в торгах по основанию, указанному в протоколе об определении участников торгов №3842 от 21.04.2020, а также в связи с тем, что заявитель не подтвердил факт перечисления задатка на указанный в сообщении о проведении торгов срок.

На момент рассмотрения жалобы по существу, по процедуре рассматриваемых торгов договор заключен не был.

На рассмотрение жалобы организатором торгов представлены документы, предусмотренные ч.15 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".

Комиссия Липецкого УФАС России в результате рассмотрения жалобы, возражений на нее и материалов торгов пришла к следующим выводам.

  Согласно пункту 3 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

  Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников установлен приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013г. N178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России".

Как установлено, Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу №А32-37185/2016 15/87-БФ финансовым управляющим утвержден <…>.

         Сообщение о проведении торгов 3842 посредством публичного предложения по продаже имущества должника <…> земельный участок (категория земель: Земли сельхоз назначения), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский р-н, с/т «Русская Мамайка», участок №50, кадастровый номер <...> :49:0306001:303 размещено на сайте электронной торговой площадки: "Ru-Trade24", а также в официальном Едином федеральном реестре сведений о банкротстве - 01.03.2020.

        В соответствии с п.10 ст.110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия должны содержаться в том числе: порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

         Во исполнение указанного выше требования Закона о банкротстве, сообщение о проведении торгов 3842 посредством публичного предложения, размещенное на сайте электронной торговой площадки: "Ru-Trade24", а также в официальном Едином федеральном реестре сведений о банкротстве - 01.03.2020, содержит следующую информацию: «Для участия в открытых торгах заявитель представляет Финансовому управляющему заявку на участие в открытых торгах в форме электронного документа. Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным Законом о банкротстве, настоящим Положением, а также требованиям, указанным в сообщении о проведении торгов. Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

- наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

- номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

- сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Направление заявителем задатка на счет, указанный в сообщении о проведении торгов, считается акцептом размещенного на сайте ЕФРСБ договора о задатке».

        Вышеуказанный перечень сведений, представляемых участниками торгов в своих заявках, является исчерпывающим.   

        Более того, согласно сообщению о проведении торгов, дата и время начала представления заявок на участие в торгах- 02.03.2020 00:01, дата и время окончания представления заявок на участие в торгах- 18.05.2020 00:01.

        При этом, указанное сообщение содержит, в числе прочего, периоды снижения цены. Так, в периоде приема заявок: c 07.04.2020 0:01:00 по 14.04.2020 0:01:00, c 14.04.2020 0:01:00 по 21.04.2020 0:01:00 цена определена как - 319 059,00 руб. Задаток составляет 31 905,90 руб. 

        Между тем, в соответствии с условиями, обозначенными в сообщении, на момент подачи заявки задаток должен поступить на счет, указанный в объявлении о проведении торгов. Задаток подлежит перечислению по следующим реквизитам: Банк получателя ЛИПЕЦКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8593 ПАО СБЕРБАНК БИК 044206604 Кор. счет 30101810800000000604 Получатель <…> Счет №40817810435004586495. В назначении платежа обязательно указывать период торгов, а также Ф.И.О. плательщика.

          Согласно протокола от 21.04.2020 об определении участников торгов №3842, организатору на участие в торгах 20.04.2020 поступили две заявки от следующих участников– гражданин <…> (заявитель) в 18:15:55ч. и ООО «Электронный Брокер» в 20:49:42ч. При этом, заявителю было отказано в допуске к участию в торгах по причине: «нет поступления задатка на дату составления протокола».

        Вместе с тем, как следует из доводов жалобы, заявитель считает неправомерным отказ ему в допуске к участию в торгах по причине не поступления задатка на дату составления протокола. Поскольку, на момент подачи заявки денежные средства, в качестве задатка, поступили на счет, указанный в сообщении о проведении торгов. В подтверждение данному обстоятельству заявителем в составе жалобы представлена копия платежного поручения №31496 от 20.04.2020 и выдержка из выписки из лицевого счета должника – гражданки <…>.

        Рассмотрение организатором торгов представленных заявок на участие в торгах и принятие решения о допуске к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

        В силу п.11 ст.110 Закона о банкротстве, заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

-наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

-фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

-номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

          Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России из анализа представленной на рассмотрении жалобы заявки заявителя, она содержит сведения, предусмотренные п.11 ст.110 Закона о банкротстве и установленные в сообщении о проведении рассматриваемых торгов.

         Согласно п.12 ст.110 Закона о банкротстве, решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Между тем, в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ, Суд), изложенной в определении от 01.07.2016 N306-ЭС16-3230 по делу NА57-494/2014 (далее - Определение), нарушение по смыслу пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве может являться основанием для отказа претенденту в допуске к участию в торгах только в случае непоступления задатка на специальный счет на дату составления протокола об определении участников торгов (абзац 5 пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве).

ВС РФ также указывает, что действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов. Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов по формальным основаниям не соответствует ни целям реализации имущества должника, ни целям конкурсного производства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ, торги являются конкурентной формой определения наиболее лучших условий за продаваемое имущество и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота), при установлении срока внесения задатка должны учитываться банковские правила движения денежных средств (о которых потенциальные участники не обязаны быть осведомлены) в целях обеспечения поступления задатка на специальный счет, используемый для проведения торгов, на момент составления протокола об определении участников торгов.

Следовательно, как указал Суд, исполняя возложенную на него обязанность, организатор торгов должен определить такой срок внесения задатка, чтобы между этой датой и датой составления протокола об определении участников торгов существовал (вызванный объективными факторами) разумный временной разрыв, способствующий получению организатором торгов на дату составления протокола актуальной информации по всем лицам, изъявившим волю принять участие в торгах и внесшим задаток.

Как было вышеизложено, заявителем в составе жалобы представлена копия платежного поручения №31496 от 20.04.2020.

При этом, необходимо отметить, что платежное поручение - расчетный (платежный) документ. Это распоряжение плательщика банку перевести денежные средства со счета плательщика в этом банке на счет получателя в этом или другом банке (п.1 ст.863 ГК РФ, п.1.12 Положения Банка России от 19.06.2012 N383-П).

          Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России из копии представленного в материалы жалобы платежного поручения №31496 от 20.04.2020, заявителем 20.04.2020 переведены на счет должника – гражданки <…>, открытый в банке- Липецкое отделение №8593 ПАО «Сбербанк» г.Липецк, денежные средства в качестве задатка в размере- 31 905,90 руб. на участие в торгах в период: с 14.04.2020 по 21.04.2020. Более того, следует обратить внимание, что дата списания со счета плательщика денежных средств, указанная банком – 20.04.2020.

        Следовательно, 20.04.2020 денежные средства, в качестве задатка на участие в рассматриваемых торгах, были списаны со счета заявителя.

Таким образом, подтверждено, что заявителем до окончания подачи заявок на участие в торгах (т.е. до 21.04.2020 0:01:00) был осуществлен перевод денежных средств в качестве задатка на счет должника – гражданки <…>.

Доказательств обратного организатором торгов в материалы жалобы представлено не было.

Кроме того, необходимо отметить, что документом, подтверждающим поступление задатка на счет должника, указанный в сообщении о проведении торгов, является выписка с такого счета.

        Проанализировав представленную в материалы жалобы копию Выписки из лицевого счета гражданки <…> (должник), представленной также организатором торгов в материалы жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что она, в числе прочего, содержит сведения о поступлении в период с 17.04.2020 по 20.04.2020 денежных средств в виде 3 зачислений на сумму, равную установленному в период подачи участниками заявок (с 14.04.2020 по 21.04.2020) размеру задатка- 31 905,90 руб.

       Рассмотрев в совокупности представленную заявителем в материалы жалобы копию платежного поручения №31496 от 20.04.2020 и копию вышеуказанной Выписки из лицевого счета гражданки <…>, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заявителем 20.04.2020 были перечислены денежные средства, в качестве задатка на сумму-  31 905,90 руб., которые в этот же день поступили на счет должника - гражданки <…>, указанный в сообщении о проведении торгов.

      Доказательств обратного организатором торгов в материалы жалобы представлено не было.

      При этом, необходимо отметить, что согласно позиции суда, изложенной в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 N18АП-13284/2013 по делу NА47-5015/2013, п.12 ст.110 Закона о банкротстве не изменяет установленного п.11 ст.110 Закона о банкротстве перечня документов, прилагаемого заявителем к заявке на участие в торгах, не возлагает на него обязанность подтверждать факт внесения задатка путем представления платежного поручения или выписки по расчетному счету. Напротив, исходя из абзаца пятого п.12 ст.110 Закона о банкротстве, предполагается, что именно организатор торгов должен совершить действия по проверке поступления задатка на счета, указанные в сообщении о торгах, и лишь при отсутствии соответствующего подтверждения отказать заявителю в допуске к участию в торгах.

      Таким образом, как следует из вышеизложенного, именно организатор торгов должен совершить действия по проверке поступления задатка на счета, указанные в сообщении о торгах, и лишь при отсутствии соответствующего подтверждения отказать заявителю в допуске к участию в торгах.

       При этом, отказ в допуске к участию в торгах при таких обстоятельствах может быть признан обоснованным, если будет установлено, что организатор торгов обращался к банку за получением сведений о поступлении задатка на счета должника и на основании полученных документов, в частности, выписки по счету, установил фактическое отсутствие денежных средств

       Согласно пояснений организатора торгов и представленным им документам, 28.04.2020 (обращение №200428-0607-890500) он обращался в Сбербанк с вопросом о предоставлении информации о разблокировке счетов клиентов-банкротов, а также с уточнением информации о порядке получения сведений об источниках поступления денежных средств на счета клиентов-банкротов.

       При этом, из ответа специалиста Сбербанка, в том числе, установлено, что для снятия ограничений со счета клиентов-банкротов требуется время.

       Вместе с тем, проанализировав вышеуказанное обращение, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что оно не подтверждает факт принятия организатором торгов всех мер, направленных на установление факта поступления 20.04.2020 от заявителя задатка на счет, указанный в сообщении о проведении торгов (т.е. его наличие на счету должника на дату составления протокола об определении участников торгов №3842, датированного от 21.04.2020), ввиду следующего.

        Во-первых, вышеуказанное обращение организатора торгов в Сбербанк датировано 28.04.2020, т.е. задолго после принятия протокола об определении участников торгов №3842 от 21.04.2020, в котором заявителю было отказано в допуске к участию в торгах по причине не поступления задатка на дату составления данного протокола.

       Во-вторых, из содержания запроса вышеуказанного обращения не следует, что организатор торгов имел намерения установить факт поступления от заявителя 20.04.2020 задатка на счет должника – гражданки <…>.

       Следовательно, на дату составления протокола об определении участников торгов №3842, датированного от 21.04.2020, у организатора торгов отсутствовала информация о поступлении 20.04.2020 денежных средств в счет оплаты задатка от заявителя. При этом, сведений о том, что организатор торгов предпринял все меры по установлению факта поступления от заявителя задатка 20.04.2020, либо 21.04.2020, т.е. в день составления данного протокола об определении участников торгов, в материалах жалобы не имеется.

        При этом, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что в рассматриваемом случае временной разрыв между моментом подписания организатором торгов протокола определения участников торгов, окончанием срока подачи заявок и окончанием срока внесения задатка является не разумным и не способствующим получению организатором торгов на дату составления данного протокола актуальной информации по всем лицам, изъявившим волю принять участие в торгах и внесшим задаток.

        Поскольку торги являются конкурентной формой определения наиболее лучших условий продажи имущества и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота), при установлении срока внесения задатка должны учитываться банковские правила движения денежных средств (о которых потенциальные участники не обязаны быть осведомлены) в целях обеспечения поступления задатка на счет, используемый для проведения торгов, на момент составления протокола об определении участников торгов.

        В рассматриваемом случае, любой участник торгов (в том числе и заявитель) подавая заявку в последний день приема заявок и оплачивая задаток в этот день, может быть не допущен до участия в торгах, в связи с тем, что для поступления задатка на счет должника необходимо дополнительное время.

        Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов, проявивших интерес к отчуждаемому имуществу путем подачи заявки, чтобы увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество.

       Как установлено, в соответствии с протоколом о результатах проведения торгов №3842 от 21.04.2020 победителем рассматриваемых торгов признано ООО «Электронный Брокер», предложившее цену имущества должника – 325 000,00 руб.  При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что исходя из заявки заявителя его ценовое предложение составило 325 059,00 руб. Таким образом, ценовое предложение заявителя в случае его допуска к участию в торгах, оказалось бы выше, чем ценовое предложение победителя торгов.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что организатором торгов было необоснованно и в нарушение требований п.12 ст.110 Закона о банкротстве отказано заявителю в допуске к участию в торгах по продаже имущества должника – гражданки <…> Данное нарушение является существенным и повлияло на результат проведения торгов, привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.   

       В связи с изложенным, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя.

       Руководствуясь статьей 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

         1. Признать жалобу гражданина <…> на действия организатора торгов — арбитражного управляющего <…> при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже следующего имущества должника: Земельный участок (категория земель: Земли сельхоз назначения), расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский р-н, с/т «Русская Мамайка», участок №50, кадастровый номер <...> :49:0306001:303 (извещение №3842 размещено на сайте электронной торговой площадки: "Ru-Trade24") обоснованной.

          2. В действиях организатора торгов установлено нарушение п.12 ст.110 Закона о банкротстве.

          3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

          4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

         Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны