Постановление №ДШ/3504/23 Постановление 396 от 23 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО "Яндекс"
119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
<...>@yandex-team.ru

Постановление 396

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 048/04/14.3-396/2023

23 мая 2023 года г. Липецк

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года

Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2023 года

Я, заместитель руководителя – начальник отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области <...>, рассмотрев дело об административном правонарушении № 048/04/14.3-396/2023, возбужденное в отношении ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; КПП: 770401001; ОГРН: 1027700229193; дата регистрации в качестве ЮЛ — 14.09.2000; адрес: <...>) по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие представителя ООО «Яндекс», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, представившего ходатайство (вх. 4104-ЭП/23 от 22.05.2023) о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области поступило (вх № 4243-ИП от 23.11.2022) обращение гражданина <...> по вопросу распространения в поисковой системе Яндекс контекстной рекламы медицинских услуг (вывод из запоя, услуги психиатра-нарколога) без соответствующей лицензии следующего содержания: «Вывод из Запоя от 2390 руб. Нарколог на дом. Звоните! Анонимный выезд на дом. Липецк. infomed-express48.ru Реклама. Срочная помощь врач-нарколог. Приедем за 30 мин. Опытные врачи. Кодирование от алко. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».

При переходе по указанной в рекламе ссылке открывается сайт https://infomed-express48.ru/ с указанием информации о наркологической клинике «Медресурс» с указанием адреса осуществления деятельности: г. Липецк, ул. Гагарина, дом 133, и номером телефона +7 (918) 918-98-30. При этом на сайте размещена неустановленная лицензия (элементы с низким разрешением, увеличению или открытию не поддаются).

По указанному адресу осуществляет деятельность поликлиника «Мед Экспресс» (ООО «Медресурс»: ИНН: 4826079900; КПП: 482601001; 398043, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 133) с иными номерами телефонов и адресом сайта: 55-57-52; 39-91-93; med-express.info.

ООО «Медресурс» в ответе на запрос (вх. 4738-ЭП/22 от 07.12.2022) сообщило, что не имеет отношения к сайту https://infomed-express48.ru/, к информации, размещенной на нем, к размещенной рекламе, номеру телефона и предоставлению данных услуг. ООО «Медресурс» оказывает услуги по указанному адресу в соответствии с лицензией № ЛО-48-01-001700 (копию лицензии предоставило).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

П. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация, распространяющиеся в поисковой системе Яндекс, следующего содержания: «Вывод из Запоя от 2390 руб. Нарколог на дом. Звоните! Анонимный выезд на дом. Липецк. infomed-express48.ru Реклама. Срочная помощь врач-нарколог. Приедем за 30 мин. Опытные врачи. Кодирование от алко. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом» соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из вышеуказанного, реклама медицинских услуг infomed-express48.ru содержит недостоверную информацию о лице, оказывающим медицинские услуги, и месте оказания услуг, что является нарушением п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

В соответствии с указанной номенклатурой медицинских услуг к таким услугам относится: 036 - психиатрия-наркология; A01.29.005- Сбор жалоб и анамнеза (объективный и субъективный) в психиатрии-наркологии; B01.036.001 Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный.

Таким образом, объектом рекламирования в данном случае являются медицинские услуги.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Лицензирование государством отдельных видов деятельности направлено на защиту прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка. Лицензия гарантирует потребителю обязательное соблюдение хозяйствующим субъектом лицензионных требований и условий, предъявляемых законом к данному виду деятельности. Несоблюдение таких требований и условий несет в себе угрозу законным правам и интересам граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

С учетом изложенного, реклама медицинской деятельности, оказываемой лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом «О рекламе» не допускается.

Из имеющихся в Липецком УФАС сведений не установлено наличие у лиц, предлагающих оказание медицинских услуг на сайте https://infomed-express48.ru/, лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории г. Липецка и Липецкой области, что нарушает требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

П. 7 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как следует из ответа ООО «Яндекс», рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

Определением от 23.01.2023 № ДШ/326/23 в отношении <...> (рекламодатель), <...> (рекламораспространитель) и ООО «Яндекс» (рекламораспространитель) возбуждено дело № 048/05/7-48/2023 о нарушении законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 16.02.2023 на 14 часов 30 минут. 16.02.2023 в связи с необходимостью выяснения дополнительной информации рассмотрение дела отложено на 30.03.2023 на 14 часов 40 минут; срок рассмотрения дела продлен до 24.04.2023. 30.03.2023 рассмотрение дела отложено на 18.04.2023 на 15 часов 00 минут.

В ответ на определение от 23.01.2023 № ДШ/326/23 ООО «Яндекс» представило письменные пояснения, в которых указало следующее.

Указанная реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 4501855/22 от 01.10.2022 между ООО «Яндекс» и ООО «АДВ-Сервис» (ИНН: 78910704382).

Яндекс сообщил, что все рекламные объявления, размещаемые в сервисе «Яндекс.Директ», проходят модерацию в форме проверки на соответствие требованиям к рекламным материалам. Для размещения в сервисе «Яндекс.Директ» рекламы, связанной с осуществлением медицинской деятельности, в обязательном порядке необходимо предоставление лицензии, включая оборотную сторону и приложения с адресом и перечнем разрешенных видов медицинской деятельности.

В целях соблюдения законодательства и в соответствии с правилами проверки рекламных материалов Яндекса до размещения рекламы были предприняты следующие контрольные действия:

1) Реквизиты лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленной рекламодателем (№ ЛО-48-01-001700, выдана ООО «Медресурс») были проверены на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Едином реестре лицензий. Лицензия имеется и действует.

2) Реквизиты лицензии сверены с информацией, указанной рекламодателями на сайте, а также в виртуальной визитке, указанной в рекламе. Выявлено, что в лицензии, виртуальной визитке и на сайте указаны одни и те же данные, в т.ч. в отношении адреса осуществления медицинской деятельности — города Липецк. Результаты проверки сохранены в виде скриншота в системе Яндекса.

Таким образом, ООО «Яндекс полагает, что со своей стороны проявил должную осмотрительность, предпринял все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе и осуществил проверку рекламы на соответствие требованиям.

На рассмотрение дела № 048/05/7-48/2023 18.04.2023 явилась посредством видеоконференцсвязи представитель ООО «Яндекс» <...> (доверенность б/н от 20.01.2022). В ходе рассмотрения представленную позицию ООО «Яндекс» поддержала.

Комиссией при рассмотрении дела № 048/05/7-48/2023 установлено следующее:

1. В «Правилах размещения рекламы на Яндексе» (Яндекс Правовые документы https://yandex.ru/legal/adv_rules/) указано, что реклама некоторых товаров и услуг запрещается или ограничивается действующим законодательством. В частности, нельзя рекламировать товары и услуги, подлежащие сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий (ст. 7 ФЗ «О рекламе». Копии Сертификатов или Лицензий должны быть предоставлены в службу размещения до момента начала размещения рекламы (ст. 13 ФЗ «О рекламе»). В разделе «Реклама медицинских услуг» (Яндекс Правовые документы yandex.ru/legal/adv_rules/) указано, что осуществление медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию (п. 46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Далее, в сервисе «Яндекс.Директ» в рубрике «Ответы на вопросы» (https://direct.yandex.ru/) указано следующее: «Как объявления проходят модерацию? Объявления в Яндексе проходят проверку на соответствие требованиям к рекламным материалам. Так мы убеждаемся, что реклама не касается запрещенных или ограниченных по закону товаров и сервисов. Читайте подробнее об ограничениях (https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html) в Справке. Обычно на это требуется несколько часов (для кампаний с большим количеством объявлений — дольше). Часто реклама проходит модерацию автоматически за несколько минут. Однако в течение трех дней ее проверит специалист Яндекса. Если такое объявление нужно доработать, мы сообщим об этом в письме».

2. При переходе по гиперссылке https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html открывается Яндекс Справка — рубрика «Правила и модерация», раздел «Тематики рекламирования». При переходе по гиперссылке «Медицинские услуги» (https://yandex.ru/support/direct/moderation/categories/medicine-medical-activity.html#medicine-medical-activity) размещена информация, в которой указано: Медицинские услуги К размещению принимается реклама медицинской деятельности, за исключением медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

В ваших объявлениях и на странице перехода должны соблюдаться все требования законодательства. Например, реклама не должна:

содержать утверждения о полной безвредности рекламируемой услуги или ссылаться на конкретные случаи излечения людей и улучшения их здоровья;

содержать ссылки на терапевтические эффекты относительно заболеваний, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению, или ссылаться на конкретные случаи излечения людей и улучшения их здоровья.

В ваши текстовые объявления автоматически будет добавлено предупреждение «Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом». Текст предупреждения не зависит от содержания конкретного объявления и не может быть изменен. В графические объявления, видеообъявления и креативы для медийных кампаний это предупреждение необходимо добавлять самостоятельно. Подробнее о предупреждениях.

Ваши объявления должны соответствовать законодательству тех стран, в которых вы хотите показывать рекламу. Россия:

Когда отправить документы

Документы можно предоставить в любой момент после отправки объявлений на модерацию. Если объявления были отклонены только из-за отсутствия необходимых документов, то после их получения все объявления будут перепроверены. Если проверка пройдет успешно, ваши объявления будут допущены к показам. Если потребуется дополнительная информация, мы свяжемся с вами.

Какие нужны документы

Копия лицензии, включая оборотную сторону и приложения с адресом и перечнем разрешенных видов медицинской деятельности. Адрес оказания медицинских услуг в лицензии должен совпадать с адресом, указанным в контактных данных и на сайте. Юридическое наименование в лицензии должно совпадать с юридическим наименованием на сайте».

3. На сайте infomed-express48.ru размещена информация о медицинской клинике «Медресурс» с указанием информации о том, что медицинские услуги оказываются по адресу: Липецкая обл., г. Липецк, ул. Гагарина, дом 133, а также указан номер телефона +7 (918) 918-98-30 и размещена неустановленная лицензия (элементы низкого разрешения, увеличению и нажатию не поддаются).

При этом следует учитывать, что ООО «Яндекс», как рекламораспространитель, в силу Закона о рекламе несет ответственность за распространение рекламы медицинских услуг без соответствующей лицензии.

По запросу «медресурс липецк гагарина 133» в поисковой системе Яндекс пользователю выдается ссылка на страницу https://med-express.info/, являющуюся официальным сайтом медицинской организации МедЭкспресс (ООО «Медресурс»). На сайте https://med-express.info/ указаны иные номера телефонов, а также электронная почта med-express@list.ru. Кроме того, в сервисе Яндекс.Карты имеется панорамная фотография (https://yandex.ru/maps/9/lipetsk/house/ulitsa_gagarina_133/Z0AYcwJoTk0AQFtofXpzcHRmZA==/panorama/?from=tabbar&ll=39.558786%2C52.621851&panorama%5Bdirection%5D=254.647282%2C5.143396&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=39.559058%2C52.621890&panorama%5Bspan%5D=120.310607%2C60.000000&source=serp_navig&tab=panorama&z=16) по указанному адресу от 2022 года, на которой видна вывеска медицинской организации МедЭкспресс (ООО «Медресурс») с номерами телефонов и сайтом https://med-express.info/. Таким образом, обнаруживается явное несоответствие с информацией, представленной рекламодателем при размещении рекламы.

ООО «Яндекс» имело возможность при прохождении рекламой модерации, в том числе:

1) связаться с ООО «Медресурс» для подтверждения размещения рекламы от имени организации и в ее интересах;

2) запросить у рекламодателя документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени и в интересах ООО «Медресурс»;

3) запросить у рекламодателя надлежащим образом заверенную ООО «Медресурс» копию лицензии на осуществление медицинской деятельности;

однако не сделало этого, тем самым не проявив должной осмотрительности и допустив нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

4. Решение Оренбургского УФАС России от 01.02.2023 по делу № 056/05/5-740/2023, представленное ООО «Яндекс», не может быть принято Комиссией в качестве довода по следующим основаниям. В указанном деле рассматривались три рекламных объявления. Одно из рекламных объявлений Оренбургским УФАС признано надлежащим, поскольку в тексте рекламы размещена гиперссылка на официальный сайт медицинской клиники. В отношении двух других рекламных объявлений вынесено решение о признании их ненадлежащими. Данные обстоятельства не применимы к рассматриваемому делу, поскольку в рассматриваемой Комиссией рекламы размещена ссылка на сторонний ресурс, не имеющий отношение к медицинской организации ООО «Медресурс», чья лицензия и реквизиты (адрес местонахождения) незаконно использованы третьими лицами, что подтвердило ООО «Медресурс» (вх. 4738-ЭП/22 от 07.12.2022).

На основании изложенного, реклама медицинских услуг следующего содержания: «Вывод из Запоя от 2390 руб. Нарколог на дом. Звоните! Анонимный выезд на дом. Липецк. infomed-express48.ru Реклама. Срочная помощь врач-нарколог. Приедем за 30 мин. Опытные врачи. Кодирование от алко. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом», распространяемая через сервис контекстной рекламы «Яндекс.Директ» на сайте информационно-коммуникационной сети Интернет https://yandex.ru без соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг, не соответствует требованиям п. 20 ч. 3, части 7 статьи 5, пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, признана Комиссией ненадлежащей рекламой (решение по делу № 048/05/7-48/2023 от 18.04.2023).

Учитывая, что рассматриваемая реклама на момент вынесения решения не распространяется, Комиссией принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному выше, ООО «Яндекс» совершило административное правонарушение, наказание за которое предусмотрено ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления, в частности, в сфере государственного контроля и надзора.

Объективная сторона состоит в нарушении ООО «Яндекс» установленных рекламным законодательством норм и заключается в том, что оно нарушило п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

Субъект правонарушения – ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

Субъективная сторона выражается в форме вины, так как ООО «Яндекс» не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения законодательно установленных обязанностей, не приняло всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства, не осуществило надлежащего контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе при размещении рекламы, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – г. Липецк.

Время совершения административного правонарушения — 23.11.2022.

ООО «Яндекс» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 39802567195913. От ООО «Яндекс» поступило (вх. 3586-ЭП/23 от 03.05.2023) ходатайство о составлении протокола в отсутствие представителя.

Руководствуясь ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составлен в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направлена лицу, в отношении которого он составлен.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 11.05.2023 № ДШ/3212/23 о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 048/04/14.3-396/2023 назначено на 23.05.2023 г. на 11 часов 00 мин.. ООО «Яндекс» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. ООО «Яндекс» представило ходатайство (вх. 4104-ЭП/23 от 22.05.2023) о рассмотрении дела № 048/04/14.3-396/2023 в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело № 048/04/14.3-396/2023 рассмотрено в отсутствие лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 4 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении ООО «Яндекс» к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

Таким образом, вина ООО «Яндекс» в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

В ходе рассмотрения должностным лицом рассмотрена возможность квалификации правонарушения как малозначительного в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ. Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО «Яндекс» несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы. Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения ООО «Яндекс» как исключительный, не установлено, а Обществом таковых не приведено.

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг обладают повышенной опасностью. Общественные отношения, связанные с рекламой медицинских услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в сфере здравоохранения. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья человека, несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Конституция Российской Федерации признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь - самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20). Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41). В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Об общественной опасности правонарушений, связанных с рекламой медицинских услуг, свидетельствует выделение законодателем ответственности за такие нарушения в отдельный состав - часть 5 статьи 14.3 КоАП РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой, в частности, Определением Верховного суда Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 308-АД18-21678.

Кроме того, ООО «Яндекс» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ): Постановления Липецкого УФАС России № 048/04/14.3-706/2022 (вступило в силу 27.08.2022); № 048/04/14.3-707/2022 (вступило в силу 27.08.2022); № 048/04/14.3-708/2022 (вступило в силу 27.08.2022); № 048/04/14.3-815/2022 (вступило в силу 10.09.2022); № 048/04/14.3-816/2022 (вступило в силу 10.09.2022); № 048/04/14.3-920/2022 (вступило в силу 17.11.2022); № 048/04/14.3-1120/2022 (вступило в силу 19.11.2022); № 048/04/14.3-1121/2022 (вступило в силу 19.11.2022); № 048/04/14.3-22/2023(вступило в силу 06.02.2023), что является отягчающим обстоятельством.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, руководствуясь 3.2, 3.5, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Яндекс» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 — 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Сумму штрафа за нарушение антимонопольного законодательства надлежит уплатить по следующим реквизитам:

УФК по Липецкой области (Липецкое УФАС России л/с № 04461056940);

ИНН 4826018513

КПП 482601001

ОГРН 1024840864432

ЕКС № 40102810945370000039

Казначейский счет № 03100643000000014600

БИК 014206212

ОКТМО 42701000

Отделение Липецк Банка России//УФК по Липецкой области г. Липецк

КБК 16111601141010003140

УИН: 16100500000001668929

Назначение платежа: «Оплата штрафа по постановлению 048/04/14.3-396/2023 за ООО "Яндекс"».

Заверенную копию документа, подтверждающую уплату штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по адресу: 398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1, каб. 516.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вступления постановления в силу ___________________

Дата направления постановления в ФССП России ____________________

Заместитель руководителя

<...>

 

 

 

Исп.<...> тел.8(4742) <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны