Решение №859 Решение от 14 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
14 декабря 2020 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 декабря 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
при рассмотрении дела № 048/05/28-859/2020, возбужденного по признакам нарушения ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии:
представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ОБУ «Издательский дом «Липецкая газета» <…> (по доверенности от 17.09.2020 б/н),
УСТАНОВИЛА:
Липецким УФАС России установлено, что 26.08.2020 г. на информационно-справочном портале СМИ Липецкой области «Липецкмедиа» распространялась реклама, следующего содержания: «Горячая акция от АО СЗ РЕМСТРОЙСЕРВИС! Большой подарок для большой семьи! Парковочное место на подземной автостоянке в подарок При покупке 4-х комнатной квартиры в ЖК <…> Застройщик АО СЗ «РЕМСТРОЙСЕРВИС». Проектная декларация на сайте <…>. Данная акция не суммируется с другими скидками и акциями. Срок проведения акции до 31.08.2020 г. Подробности по телефону <…>».
В соответствии со свидетельством ЭЛ № ФС 77-50671 от 24.07.2012 г., информационно-справочный портал СМИ Липецкой области «Липецкмедиа» является сетевым изданием, учредителем которой является – Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета (<…>) (далее - ОБУ «ИД «Липецкая газета»).
Статья 1 Закона о рекламе в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
п. 2 ст. 3 Закона о рекламе говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, распространявшаяся на информационно-справочном портале СМИ Липецкой области «Липецкмедиа», следующего содержания: «Горячая акция от АО СЗ РЕМСТРОЙСЕРВИС! Большой подарок для большой семьи! Парковочное место на подземной автостоянке в подарок При покупке 4-х комнатной квартиры в ЖК <…> Застройщик АО СЗ «РЕМСТРОЙСЕРВИС». Проектная декларация на сайте <…>. Данная акция не суммируется с другими скидками и акциями. Срок проведения акции до 31.08.2020 г. Подробности по телефону <…>», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной.
Согласно части 7 статьи 28 Закона о рекламе реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 г. № 1133 в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/.
При этом в рассматриваемой рекламе ссылка на адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, отсутствует.
Следовательно, в рекламе, следующего содержания: «Горячая акция от АО СЗ РЕМСТРОЙСЕРВИС! Большой подарок для большой семьи! Парковочное место на подземной автостоянке в подарок При покупке 4-х комнатной квартиры в ЖК <…> Застройщик АО СЗ «РЕМСТРОЙСЕРВИС». Проектная декларация на сайте <…>. Данная акция не суммируется с другими скидками и акциями. Срок проведения акции до 31.08.2020 г. Подробности по телефону <…>», содержатся признаки нарушения части 7 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.
Из пояснений ОБУ «ИД «Липецкая газета», рассматриваемая реклама распространялась на основании Договора от 03.08.2020 г. на производство и размещение рекламно-информационных материалов, заключенного между ОБУ «ИД «Липецкая газета» (исполнитель) и ИП <…>) (заказчик).
Согласно части 2 указанного договора ИП <…> предоставляет материалы для производства и размещения, несет ответственность за достоверность информации, оплачивает услуги, передает право на размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) (в случае их собственного производства или приобретения у третьих лиц), обязуется урегулировать претензии, в связи с выходом РИМ.
Услуги по размещению рекламы также были оплачены ИП <…>.
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…>.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В рассматриваемом случае рекламораспространителем является ОБУ «ИД «Липецкая газета».
Рекламопроизводителем, согласно сведениям, представленным ОБУ «ИД «ЛГ», является акционерное общество Специализированный застройщик «Ремстройсервис» (<…>) (далее - АО СЗ «Ремстройсервис»).
В связи с наличием признаков нарушения рекламного законодательства в рассматриваемой рекламе, Липецким УФАС России было возбуждено дело № 048/05/28-859/2020 от 04.09.2020г.
Определением о возбуждении дела №048/05/28-859/2020 у ИП <…>, ОБУ «ИД «Липецкая газета», АО СЗ «Ремстройсервис» были запрошены документы и сведения.
ОБУ «ИД «Липецкая газета» письмом от 18.09.2020г. исх.№468 пояснило, что рассматриваемая реклама распространялась на основании договора между ОБУ «ИД «Липецкая газета» и ИП <…>. По указанному договору ОБУ «ИД «Липецкая газета» является рекламораспространителем. 28.08.2020г. баннер был изменен.
От АО СЗ «Ремстройсервис» в Липецкое УФАС России поступило письмо с просьбой назначить наказание ИП <…>. административное наказание в виде предупреждения, в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ. Однако дело № 048/05/28-859/2020 возбуждено по признакам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Данное производство не является делом об административном правонарушении. Документы и информация, запрошенная у АО СЗ «Ремстройсервис» определением от 04.09.2020г. в антимонопольный орган не поступала.
ИП <…> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела не уведомлен.
Определением от 22.09.2020г. рассмотрение дела № 048/05/28-859/2020 назначено на 22.10.2020г.
У ИП <…>, АО СЗ «Ремстройсервис» повторно были запрошены документы и сведения.
05.11.2020г. в адрес Липецкого УФАС России поступили пояснения от ИП <…> о том, что он разместил рекламу в ОБУ «ИД «Липецкая газета» по просьбе физического лица – <…>, который объяснил, что выкупил все квартиры и нежилые помещения у АО СЗ «Ремстройсервис» и теперь продает их по договору уступки права требования и соответственно заинтересован в их рекламе. Договора с <…> не заключалось. Баннер был представлен <…> в электронном виде.
05.11.2020г. в адрес Липецкого УФАС России поступили пояснения от АО СЗ «Ремстройсервис» о том, что на момент распространения рассматриваемой рекламы Общество реализовало все имеющиеся у него жилые и нежилые помещения до июля 2019г. В настоящее время все жилые и нежилые помещения реализуются участниками долевого строительства путем заключения договоров уступки по договору долевого участия (ДДУ). В частности, физическим лицом <…>.
Таким образом, потенциальному покупателю, при покупке 4-х комнатной квартиры в ЖК, предлагался подарок - парковочное место на подземной автостоянке. Однако в рекламе не было указано, что все жилые и нежилые помещения в еще строящемся доме, уже приобретены. И они, в свою очередь, продаются по договору переуступки права долевого участия. Соответственно, обратившись по указанному объявлению, потребитель будет заключать не договор купли-продажи, и даже не ДДУ, а договор переуступки, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона №38-ФЗ, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с ч.6 ст.38 №38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо – п.5 ст. 3 №38-ФЗ «О рекламе») несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5 №38-ФЗ «О рекламе».
Определением от 10.11.2020г. к участию в рассмотрении дела № 048/05/28-859/2020, в качестве лица, в чьем действии содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, привлечен <…>, у которого были запрошены документы и сведения. Рассмотрение дела № 048/05/28-859/2020 назначено на 01.12.2020г.
Информация, запрошенная у <…> определением от 10.11.2020г. по существу рассматриваемого дела в антимонопольный орган не поступала.
01.12.2020г. на рассмотрение дела № 048/05/28-859/2020 <…> не явился (уведомлен надлежащим образом).
АО СЗ «Ремстройсервис» пояснило, что <…> по договору долевого участия №П-1/147 от 17.06.2019г. были приобретены все жилые и нежилые помещения в строящемся многоквартирном жилом доме в ЖК <…>. Обязательства перед застройщиком - АО СЗ «Ремстройсервис» по оплате по договору №П-1/147 от 17.06.2019г. <…> исполнил полностью.
ИП <…> пояснил, что разместил рассматриваемую рекламу в ОБУ «ИД «Липецкая газета» по просьбе (без договора) <…>.
01.12.2020г., в связи с необходимостью получения дополнительной информации, Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела № 048/05/28-859/2020 объявила перерыв в рассмотрении дела на срок до 04.12.2020г.
04.12.2020г. рассмотрение Комиссией дела № 048/05/28-859/2020 после перерыва было продолжено с момента, на котором оно было прервано.
Комиссия, заслушав доводы стороны, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» в рассматриваемой рекламе.
В связи с прекращением распространения вышеуказанной рекламы, необходимость в выдаче предупреждения лицам, участвующим в деле, отсутствует.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «Горячая акция от АО СЗ РЕМСТРОЙСЕРВИС! Большой подарок для большой семьи! Парковочное место на подземной автостоянке в подарок При покупке 4-х комнатной квартиры в ЖК <…> Застройщик АО СЗ «РЕМСТРОЙСЕРВИС». Проектная декларация на сайте <…>. Данная акция не суммируется с другими скидками и акциями. Срок проведения акции до 31.08.2020 г. Подробности по телефону <…>», т.к. нарушены ч. 7 ст.5, ч.7 ст.28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем которой является физическое лицо – <…>, рекламодателем - индивидуальный предприниматель <…>, рекламораспространителем – Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета (<…>).
2. Не выдавать лицам, участвующим в деле, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.