Решение №3862-03 - от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ   №048/06/105-416/2019

 

«24» июня 2019 года                                                                               г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.06.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 26.06.2019.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу ООО «МОНОЛИТ» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт фасада Дома культуры  (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России 17.06.2019 поступила жалоба ООО «МОНОЛИТ» (далее – заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик - муниципальное бюджетное учреждение культуры "Задонский центр культуры и досуга" (далее – заказчик)).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, уведомленный надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В жалобе заявителя указано, что при проведении электронного аукциона заказчиком допущен ряд нарушений Закона о контрактной системе, а именно:

1) неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства;

2) заказчиком не установлены надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 99.

Представитель заказчика представил письменное мнение на жалобу.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителя заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России от 18.06.2019 №287, Комиссией установлено  следующее.

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона 03.06.2019 размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 881 465,00 руб.

Объектом электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту.

Доводы жалобы Комиссия признает обоснованными в связи со следующим.

1. В соответствии с п. 6 части II «информационная карта электронного аукциона»  документации об электронном аукционе к участникам  закупки установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

Данное требование установлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

К лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, предъявляются требования в соответствии с градостроительным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 55.8  Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее -ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет". Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.  Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В пункте 11.2.3 части II «информационная карта электронного аукциона»  документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 Закона, или копии этих документов:

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (копия Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДОПУСКЕ К РАБОТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА (п. 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капительному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624).

Однако, положения ГрК РФ, предусматривающие, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам,  не действуют с 01.07.2017.

Таким образом, указанное заказчиком свидетельство саморегулируемой организации о допуске к определенным  работам с 01.07.2017 не может является документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и п. 6 документации об электронном аукционе.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

На основании вышеизложенного, требование о предоставлении во второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным  работам установлено заказчиком без учета вышеприведенных положений ГрК РФ и является  нарушением ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Такие дополнительные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – постановление №99).

В результате анализа извещения и документации об электронном аукционе, Комиссией установлено, что в п. 6.2 части II «информационная карта электронного аукциона»  документации об электронном аукционе заказчиком установлено следующее дополнительное требование к участникам электронного аукциона:

- «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих<*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.».

Однако, пунктом 2 приложения №1 к постановлению №99 установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей  устанавливается дополнительное требование к участникам закупки:

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;

не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки такому дополнительному требованию, являются:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Исходя из вышеприведенных положений постановления №99, следует, что дополнительное требование, установленное заказчиком в п. 6.2 части II «информационная карта электронного аукциона»  документации об электронном аукционе, не содержится в постановлении №99.

Следовательно, заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе и приведенными положениями постановления №99.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.

 

При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. Электронный аукцион проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 3 ст. 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

В силу требований ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Однако, в п. 9 части II «информационная карта электронного аукциона»  документации об электронном аукционе заказчик указал, что «ограничение участия в определении поставщика, установленное в соответствии с Законом – не установлено.».

При таких обстоятельствах, отсутствие в документации установленного в извещении ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. В части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе содержатся единые требования к участникам закупок, которые, в силу ч. 3 ст. 64 закона, должны быть указаны заказчиком в документации об электронном аукционе.

В ходе анализа установленных заказчиком в п. 6 части II «информационная карта электронного аукциона»  документации об электронном аукционе единых требований к участникам установлено, что заказчик не установит требование, предусмотренное п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, - отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Требования к составу первой  части заявки установлены в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В данном случае заказчик в п. 11.2.2 части II «информационная карта электронного аукциона»  документации об электронном аукционе в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе  установил ненадлежащие требования к первой части заявки (в недействующей редакции ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе).

 

4. Пунктом  7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Как было указано ранее, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Однако, в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, требования к составу второй части заявки установлены без учета п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе о предоставлении участниками вышеуказанной декларации.

Установленные нарушения ч.ч. 1, 3  ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия  

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «МОНОЛИТ» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт фасада Дома культуры  (реестровый номер <...> ) обоснованной.

2. Признать нарушения ч.ч. 1, 3 ст.64 Закона о контрактной системе в действиях заказчика.

3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны